Типологический черты творчества

Биографическая справка.

Майк Науменко (настоящее имя — Михаиил Васиильевич Науменко) — известный советский рок-музыкант, основатель и лидер рок-группы «Зоопарк». Первый советский музыкант, совместивший в своём творчестве корневую англо-американскую рок-традицию с текстами в жанре бытового реализма.

Родился 18 апреля 1955 года в семье ленинградских интеллигентов. Его отец (Василий Григорьевич, 1918—2007) был преподавателем в ЛИСИ, а мать (Галина Флорентьевна, 1922—2010) — работником библиотеки. В детстве музыкой не занимался. Увлечение музыкой началось, когда Майк впервые услышал музыку «Битлз». Затем сильное влияние на его творчество оказали Чак Берри, Боб Дилан, Марк Болан, Лу Рид, и др.

Писать песни начал ещё в школе, после того, как бабушка подарила ему гитару. Первые песни писались на английском. Майк учился в спецшколе и неплохо владел языком. Там же он получил прозвище «Майк». Бывшая жена Майка, Наталья, утверждает, что так его впервые назвала школьная учительница английского языка.

Первые тексты на русском были написаны в 1972 году, под влиянием Бориса Гребенщикова. Кроме музыки, увлекался изготовлением моделей самолетов, переводами с английского языка

После школы по настоянию отца поступил в ЛИСИ, но после четвёртого курса бросил учёбу. Работал звукорежиссёром в Большом Театре Кукол, потом — сторожем. Все это время был музыкантом.

Во второй половине 1970-х Майк играл в группе «Союз любителей музыки рок», в 1977-1979 выступал с «Аквариумом» в качестве электрического гитариста. В 1978 году Майк вместе с лидером «Аквариума» Б. Гребенщиковым записал акустический альбом «Все братья — сёстры». Длительное время Майк играл во многих малоизвестных ленинградских группах бас-гитаристом, выступал под шуточным названием «Вокально-инструментальная группировка имени Чака Берри» с репертуаром из классических рок-н-роллов. Много выступал сольно и только в 1981 году организовал свою группу «Зоопарк». До 1987 года команда была любительским коллективом, после чего прошли тарификацию в «Ленконцерте». Вместе с группой Майк давал концерты по всему СССР.

В конце 1980-х у Майка появились проблемы со здоровьем, которые усугубились бытовыми неурядицами и злоупотреблением алкоголем. Его оставила жена. Резко ухудшилась моторика левой руки, что привело к затруднениям в игре на гитаре.

Умер 27 августа 1991 от кровоизлияния в мозг в результате несчастного случая у себя в квартире.

Барабанщик группы «Зоопарк» Валерий Кирилов имел другую точку зрения: по его словам, Майк Науменко действительно умер от кровоизлияния в мозг, но оно произошло не по естественным причинам, а из-за перелома основания черепа в результате жестокого удара, нанесённого ему во дворе во время ограбления. Об этом свидетельствует пропажа личных вещей Майка Науменко. Существуют также свидетельские показания одного подростка, который якобы видел, как Майка во дворе кто-то поднимал с земли. После нападения Майк не умер на месте, а сумел подняться к себе домой, но там окончательно ослабел и пролежал в беспамятстве долгое время, никем в коммуналке не замечаемый. Когда его наконец обнаружили близкие и вызвали скорую помощь, было уже слишком поздно.

Однако большинство людей, знакомых с обстоятельствами гибели Майка, эту гипотезу не подтверждают. Похоронен на Волковском кладбище в Ленинграде.

Периодизация творчества.

Мы выделяем два периода в творческом развитии Майка Науменко:

1.«Дозоопарковский этап» творчества. О нем известно немногое: ещё в школе сочинял песни на английском, но так и не сумел их реализовать. В начале 1977 года недолго играл в «Союзе Любителей Музыки Рок» Владимира Козлова. В период 1977—79 сотрудничал с группой «Аквариум» в качестве приглашенного электрического гитариста, под названием «Вокально-инструментальная группировка имени Чака Берри». Летом 1979 года совершает турне по деревням Вологодской области, в составе группы «Капитальный Ремонт».

