Методические рекомендации по выполнению заданий к практическому занятию
Практические задания
1. В материалах из периодической печати, выбранных для выполнения задания 1 практического занятия 4, проанализируйте структурное решение.
2. Дополните проекг авторского материала (задание 4 к практическому занятию 4) предложениями о структурном решении.
Методические рекомендации по выполнению заданий к практическому занятию
Задание 1. Чтобы проанализировать структурное решение, реализованное в материалах, выбранных для анализа, ответьте на следующие вопросы.
• Какие виды информации и в каком объеме наличествуют в тексте (дескриптивная, прескриптивная, нормативная, валюативная)? При помощи каких рядов ЭВС получает выражение каждый вид информации? Через какие факты, детали передается дескриптивная информация? Сформулируйте социальный идеал (опорную идею), на которую опирается автор при вынесении собственной оценки. Выражен ли он в тексте? При помощи какого ряда ЭВС?
• Сформулируйте рабочую идею текста. Предстает ли она как полный или редуцированный комплекс: цель - средства - исполнитель — гаранты? Какой из вариантов рабочей идеи (по Г.В. Лазутиной) предлагает автор материала? Какие ЭВС «задействованы» для передачи рабочей идеи? Достаточно ли их?
• Возникает ли в тексте «журналистский (публицистический) образ»? Оцените гармоничность соотношения в материале ЭВС, их роль в передаче «журналистского (публицистического) образа». Правильно ли сочетаются в журналистском (публицистическом) тексте факты, аргументы и выводы? Все ли возможные ресурсы ЭВС для этого использованы? Укажите фрагменты текста, в которых нарушается логика аргументации. К каким последствиям это приводит? Как влияет на «журналистский (публицистический) образ»?
• Охарактеризуйте языковые и изобразительно-выразительные средства текста.
Задание 2. Структурное решение должно включать краткую характеристику типов информации (и содержания, переданного при их помощи), которые будут представлены н тексте, и* o(h.cmi.i, последовательность, логику взаимодействия; кроме того, требуа ся обоснование способа выражения авторской позиции в тексте и объяснение назначения в этом конкретных ЭВС. Также необходимо сформулировать «журналистский (публицистический) образ» (сверхсмысл материала), к достижению которого вы будете стремиться, а также определить, как будут способствовать его созданию рабочая и опорная идеи.
6. Практическое занятие «Средства организации журналистского (публицистического) произведения»
Цель— формировать умение анализировать и разрабатывать структурно-композиционное решение в журналистском (публицистическом) произведении.
Задачи:
- помочь студентам уяснить, какие тины связей существуют и журналистском (публицистическом) произведении;
- закреплять на практике теоретические знания о принципах и правилах композиции и монтажа журналистского (публицистического) произведения;
- формировать опыт выявления структурно-композиционных элементов журналистского (публицистичес кого) произведения в материалах других авторов;
- развивать умение выбирать и реализовывать на практике структурно-композиционное решение, адекватное содержанию и поставленным творческим задачам.
В результате освоения темы студент должен уметь использовать ресурсы монтажных, композиционных связей и мегасвязей для реализации в журналистском (публицистическом) тексте идейно-тематического решения; владеть навыками структурно-композиционного анализа.
Вопросы для обсуждения
1. Какие средства организации содержания существуют в журналистском (публицистическом) произведении?
1. Что такое «поверхностные связи» журналистского (публицистического) произведения? Какие виды монтажа вы знаете? Каково их предназначение?
2. Охарактеризуйте «глубинные связи» журналистского (публицистического) текста с точки зрения принципа единства содержания и формы. Чем отличаются сюжетный, фабульный, проблемный варианты организации текста? В каких случаях используются данные типы композиции?
3. Что такое «метасвязи» журналистского (публицистического) текста? Каким образом они возникают и используются? В чем их предназначение?
Практические задания
1. В материалах из периодической печати, выбранных для выполнения задания 1 практического занятия 4, проанализируйте структурно-композиционные связи.
2. Дополните проект авторского материала (задание 4 к практическому занятию 4) описаниями структурно-композиционных связей. Подготовьтесь к объяснению и защите выбранных средств организации содержания.
Методические рекомендации по выполнению заданий к практическому занятию
Чтобы проанализировать структурно-композиционные связи в текстах, выбранных для анализа, а также в собственных текстах, необходимо оценить синтактическую полноценность текста. Для этого следует ответить на вопросы.
• Какой тип композиции выбран автором текста для реализации рабочей идеи? Какова иерархия различных видов информации в тексте? Соответствует ли композиция текста логике познания действительности и коммуникативным задачам, стоящим перед журналистом (публицистом)? Способствует ли выбранная композиция реализации рабочей идеи материала? Соблюдены ли в тексте правила композиции (по Г.В. Лазутиной)?
• Соблюдены ли в материале принципы драматургического построения, позволяющие добиваться максимального эмоционального воздействия на читателя? Выделите основные элементы
• композиции. Полный или редуцированный, сбалансированный или акцентированный набор композиционных «узлов» представлен в тексте?
• • Грамотно ли использованы «поверхностные связи» текста? Насколько последовательно и логично стыкуются между собой текстовые элементы (заключающие разные виды информации)? Удачны ли способы стыковки? Соблюдаются ли в тексте правила монтажа ЭВС?