Тема 2. Основы теории аргументации. Основные формально-логические законы

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«__» ______________ 2011 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«логика в юриспруденции»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки « Правоведение и правоохранительная деятельность»

профилизаций: « Правозащитная деятельность»;

« Гражданско-правовое регулирование в сфере образования»;

« Административно-правовое регулирование в сфере образования»

Екатеринбург

РГППУ

Рабочаяпрограмма дисциплины «Логика в юриспруденции». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 51с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Авторы: к.ф.н, доцент Н.В. Ронжина
  ассистент И.В. Ронжин
     
     
     
     
Рецензент:   .

Одобрена на заседании кафедры образовательного права. Протокол от 26 апреля 2011 г. № 8.

Заведующий кафедрой образовательного права   Е. М. Кропанева

Рекомендована к печати методической комиссией Института социологии и права РГППУ. Протокол от 28 апреля 2011 г. № 8.1.

Председатель методической комиссии ИСП   А. Г. Кислов
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИСП   С. Е. Вершинин

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© Ронжина Н.В., Ронжин И.В., 2011

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью курса является изучение студентами общих законов и принципов логики, формирование непротиворечивого мышления, выработка аналитического, критического отношения к дальнейшему изучению отраслевых и прикладных юридических дисциплин, а также применение этих знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.

Задачи освоения курса:

· проявление структуры мышления, освоение основных законов и форм правильного мышления;

· моделирование мысли на основе признанных правил;

· придание рассуждению строгости и результативности;

· приобретение навыков использования освоенных логических структур
в профессиональной деятельности;

· освоение основных логических механизмов и использование их
в профессиональной деятельности.

Воспитательная роль данной учебной дисциплины определяется тем,
что она способствует выработке непротиворечивого, критического мышления, способствует формированию общей и логической культуры студента,
чем повышает уровень образованности и компетентности будущего выпускника. Преподавание данного курса призвано развить практические навыки студентов в работе с юридическими документами, умение анализировать и находить в них противоречия.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Цикл общих и гуманитарных и социально-экономических дисциплин – ГСЭ (региональный компонент) ГСЭ.Р.2. – Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента. ФГОС по направлению подготовки ВПО 051000.62 Профессиональное обучение.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные
у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе по таким дисциплинам, как «Математика»и «Информатика». В рамках обучения в вузе данная учебная дисциплина входит в систему дисциплин гуманитарного цикла (философия, история, экономическая теория, русский язык и культура речи), что обусловливает её значимость как общетеоретической, методологической базы дальнейшего обучения.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Математика»:

Знания: теории множеств, закона непротиворечия, закона двойного отрицания.

Умения: при помощи современных средств коммуникаций
и информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать и передавать необходимую информацию, представлять результаты собственной учебной и иной деятельности в виде информационного продукта.

Владения: культурой мышления; способен к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

2.2. Из курса «Информатика»:

Знания: классов предметов и явлений, их логического отношения, основных понятий рода и вида понятий.

Умения: осуществлять анализ и редактирование юридических текстов, пользоваться современной техникой и программным обеспечением.

Владения: оптимальными познавательными навыками, в умении понимать терминологию и мыслительные конструкции, относящиеся к данной профессиональной сфере, в освоении используемых в ней технологических принципов и технических средств, в умении планировать и прогнозировать соответствующую деятельность, в способностях осуществлять информационный обмен с внешней средой и управление элементарными процессами, а также в навыках самообучения по специальности и др.

Знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной, в силу её универсальности, необходимы при изучении всех последующих учебных дисциплин.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· основные логические понятия, логические законы и принципы;

· основные логические структуры и механизмы;

· различные виды доказательства в рамках формальной
и математической логики;

· историю и современное состояние логической науки, перспективы её развития.

Уметь:

· применять полученные знания при освоении других дисциплин;

· моделировать мысли на основе признанных логических правил;

· использовать освоенные логические структуры в педагогической
и юридической деятельности;

· анализировать нормативно-правовые акты и иные юридические документы с точки зрения их логической истинности или ложности;

· самостоятельно давать определения понятиям и совершать деление понятий по разным основаниям;

· формализовать тексты разного содержания и доказывать их разнообразными рациональными методами.

