Контрольно-обучающие и профессиональные задачи. 7.1. Назовите источники развития всех оболочек глаза.
7.1. Назовите источники развития всех оболочек глаза.
7.2. Перечислите элементы диоптрического аппарата глаза.
7.3. В условиях эксперимента у эмбриона удалили глазной бокал. Возможно ли в дальнейшем развитие хрусталика?
7.3. Человек перестал видеть в сумерках. Функция каких клеток сетчатки нарушена и с чем это может быть связано?
7.4. С возрастом снижаются сократительные способности цилиарной мышцы. Как это повлияет на аккомодационную функцию глаза?
7.5. Почему на травмированный глаз (при перфорации) нельзя накладывать повязку из впитывающего материала?
7.6. В чём суть отслойки сетчатки и к чему это может привести?
Тестовые задания для самоконтроля
8.1. Источник развития хрусталика:
1. хорда
2. нервный гребень
3. эктодерма
4. энтодерма
5. мезодерма
8.2. В наружном ядерном слое сетчатки находятся ядра клеток:
1. колбочек
2. пигментных
3. ганглионарных
4. биполярных
5. горизонтальных
8.3. К диоптрическому аппарату глаза относятся:
1. цилиарное тело
2. роговица
3. склера
4. радужка
5. ресничный поясок
8.4. Зрительный нерв сформирован аксонами клеток:
1. ганглионарных
2. горизонтальных
3. биполярных
4. амакриновых
5. палочек и колбочек
8.5. По строению фоторецепторные нейроны являются
1. мультиполярными
2. униполярными
3. псевдоуниполярными
4. биполярными
5. ассоциативными
1. Тема занятия №4: Органы вкуса, слуха и равновесия
Мотивация
Изучение гистофизиологии органов вкуса, слуха и равновесия дополняет информацию об общих принципах строения анализаторов и органов чувств, изученных ранее, демонстрируя принципы строения периферических отделов анализаторов, имеющих в своем составе сенсоэпителиальные клетки, т.е. вторично чувствующих. При их изучении рассматривается взаимодействие специализированных рецепторных эпителиоцитов с терминалями дендритов чувствительных нейронов, позволяет проследить связи между нервными центрами разных уровней, входящими в состав соответствующих анализаторов. При этом отмечается особенность строения сенсоэпителиальных клеток – «антенны», представленные микроворсинками, стереоцилями и киноцилями, содержащими механорецепторные (в органе слуха и равновесия) или хеморецепторные (в органе вкуса) белки. При изучении темы необходимо обратить внимание на то, что слуховой анализатор у человека выполняет видоспецифическую функцию, связанную с восприятием речи. Кроме того, следует подчеркнуть, что целый ряд профессий предъявляет особые требования к вкусовому, слуховому и вестибулярному анализаторам, а глубокое знание их гистофизиологии особенно необходимо ЛОР-врачам, неврологам, стоматологам.
Цели занятия
Общая цель
В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов студент должен отличать на микроскопическом уровне органы вкуса, слуха и равновесия от других органов, а также - друг от друга.
3.2. Конкретные цели:
Знать 3.2.1. Общие принципы строения вторично чувствующих анализаторов, гистофизиология органов вкуса, слуха и равновесия (строение и функционирование рецепторных зон; строение и виды опорных клеток) 3.2.2. Промежуточные отделы вкусового, слухового и вестибулярного анализаторов. 3.2.3. Центральные отделы вкусового, слухового и вестибулярного анализаторов. 3.2.4. Источники развития органов вкуса, слуха и равновесия. | Уметь На гистологических препаратах: 3.2.5. Дифференцировать сосочки языка и вкусовые луковицы, расположенные в них; 3.2.6. Находить «стенки» костного и перепончатого лабиринтов улитки 3.2.7. Находить отдельные виды клеток спирального (Кортиевого) органа 3.2.7. Ориентироваться в схемах строения (световая и электронная микроскопия) гребешков ампул полукружных каналов и пятен мешочка и маточки. |