Интенциональность – постоянное качество деятельности сознания
Мир становится фактом сознания.
//Интериоризация – обратный подход. Внешний мир переходит во внутренний. У Гуссерля же внутреннее схватывает внешнее.
«От меня к миру»!
Потому Гуссерль придерживается принципа эпохэ (остановки, декартова сомнения) – воздержания суждения о внешнем мире. Философия для него начинается с первичного опыта, вещей в их данности.
Высказывания, которые нельзя вырзаить в полной мере феноменологически, должны быть отвергнуты. В этом принцип беспредпосылочности.
Так, сознание:
1) Субъективно (всегда чьё-то);
2) Интенционально направлено на объект (всегда о чём-то)
2. Критика психологизма
Психологизм в логике получает своё развитие в XXв. связывается с именами Э.Дюркгейма, Д.С.Милля, утверждавших, что логика изучает мышление, а значит – психические процессы.
Но для Гуссерля законы психологии слишком эмпиричны и статистичны и не могут быть точными, логика же изучает не мышление как психические процессы, а единую истину.
· Ноэза (ноэзис) – деятельность конституирования: переживание.
· Ноэма – сам интенциональный предмет;. Ноэма ~ смысл
Задача философии – каждую ноэму привести к ноэзе.
Пример феноменологического метода:
Как воспринять и осмыслить, что такое яблоня? Человек рассматривает конкретную яблоню и синтезирует получаемые от нее восприятия. Человек имеет дело с восприятиями от одной и той же яблони, поэтому синтезирование выступает как идентирование, т.е. «схватывание» одинакового. Так субъект формирует представление «об этой яблоне».
Но как составить себе идею о яблоне вообще? На пути к эйдосу «яблоня» субъект воображает, представляет себе различные яблони, в том числе и такие ее свойства, которые присущи всякой яблоне. В результате достигается эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без какого-либо вмешательства предмета.
Тезис Гуссерля «Назад, к самим вещам!». | Это означает, что мы слишком буквально понимаем существование дискретной реальности, которой на самом деле не существует. То есть выделение объектов существует по привычке, конвенции – на самом деле это совершенно не оправдано. Когда мы говорим это дом, никакого дома на самом деле нет – есть стены, которых тоже нет, потому что есть только блоки… |
Критика натурализма | По версии натурализма, внешний объектный мир помещается в сознание как идеальная копия. Это неверно, потому что нельзя рассматривать сознание и объект как принадлежащие одной реальности. Это «пищеварительная философия». |
Конституирование сознания | По Гуссерлю, сознание – точка сборки мира: не обладание, а конституирование сознания. Конституирование - процесс взаимодействия сознания с окружающей реальностью, в котором сознание не пассивно воспринимает, а активно воссоздает ее «в себе, из себя и для себя» |
Особенности сознания: | 1. Присущность сознания конкретному человеку 2. Интенциональность, направленность сознания. |
Критика психологической интерпретации феноменологии | «Из того факта, что теоретическое “реализуется” в определенных психических переживаниях, никоим образом не следует непосредственно (что ложно полагается как нечто само собой разумеющееся), что эти психические переживания должны иметь значимостьпервичных объектов логических исследований». Предметом исследования является внутренняя логическая структура, которая присуща мышлению человека. Предмет логики – истина – единая для всех, априорные формы. |
Метод феноменологического анализа | 1. Интроспекция 2. Предмет рассмотрения - эти акты, которые до сих пор совершенно не были предметными, должны стать теперь объектами схватывания и теоретического полагания. |
БИЛЕТ 21
Антипсихологизм и логицизм Готлоба Фреге
Готлоб Фреге (1848-1925) – математик-философ, платоник. Создатель логики предикатов, родоначальник аналитической философии.\
«Логика связана с истиной примерно как физика с тяготением». Ее задача – не открывать истины, а познавать законы истинности» - опорный тезис Фреге.
Предмет логики ранее определялся неверно – считает Готлоб. Вместо законов истинности исследовались законы мышления. Но при таком психологическом подходе роль истины преуменьшается!
Когда мы устанавливаем справедливость суждений или умозаключений, нужно сосредоточиться вовсе не на описании психического процесса.