· формулировать соответствующие теоретические положения в виде развёрнутого определения;

· раскрывать основные признаки, значения и роль различных государственно-правовых явлений;

· доказывать теоретические тезисы (положения);

· подкреплять теоретические положения конкретными фактами политической и правовой действительности, примерами из практики.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);

· способен проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОК-5);

· готов к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);

· готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7);

· готов к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8);

· способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15)

· владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18);

· владеет технологией научного исследования (ОК-19);

· готов к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др. (ОК-21);

· способен к когнитивной деятельности (ОК-24);

· владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28)

· владеет системой эвристических методов и приёмов (ОК-29);

· способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);

· готов участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-37);

· готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-38);

· готов обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок (ПК-40);

· готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-41).

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы очной формы обучения

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачётных единиц (часов) Семестр
2-й
Общая трудоёмкость дисциплины 4 (144) 1-й - 2-й
Аудиторные занятия 1-й - 2-й
лекции 1-й - 2-й
практические занятия - -
семинарские занятия 2-й
лабораторные работы - -
другие виды аудиторных занятий - -
Самостоятельная работа 1-й - 2-й
изучение теоретического курса 1-й - 2-й
курсовая работа - -
домашние задания 1-й - 2-й
подготовка к экзамену 2-й
Вид промежуточного контроля - экзамен

4.1. 1. Объём дисциплины и виды учебной работы заочной формы обучения

Таблица 2

Вид учебной работы Всего зачётных единиц (часов) Семестр
1-й - 2-й
Общая трудоёмкость дисциплины 4 (144) 1-й - 2-й
Аудиторные занятия 1-й - 2-й
лекции 1-й - 2-й
практические занятия - -
семинарские занятия 2-й
лабораторные работы - -
другие виды аудиторных занятий - -
Самостоятельная работа 1-й - 2-й
изучение теоретического курса 1-й - 2-й
курсовая работа - -
домашние задания 1-й - 2-й
подготовка к экзамену 2-й
Вид промежуточного контроля - экзамены

4.1. 3. Объём дисциплины и виды учебной работы заочной сокращённой формы обучения

Таблица 3

Вид учебной работы Всего зачётных единиц (часов) Семестр
1-й
Общая трудоёмкость дисциплины 4 (144) 1-й - 2-й
Аудиторные занятия 1-й - 2-й
лекции 1-й - 2-й
практические занятия - -
семинарские занятия 2-й
лабораторные работы - -
другие виды аудиторных занятий - -
Самостоятельная работа 1-й - 2-й
изучение теоретического курса 1-й - 2-й
курсовая работа - -
домашние задания 1-й - 2-й
подготовка к экзамену 2-й
Вид промежуточного контроля - экзамен

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 4

№ п/п Темы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Предмет и специфика логики. Основные логические структуры: понятие, суждение, умозаключение 1,2 Еженед.. Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 2.
2. Основы теории аргументации. Основные формально-логические законы 3, 4 Еженед. Решение задач – 3,4 ; Участие в практ. занятии – 3,4.
3. Элементы логики высказываний: алгоритм формализации сложных суждений, методы доказательства, формулы логики высказываний 5, 6 Еженед. Решение задач – 5 ,6. –Участие в практ. занятии – 5,6. Самостоятельная работа – 6
4. Элементы логики высказываний: нормальные формы в доказательстве, проблема разрешимости суждений 7, 8 Еженед. Решение задач – 7,8; Участие в практ. Занятии – 7,8 Терминологический диктант – 7
5. Элементы логики высказываний: обзор причин следствий 9, 10 Еженед. Решение задач – 9,10 Участие в практ. Занятии – 9,10; Самостоятельная работа – 10
6. Силлогистика: виды и структура простых суждений 11, Еженед. Решение задач – 11,12 Участие в практ. Занятии – 11,12 Терминологический диктант – 11
7. Силлогистика: непосредственное умозаключение 13, Еженед. Решение задач – 13,14 Участие в практ. Занятии – 13 ,14
8. Силлогистика: силлогизм и его виды 15, Еженед. Решение задач – 15,16 Участие в практ. Занятии – 15,16 Самостоятельная работа – 16
9. Логические операции с понятиями 17, Еженед. Решение задач – 17,18 Участие в практ. Занятии – 17,18
10. Логика и юриспруденция: обзор применимости 19, Еженед. Решение задач – 19,20 Участие в практ. Занятии – 19,20 Дидактический тест – 20
11. Подготовка к экзамену          
Всего за курс   Экзамен
                     

4.3. Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет и специфика логики. Основные логические структуры: понятие, суждение, умозаключение

Логика и её значение в жизни и профессиональной деятельности. Мышление и логика. Форма мысли как предмет логических исследований. Понятие « логос» и логичность мысли. Понятие логической формы. Мышление и язык. Логическая формализация и текст.

