Темы, вынесенные на самостоятельное изучение
Тема: Мочевыделительная система.
Продолжительность изучения темы 5,5 часов
Из них на занятии 3 часа.
Самостоятельная внеаудиторная работа 2,5 часа.
Цель:Изучить основные закономерности гистологического строения и гистофизиологии органов выделительной системы.
Задачи:
Знать:
1. Макроскопическое и микроскопическое строение почек. Гистологическое строение коркового и мозгового вещества.
2. Гистофизиологию корковых и юкстамедулярных нефронов.
Особенности кровоснабжения корковых и юкстамедулярных нефронов.
3. Эндокринную функцию почек, структурные элементы аппаратов ЮГА и ИК.
4.Общий принцип строения стенки и органоспецифические особенности оболочек мочеотводящих путей, их тканевой состав.
Уметь:
1. Дифференцировать в микропрепаратах почек корковое и мозговое вещество, различные отделы нефронов, кровеносные сосуды.
2. Дифференцировать в гистосрезах мочеотводящие пути, их тканевой состав, органоспецифические особенности.
Значение изучаемой темы.
Знание строения органов выделительной системы необходимо для понимания происходящих в них процессов, связанных с их функцией у взрослого организма, а также особенностей строения и функционирования этих органов у детей. Эти знания необходимы при изучении физиологии, патологической анатомии, патологической физиологии. Знание гистофизиологии органов выделительной системы необходимо для понимания обширной почечной патологии, которая как у взрослых, так и у детей связана с морфологическими нарушениями.
Методические рекомендации по самоподготовке.
Теоретические вопросы для самоподготовки.
Необходимый исходный уровень знаний.
Из других курсов и тем повторить
1. Общая анатомическая и топографическая характеристика органов выделительной системы: почек и мочевыводящих путей.
2. Морфофункциональная характеристика эпителия, производного мезодермальной закладки (однослойные, переходный).
3. Органеллы специального назначения, выполняющие всасывающую функцию.
4. Гистофизиологическая характеристика структурных элементов соединительной ткани и мышечной ткани источники их регенерации.
Теоретические вопросы по теме занятия устно.
1. Эмбриональные источники развития тканей и органов выделительной системы и процессы органогенеза.
2. Общая характеристика микроскопического строения почки. Понятие о корковом и мозговом веществе.
3. Гистоструктура почки:
- строма (строение капсулы, трабекул, интерстиция, понятие о долях, дольках).
- нефрон - структурно-функциональная единица. Отделы, диаметр, эпителиальная выстилка.
- гистофизиология отделов и их функции в процессе мочеобразования (уметь зарисовать нефрон).
- классификация нефронов. Расположение отделов нефронов в корковом и мозговом веществе.
4. Биологические процессы фильтрационно-реабсорбционной теории мочеобразования.
5. Особенности кровоснабжения корковых, юкстамедулярных нефронов почек.
6. Эндокринный аппарат почек (ЮГА и ИК), структура и функции.
7. Общий принцип строения и частные особенности строения стенки мочевыводящих путей:
- большие и малые чашечки, лоханки;
- мочеточники;
- мочевой пузырь.
8. Источники и возможности регенерации тканевых структур почек и их возрастные изменения.
9. При изучении строения органов выделительной системы особое внимание следует обратить на следующие вопросы:
1. Особенности структуры почки новорожденного.
2. Гистофизиология нефрона новорожденных и детей раннего возраста.
3. Особенности строения мочевыводящих путей в детском возрасте.
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение
1. Эндокринный аппарат почек (ЮГА и ИК), структура и функции.
2. Особенности кровоснабжения и строения юкстамедулярных нефронов. Их функции.
3. Ультраструктура фильтрационного барьера и факторы повреждающие его.
4. Мочеотводящие пути.