В середине 1978 года Майк с Борисом Гребенщиковым записывают акустический альбом «Все братья — сёстры». Запись осуществлялась на магнитофон «Маяк-202», местом проведения записи музыканты выбрали берег Невы, а из инструментов имелась лишь акустическая гитара и губная гармошка. Качество записи очень сильно отличалось от студийной. Но многие песни, записанные в тот момент, стали в будущем хитами. Летом 1980 года при поддержке БГ и гитариста Вячеслава Зорина в студии Ленинградского Большого Театра Кукол Майк записывает свой первый сольный акустический альбом «Сладкая N и другие». Из записанных 32 песен в альбом вошли лишь 15. Альбом быстро разошёлся по Москве, и Науменко стали называть «ленинградским Бобом Диланом».

Формированию музыкального лица Майка способствовало личное сближение с ленинградской художницей Татьяной Апраксиной, что отражается в ряде песен, в том числе «Сладкая N», «Если будет дождь», «Блюз твоей реки», «Утро вдвоём» и некоторых других произведениях лирической тематики. В антологии «Сто магнитоальбомов советского рока» Александр Кушнир отмечает: «В одном из своих поздних интервью Майк выдал очень сокровенное и, пожалуй, самое главное: «Все мои песни посвящены ей…»

2.«Зоопарковски этап» творчества. Непосредственно организация группы «Зоопарк» (1980 год), в которой он был бессменным солистом и руководителем до конца своих дней.

Поскольку Науменко не обладал выдающимися вокальными данными, свои песни он исполнял речитативом. Популярность Майк завоевал благодаря ироническим и сатирическим песенным текстам. Большинство песен Майка поются от первого лица. Но, по словам автора, это вовсе не значило, что он именно такой, как тот человек, от лица которого поется песня. Тексты Майка зачастую являются переводами или переработками западных песен — Боба Дилана или «T. Rex» (иногда Майк сохранял и исходную мелодию — например, можно сравнить «Золотые львы» или «Позвони мне рано утром» и, соответственно, дилановские «Idiot Wind» и «Meet Me In The Morning», или «Я Люблю Буги-Вуги» и «I Love To Boogie»). В специфическом советском пространстве вопрос о плагиате не вставал, а «восприимчивость» Майка скорее выглядела способом освоения чужой музыкально-поэтической традиции на русской почве. Выпущенные альбомы: 1980 – «Сладкая N и др», 1981 - Blues de Moscou, 1983 — «Уездный город N», 1984 — «Белая полоса», 1987 — «Иллюзии», 1989 — «W (дубль вэ)», 1991 — «Музыка для фильма».

Типологический черты творчества.

1. Творческий метод: бытовой реализм.

2. Особый язык: насыщенность сленгом, варваризмами, экзотизмами, ненормативной лексики, разговорной речи, окказионализмами (языком того сообщества, для которого писались песни).

3. Особый герой, который не собирается изменять порядок, установленный в обществе, а предпочитает не связываться с миром. Герой внеисторичен.

4. Бунтарский пафос; создание своего нового мира, вместо существующего социума.

5. Противостояние «мы»-«они», но не носит характер противостояния как такового, скорее это самоизоляция. Уход от социума в любом его проявлении(школа, родители).

6. Тематика поэзии: жизнь героя, его любимая, друзья, общение с ними, времяпрепровождение. Лирическая тематика: «Сладкая N», «Блюз твоей реки». Майк Науменко впервые вводит тему, которая была табуирована культурой – тему секса («Дрянь», «Страх в твоих глазах»).

7. Идет разрушение симметричной квадратной формы, структуры «куплет-припев», появление альтернативных форм, в частности, блюзовых структур («Пригородный блюз», «Блюз твоей реки»).

8. Речитативность, обилие мелодизированной интонации, вместо пения.

9. Носит немассовый характер, ориентация на определенную аудиторию.

10. Влияние англо-американской рок-традиции: Ролинг Стоун, Битлз, Боб Дилан и др. поэтому тексты зачастую являются переводными записями песен.

11. Интертектуальность («Уездный город N»).


Наши рекомендации