Основные формы бытия и их взаимосвязь: онтологическая, практическая, лингвистическая, логическая. Освоение человеческой культуры как приобщение человеческого поведения. Логика как основа социализации.

Логика и психология. Логика и педагогика. Логика в юриспруденции (введение в общее и особенное).

Понятие как форма мышления. Понимание и событие. Связь понятия
с практикой жизни. Основы формирования понятия: ощущение, восприятие, представление как его основные этапы. Связь понятия с культурной традицией. Различие понимания одного и того же предмета. Понятие и слово.

Суждение (высказывание) как форма мышления. Суд суждения: вынесение приговора – основной смысл двузначной логики. Суждение как связь понятий и как логическая операция. Основные типы суждений:
а) осмысленные и бессмысленные; б) простые и сложные; в) атрибутивные
и релятивные. Суждение и предложение: двусмысленность, несовпадение субъектов, различие по сложности. Предложения, суждениями не являющиеся.

Суждение и вопрос. Логическая структура вопросов. Правомерная
и неправомерная постановка вопросов.

Умозаключение как форма мышления. Понятие логического следования. Виды умозаключений (дедуктивные и не дедуктивные, простые и сложные, опосредованные и непосредственные). Индукция и дедукция. Умозаключение как сложное суждение. Основные виды индуктивных умозаключений доказательство умозаключений и проблема разрешения суждений.

Проблема истинности и лжи в логике.

Тема 2. Основы теории аргументации. Основные формально-логические законы

Понятие доказательства в логике. Основная структура доказательства (тезис, аргументы, форма доказательства). Виды доказательства (прямые
и косвенные, дедуктивные и индуктивные).

Доказательство и опровержение. Опровержение тезиса и опровержение доказательства.

Основные правила доказательства и опровержения, ошибки, ведущие к их нарушению. Паралогизмы, софизмы, парадоксы.

Проблема правильности и истинности в доказательствах.

Понятие о логическом законе. Сфера действия законов формальной логики.

Закон тождества.Закон противоречия.Закон исключительного третьего.Закон достаточного основания.

Тема 3. Элементы логики высказываний: алгоритм формализации сложных суждений, формулы логики высказываний

Сложное суждение и его структура.

Алгоритм формализации суждений и таблица истинности. Отрицание, конъюнкция, слабая дизъюнкция, импликация, эквивалентность, строгая дизъюнкция, штрих Шеффера и стрелка Пирса. Виды сложных суждений по типу логической связки.

Применимость логической формализации при анализе юридического текста.

Определение формулы логики высказываний. Тождественно-истинные, тождественно-ложные, логически нейтральные и выполнимые формулы.

Равносильность формул логики высказываний. Основные логические равносильности. Основные законы логики высказываний (идемпотентности, коммунитативности, ассоциативности, дистрибутивности).

Тема 4. Элементы логики высказываний: нормальные формы
в доказательстве, проблема разрешимости суждений

Понятие нормальной формы сложных суждений. Алгоритм приведения суждений к нормальной форме. Нормальные формы: конъюктивно-нормальная (КНФ), дизъюктивно-нормальная (ДНФ).

Разрешение суждений и его основные процедуры:

а) построение таблицы истинности суждения;

б) с помощью метода «от противного»;

в) приведение к нормальной форме и подстановки;

г) построение конъюктивно-нормальных и дизъюктивно-нормальных форм.

Особенности логической импликации. Сокращенный способ разрешения суждений и его основной смысл.

Процедуры разрешения суждений в юридической теории и практике.

Тема 5. Элементы логики высказываний: обзор причин и следствий

Логически нейтральные формулы суждения и смысл их выполнимости. Понятие сокращённой конъюктивно-нормальной формы и алгоритм её построения. Понятие совершенной конъюктивно-нормальной формы
и алгоритм её построения. Понятие возможных и простых следствий
из формализованной ситуации.

Логический поиск причин (гипотез). