Методические рекомендации по выполнению заданий к практическому занятию

Практические задания

1. В материалах из периодической печати, выбранных для вы­полнения задания 1 практического занятия 4, проанализируйте структурное решение.

2. Дополните проекг авторского материала (задание 4 к практи­ческому занятию 4) предложениями о структурном решении.

Методические рекомендации по выполнению заданий к практическому занятию

Задание 1. Чтобы проанализировать структурное решение, реа­лизованное в материалах, выбранных для анализа, ответьте на сле­дующие вопросы.

• Какие виды информации и в каком объеме наличествуют в тексте (дескриптивная, прескриптивная, нормативная, валюативная)? При помощи каких рядов ЭВС получает выражение каждый вид информации? Через какие факты, детали передается дескрип­тивная информация? Сформулируйте социальный идеал (опорную идею), на которую опирается автор при вынесении собственной оценки. Выражен ли он в тексте? При помощи какого ряда ЭВС?

• Сформулируйте рабочую идею текста. Предстает ли она как полный или редуцированный комплекс: цель - средства - исполни­тель — гаранты? Какой из вариантов рабочей идеи (по Г.В. Лазутиной) предлагает автор материала? Какие ЭВС «задействованы» для переда­чи рабочей идеи? Достаточно ли их?

• Возникает ли в тексте «журналистский (публицистический) образ»? Оцените гармоничность соотношения в материале ЭВС, их роль в передаче «журналистского (публицистического) образа». Пра­вильно ли сочетаются в журналистском (публицистическом) тексте факты, аргументы и выводы? Все ли возможные ресурсы ЭВС для этого использованы? Укажите фрагменты текста, в которых наруша­ется логика аргументации. К каким последствиям это приводит? Как влияет на «журналистский (публицистический) образ»?

• Охарактеризуйте языковые и изобразительно-выразительные средства текста.

Задание 2. Структурное решение должно включать краткую характеристику типов информации (и содержания, переданного при их помощи), которые будут представлены н тексте, и* o(h.cmi.i, последовательность, логику взаимодействия; кроме того, требуа ся обоснование способа выражения авторской позиции в тексте и объяснение назначения в этом конкретных ЭВС. Также необходи­мо сформулировать «журналистский (публицистический) образ» (сверхсмысл материала), к достижению которого вы будете стре­миться, а также определить, как будут способствовать его созданию рабочая и опорная идеи.

6. Практическое занятие «Средства организации журналистского (публицистического) произведения»

Цель— формировать умение анализировать и разрабатывать структурно-композиционное решение в журналистском (публи­цистическом) произведении.

Задачи:

- помочь студентам уяснить, какие тины связей существуют и журналистском (публицистическом) произведении;

- закреплять на практике теоретические знания о принципах и правилах композиции и монтажа журналистского (публицистического) произведения;

- формировать опыт выявления структурно-композиционных элементов журналистского (публицистичес кого) произведения в материалах других авторов;

- развивать умение выбирать и реализовывать на практике структурно-композиционное решение, адекватное содержанию и пос­тавленным творческим задачам.

В результате освоения темы студент должен уметь использовать ресурсы монтажных, композиционных связей и мегасвязей для ре­ализации в журналистском (публицистическом) тексте идейно-те­матического решения; владеть навыками структурно-композици­онного анализа.

Вопросы для обсуждения

1. Какие средства организации содержания существуют в журна­листском (публицистическом) произведении?

1. Что такое «поверхностные связи» журналистского (публицисти­ческого) произведения? Какие виды монтажа вы знаете? Каково их предназначение?

2. Охарактеризуйте «глубинные связи» журналистского (публицис­тического) текста с точки зрения принципа единства содержания и формы. Чем отличаются сюжетный, фабульный, проблемный варианты организации текста? В каких случаях используются данные типы композиции?

3. Что такое «метасвязи» журналистского (публицистического) текста? Каким образом они возникают и используются? В чем их предназначение?

Практические задания

1. В материалах из периодической печати, выбранных для вы­полнения задания 1 практического занятия 4, проанализируйте структурно-композиционные связи.

2. Дополните проект авторского материала (задание 4 к прак­тическому занятию 4) описаниями структурно-композиционных связей. Подготовьтесь к объяснению и защите выбранных средств организации содержания.

Методические рекомендации по выполнению заданий к практическому занятию

Чтобы проанализировать структурно-композиционные связи в текстах, выбранных для анализа, а также в собственных текстах, необходимо оценить синтактическую полноценность текста. Для этого следует ответить на вопросы.

• Какой тип композиции выбран автором текста для реализа­ции рабочей идеи? Какова иерархия различных видов информации в тексте? Соответствует ли композиция текста логике познания действительности и коммуникативным задачам, стоящим перед журналистом (публицистом)? Способствует ли выбранная компо­зиция реализации рабочей идеи материала? Соблюдены ли в тексте правила композиции (по Г.В. Лазутиной)?

• Соблюдены ли в материале принципы драматургического построения, позволяющие добиваться максимального эмоцио­нального воздействия на читателя? Выделите основные элементы

• композиции. Полный или редуцированный, сбалансированный или акцентированный набор композиционных «узлов» представ­лен в тексте?

• • Грамотно ли использованы «поверхностные связи» текста? Насколько последовательно и логично стыкуются между собой текстовые элементы (заключающие разные виды информации)? Удачны ли способы стыковки? Соблюдаются ли в тексте правила монтажа ЭВС?

Наши рекомендации