Методические рекомендации для слушателей по изучению дисциплины
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
по программе профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по профессии Полицейский
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры специальных дисциплин Протокол № ___ от «__» _________2015 г. | Подготовил: преподаватель кафедры специальных дисциплин подполковник полиции И.М. Павлов |
Симферополь - 2015
Дисциплина «Введение в профессию» преподается в Крымском филиале Краснодарского университета МВД России слушателям факультета профессионального обучения. Согласно примерной программе ДГСК МВД России, учебной рабочей программе и учебным тематическим планом. «Введение в профессию» как дисциплина входит в общий профессиональный цикл.
Целями является:
- приобретение слушателями теоретических знаний, практических умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;
- приобретение опыта применения полученных знаний, навыков и умений по несению службы в типовых ситуациях правоохранительной деятельности;
- формирование мотивационно-целостного отношения к профессиональной деятельности, профессиональное личностное развитие, самоопределение и самовоспитание.
Базовый уровень образования обучаемых: среднее (полное) общее образование и (или) среднее профессиональное (неюридическое).
Обучающиеся обязаны глубоко и всесторонне изучить теоретическую часть дисциплины и научиться применять полученные знания в ходе практических занятий предусмотренных учебной программой, а затем – в практической работе в органах внутренних дел. При этом решающее значение имеет самостоятельная работа слушателей, их заинтересованное профессионально мотивированное стремление к овладению навыками работы полицейского.
Учебный процесс по дисциплине «Введение в профессию» осуществляется путем проведения лекций, практических занятий и самостоятельной работы.
Лекция является научно обоснованным, логически стройным монологическим изложением учебного материала, освещающая малоизученные и перспективные вопросы развития конкретной области науки, концентрирует внимание на наиболее сложных узловых моментах. Она должна стимулировать активную познавательную деятельность, стремление обучающихся к самостоятельной работе по углубленному и всестороннему изучению проблемных и дискуссионных проблем учебного материала по конкретной теме.
Оптимальным для процесса передачи лектором теоретического материала лекции обучающимся, является внедрение инновационных методов проведения занятий в виде проведения их в форме: проблемной лекции, лекции-визуализации, лекции – пресс-конференции и лекции вдвоем.
Объем лекции рассчитывается в соответствии с объемом изучаемой темы и может составлять 2 или 4 часа.
Практическое занятие - один из основных видов учебного занятия, обеспечивающий связь теории с практикой, содействующий выработке умений применять полученные знания для решения профессиональных задач. Практическое занятие проводится в целях: выработки практических умений и приобретения навыков в решении задач, разработке и оформлении служебных документов, отработки упражнений, приемов и нормативов, освоения специальной техники, овладения методами их применения.
К ответу обучающегося на практическом занятии предъявляются следующие требования:
- он должен быть правильным, полным и последовательным;
- иметь обобщения (выводы) и связь с ранее изученными дисциплинами;
- речь отвечающего должна быть четкой и ясной.
По отдельным вопросам изучаемых дисциплины возможно выступление обучающихся с различными сообщениями в форме доклада (развернутого изложения на определенную тему с использованием нескольких источников) или реферата (краткого изложения содержания книги, учебного пособия или иного материала). Время такого выступления – в пределах 10 минут. Содержание доклада (реферата) оформляется на листе формата А-4 машинописным текстом. В целях обеспечения дискуссионного характера обсуждения, полезно кроме основного выступающего определить еще несколько содокладчиков и одного-двух оппонентов.
Самостоятельная работа слушателей преследует цель самостоятельного и углубленного изучения теоретического материала, полученного ими ранее на других занятиях. Она может проводиться с участием преподавателей и сопровождаться отработкой практических умений и навыков в выполнении практических упражнений.
Для повышения эффективности обучения и придания ему практической направленности самостоятельная работа, может осуществляться с использованием наглядных материалов, презентаций, видеофильмов и других материалов.
В процессе самостоятельной работы слушатели могут обратиться на кафедру для получения консультаций, основной задачей которых является оказание научной и методической помощи в изучении учебного материала, усвоение которого для них представляет определенную трудность. Кроме того, перед зачетом, проводятся консультации.
Подготовку к занятию желательно начинать сразу же или на следующий день после прослушивания лекции. Для этого необходимо ознакомиться с содержанием предстоящего занятия, заданием для самостоятельной работы, а также методическими рекомендациями, перечнем литературы и нормативных документов по настоящим планам занятий.
Далее подготовку целесообразно проводить в следующем порядке:
1. работа над содержанием лекции по конспекту; 2. изучение нормативных документов; 3. работа с основной литературой, ознакомление с дополнительными источниками.
При этом по наиболее сложным и объемным вопросам занятия рекомендуется составлять в рабочих тетрадях развернутый план ответа или краткие тезисы, которые в отдельных случаях могут быть использованы в ходе ответа.
По окончании изложения каждой темы даются базовые вопросы, практически повторяющие содержание соответствующих тем рабочей программы в целях более тщательной подготовки обучающихся к экзамену.
На изучение дисциплины «Введение в профессию» рабочим учебным планом отводится 22 часа.
Процесс обучения по дисциплине «Введение в профессию» завершается итоговым контролем знаний в форме зачета.