Истинность – свойство, заключаемое в совпадении представления с действительностью? Но истинность не допускает градаций! Всякая попытка объяснить истинность указанием на признаки, требует прежде установить, истинны ли эти признаки…
Таким образом, истинность применима не к представлениям, а лишь к предложениям, к их смыслу. (Фреге рассматривает сообщения и утверждения, а также общие вопросы).
Где же существует истина?
Фреге различает вещи и представления о вещах. Представления субъективны, они принадлежат одному конкретному носителю и не существуют вне его, ими обладают, а не ощущают их.
Но является ли истина представлением? Такое предположение могло бы привести к тому, что не имеет смысла говорить о теореме Пифагора, а только о моей и твоей теореме Пифагора. Но ведь теорема Пифагора была бы верной независимо от того. что кто ее знал!
Для идей, истины и лжи Фреге выделяет особый третий мир, почти как у Платона. Классификация миров Фреге:
1) Мир вещей;
2) Мир субъективных представлений;
3) Мир объективных представлений – платоновских идей, истины и лжи
Значит, мы не создаём истину, а постигаем её.
Можно представить, что законы мышления подобны законам природы и отражают общее в психических явлениях, имеющих место при мышлении. Законы мышления в этом случае - психологические законы. Рассуждая таким образом, можно прийти к заключению, что в логике изучаются психологические процессы мышления и те психологические законы, в соответствии с которыми оно происходит. Но роль истины при таком понимании оказывается несправедливо преуменьшенной.
В случае, когда нам необходимо установить, справедливо ли умозаключение, к которому приводит процесс мышления, можно, вероятно, обойтись и без описания психического процесса.
Потому логика – это наука о наиболее общих формах бытия истины, её задача -обнаружение законов истинности, а не законов мышления, следовательно, её предмет – истина.
Для традиционной логики характерен перевод на субъектно-предикатный язык -Фреге становится приверженцем логицизма – программы сведения математики к логике.
Число по Фреге – общее свойство тех множеств, которые можно поставить во взаимно однозначное соответствие друг с другом, т.е. свойство равночленных множеств.
Бесконечное порождение числового ряда:
{x/x≠x} – множество быть неравным самому себеᴓ = 0
{ᴓ} – свойство, равночисленное пустому множеству
{ᴓ} = 1
{ᴓ, {ᴓ}} = 2
*Возникновение парадокса Рассела
Антипсихологизм. Цель науки - познание истины, которая не зависит от чувственного восприятия, а не законов мышления. Потому как «истинное и ложное умозаключение в равной мере происходят с логическими законами». «Выводы из законов мышления и описание психического процесса, который приводит к истинному умозаключению, не могут прояснить то, к чему относится соответствующее умозаключение».
Мысль – то, к чему можно применить понятие истинности. Она не зависит от чувственного восприятия. Например, мыслью является «в прямоугольном треугольнике квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов». Она вневременна, вечна, неизменна. Мысль выражает утверждение: восклицание или императив не являются мыслями. Мысль то же, что и пропозиция. Представление – квалиа. Представление, которое образуется в сознании человека и не может быть воспринята органами чувств – это уже функция органов чувств. Всякое представление обладает носителем, а вещи внешнего мира автономны. Вещи внешнего мира общие для всех, а представления строго индивидуальны, то есть обладают только одним носителем. | Например, самая быстрая рыба в мире – парусник – развивает скорость до 110 км/ч. До того момента, когда учёные замерили её скорость это тоже было так, но никто этого не знал. Это мысль. Блондины имеют 160 тысяч волос на голове. Пока этого никто не посчитал, никто не знал, не существовало представления об этом. А факт существовал. Это мысль. |
Тот, кто мыслит, не создаёт мыслей, он принимает их, такими, какими они существуют в мире самостоятельно. Следовательно, нужно свести все суждения к логике, чтобы абстрагироваться от чувственного восприятия и познать истину. ЛОГИЦИЗМ - направление в основаниях математики кон. 19 - нач. 20 вв., отвергающее кантовский Тезис о синтетическом характере математических истин; рассматривает математику как чисто аналитическую науку, все понятия которой можно определить в рамках дедуктивной логики без использования каких-либо положений нелогического характера. Основные представители - Г. Фреге, Б. Рассел, А. Уайтхед. Тезис о "сводимости математики к логике" оказался невыполнимым, вместе с тем логицизм способствовал развитию математической логики.
