Место дисциплины в структуре ОП магистратура
Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Методы археологических исследований» является формирование у студентов знаний об основных проблемах изучения полевой и камеральной археологии.
Задачи:
- изучить основные направления методики исследования предметов материальной культуры в полевых и камеральных условиях;
- сформировать умения и навыки при работе с археологическими предметами в различных научных учреждениях, музеях.
Место дисциплины в структуре ОП магистратура
Дисциплина входит в профессиональный цикл вариативной части ОП.
Дисциплина адресована студентам 1 курса направления подготовки 46.04.01 «история», обучающихся по магистерской программе «Археология» (46.04.01.02).
Изучению дисциплины предшествуют следующие курсы: «Сохранение историко-культурного наследия», «Актуальные проблемы исторических исследований», «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке», «Общая музеология и практика археологической экспозиции», «Теоретико-методологические проблемы археологии» – общенаучный цикл, вариативная часть.
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции по направлению подготовки 46.04.01.02 «АРХЕОЛОГИЯ», обучающихся по магистерской программе «Археология».
Общекультурные компетенции:
способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу (ОК-1);
Общепрофессиональные компетенции:
готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке РФ и иностранном языке для решения профессиональной деятельности (ОПК–1).
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению в общенаучном цикле базовой части курса «Сохранение историко-культурного наследия», в профессиональном цикле базовой части ООП курсов «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке», «Актуальные проблемы исторических исследований».
Программа дисциплины построена на основе блочно-модульного принципа. В курсе выделено два модуля, каждый из которых подразделяется на несколько разделов.
Модуль 1. «Полевая археология: методика, методы»
«Цели, задачи курса. Основные понятия дисциплины».
«Археологические разведки, методика, цели и виды разведок».
«Методика исследований могильников».
«Методика изучения поселений».
«Методы полевых исследований».
Модуль 2. «Камеральная работа с предметами: методика, методы».
«История развития принципов классификации предметов».
«Методика обработки вещевых комплексов (из камня, бронзы, керамики, железа)».
«Методы хронологии археологических объектов. Роль математики в археологических исследованиях».
«Естественнонаучные методы в решении вопросов строения и происхождения предметов материальной культуры».
«Режим хранения предметов в камеральных условиях».
Курс имеет практическую часть в виде семинарских занятий, выполнения реферата, презентаций, докладов, подготовке аналитических обзоровпо литературе по вопросам классификации и новейшим методам работы с предметами материальной культуры; поиск и использование электронных ресурсов Интернета.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методы археологических исследований» 46.04.01.02 Археология
Общепрофессиональные компетенции:
ОПК-2 - готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Общекультурные компетенции:
ОК-3 - готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала.
Профессиональные компетенции:
ПК-4 - способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы.
ПК-12 - способность к использованию баз данных, и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций.
В результате освоения дисциплины «Методы археологических исследований» обучающийся должен:
Знать основы курса «Методы археологических исследований».
Уметь ориентироваться в современных методах полевой и камеральной археологии.
Владеть навыками исследовательской, организационной и практической работы по сохранению предметов историко-культурного наследия.