Характерные черты музыкального творчества в XVII в.

- Отход от строгих канонов церковного пения. Появление музыкальных произведений духовного характера («кантов») для трёх голосов, исполнявшихся вне церкви.

- Становление новой унифицированной и точной линейной записи нотного текста.

Театр в XVII в.

- Развитие народного «балаганного» театра и борьба властей против «бесовских игр», подрывающих веру.

- Возникновение и деятельность по инициативе А. С. Матвеева придворного театра из жителей немецкой слободы под руководством пастора Грегори (1672). Постепенное «обрусение» состава актёров.

Русская драматургия как и русская рифмованная поэзия развивалась в тесной связи с творчеством С. Полоцкого. Стимулом для развития последней стало создание придворного театра, который царь Алексей Михайлович завел в 1672 г. Сделал он это не без колебаний и после совета с духовником, обратившись затем к помощи пастора лютеранской церкви, что находилась в Немецкой слободе. Пастор набрал труппу из 60 иностранцев, потом к ней добавились русские актеры и театр начал ставить пьесы на библейские темы, которые игрались на немецком и русском языках. Именно для этого театра С. Полоцкий написал «Комедию притчи о блудном сыне».

Развитие светского образования.

- Появление в России первого высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии (1687)

В 1687 г. патриархом Макарием в Донском монастыре Москвы при активном участии С. Медведева было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Она предназначалась для свободных людей «всякого чина, сана и возраста», желающих получить образования, необходимое для служения на поприще высшего духовенства и государственной службы. Первыми учителями названной академии стали братья Лихуды – греки, окончившие Падуанский университет в Италии. Братья Лихуды Иоаникий и Софроний прочли в академии первые курсы «естественной философии» и логики в духе метафизики Аристотеля. Состав учеников был неоднородным. В академии учились представители разных сословий (от сыновей конюха и кабальных людей до родственников патриарха и князей древнейших российских родов), а также национальностей (русские, крещеные татары, молдаване, грузины, греки). Все они изучали древние языки (греческий и латинский), богословие, арифметику, геометрию, астрономию, грамматику и другие предметы. Академия сыграла большую роль в развитии просвещения в конце XVII и первой половине XVIII в. Из нее в царствование Петра I вышел математик Магницкий, позже Ломоносов, в царствование Екатерины II – митрополит Платон. Впоследствии академия была перенесена в Троице-Сергиеву лавру.

II. Культура России в XVIII в.

Материалы стандарта

Россия в XVIII в.

Петровские преобразования.

Кодификатор ЕГЭ

Россия в XVIII в.
Изменения в культуре и быту в Петровскую эпоху
Культура народов России и её связи с европейской и мировой культурой

Ключевые даты и события

1698 г. – «брадобритие» как начало «революции» во внешнем облике россиян

1700 г. – переход на новое (европейское) летосчисление от Рождества Христова

1701 г. – открытие Навигацкой и Артиллерийской школы

1702 г. – начало издания в России первой печатной газеты «Ведомости»

1703 г. – основание Санкт-Петербурга

1703 г. – выход в свет «Арифметики» Л. Магницкого

1707 г. – открытие Медицинского училища

1708-1710 г. – реформа шрифта и введение гражданского русского алфавита

1712 г. – открытие Инженерной школы

1713 г. – перенесение столицы из Москвы в Петербург

1714 г. – открытие цифирных школ для детей дворян и чиновников

1714 г. – открытие публичной библиотеки в Петербурге, заложившей основу библиотеки Академии наук

1717 г. –издание книги «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

1718 г. – введение ассамблей

1721 г. – учреждение Святейшего Синода и принятие «Духовного регламента»

1724 г. – подписание Петром I указа о создании в Санкт-Петербурге Академии наук (была открыта в 1726 г.)

1726 г. – открытие Академии наук в Петербурге

1750 г. – открытие первого русского театра Ф. Г. Волкова в Ярославле

1755 г. – основание Московского университета

1765 г. – создание Екатериной II Вольного экономического общества (ВЭО)

Персоналии

Деятели Церкви, науки и культуры, землепроходцы
Ф. Прокопович Л. Магницкий Д. Трезини И. Т. Посошков П. П. Шафиров В.Н. Татищев И.И. Бецкой А.Н. Радищев Н.Н. Новиков М. Г. Земцов П. М. Еропкин М.В. Ломоносов А.П. Сумароков В. К. Тредиаковский Ф.Г. Волков С. И. Чевакинский И. К. Коробов Ф. Б. Растрелли   И.И. Ползунов И.П. Кулибин Г.Р. Державин Д.И. Фонвизин Н. М. Карамзин Д.С. Бортнянский В.И. Баженов М.Ф. Казаков Д. Кваренги А. Ринальди И.Е. Старов Э.М. Фальконе Ф.И. Шубин А.П. Антропов Ф.С. Рокотов Д.Г. Левицкий В.Л. Боровиковский В. Атласов В. Беринг

Основные термины и понятия

Петровское барокко. Ассамблея. Кунсткамера. Сентиментализм. Барокко. Классицизм.

Культурно-исторические источники

«Духовный регламент» (Прокопович). «Правда воли монаршей» (Прокопович). «Юности честное зерцало». «Рассуждения о причинах свейской войны» (Шафиров). «Книга о скудости и богатстве» (Посошков). «Достопамятные повествования и речи Петра Великого (Нартов). «Гистория о царе Петре Алексеевиче» (Куракин). «Путешествие из Петербурга в Москву» (Радищев).

Наши рекомендации