БИЛЕТ 22
Теория смысла и значения языковых выражений Фреге
1892 – статья «О смысле и значении»
Предложения «Утренняя звезда = утренняя звезда» и «Утренняя звезда = вечерняя звезда» оба истинны, тем не менее они истинны по-разному (аналитическая и фактическая истина), и несут очевидно разную информацию.
Фреге систематизирует это различие - вводя разницу между понятиями смысла и значения.
Значение – это объект, обозначаемое,
«Утренняя звезда» и «вечерняя звезда» имеют одно и то же значение, что и делает возможным второе тождество.
Но у знака есть еще смысл – способ данности обозначаемого.
Смысл может давать новую информацию об обозначаемом. И знаки с одним значением могут иметь разный смысл. Одно дело – сказать «автор «Войны и мира», другое – «писатель, изображенный на этом портрете».
Можно иметь смысл, но не иметь значения. Например, «Нынешний король Франции». Способ данности в наличии, но нет обозначаемого, которое можно было бы поставить в соответствие.
Иногда слова употребляются в косвенной речи. Тогда говорят уже о смысле слова.
Георг хотел знать, является ли Скотт автором Уэверли.
В данном случае, «автор Уэверли» понимается косвенно. Фреге считал бы значением этого знака вовсе не Вальтера Скотта, а смысл, вкладываемый речью – способ данности.
То есть, косвенное значение = обычному смыслу.
Поэтому в контексте не работает замена «Автор «Уэверли» = Вальтер Скотт», косвенные значения отличаются.
Наконец, есть еще представление – часть души отдельного человека, внутренний образ, связанный со знаком.
Разицу между значением, смыслом и представлением Фреге сравнивает с наблюдением Луны в микроскоп.
Значение – это Луна. Оно единственно для всех смыслов и способов данности.
Смысл – изображение в телескопе. На Луну можно посмотреть под разным углом, с разного расстояния, в разную погоду. Тем не менее, все эти изображения соответствуют одному значению.
Представление – изображение на сетчатке. Оно индивидуально для каждого наблюдателя.
А как быть с предложениями? Смысл – это его мысль. «Утренняя звезда красива» и «Вечерняя звезда красива» - имеют разные мысли, то есть мысль не может быть значением. О значении предложения речь может идти только тогда, когда установлено значение его составных частей, и этот вопрос можно ставить ТТК нас интересует его истинностное значение. Значением Фреге предлагает считать именно истинность.
Истинность – не предикат: ибо Мысль «Мысль А истинна» абсолютно идентична самой мысли А. Истинностное значение же всегда лежит вне мысли, подобно тому как Солнце лежит вне способов его данности.
Существуют также придаточные предложения. Смысл главного предложения – одна мысль. Поэтому смысл придаточного – лишь часть мысли. Ее значение не сводимо к истинностному значению.
II. Семантический треугольник
Выражает |
Обозначает |
«Знак» или «имя» - любое обозначение, выступающее в роли имени собственного, значением которого является определенный предмет, но не понятие/отношение.
Представление знака – субъективный образ предмета, который не может отождествляться со значением и смыслом.
В предложении | В метафоре про луну | ||
Значение | Предмет, который мы обозначаем с помощью этого имени. | Значение – истинностное значение, единственное возможное. | Луна |
Смысл | Смысл, который не субъективен, но не является и самим предметом. Реальный образ, общий для всех. Часть общей сокровищницы мыслей. | Дополнительная информация, которая привносится предложением. | Отражение на линзе телескопа |
Представление | Субъективное представление о предмете, которое у нас есть. | Отражение на сетчатке глаза |
Про придаточные предложения:
- Истинность (значение) целого предложения не зависит от истинности или ложности придаточного предложения.
(А) Арсений считал, что мусоропровод великолепен.
Неважно, великолепен или нет мусоропровод, предложение (А) будет истинным.
- Смысл целого предложения зависит от смысла придаточного предложения.
(В1) Юлия не знала, что она выходит замуж за Евгения.
(В2) Юлия не знала, что она выходит замуж за полного мудака.
Несмотря на то, что референт один и тот же, смысл предложения различается очень радикально.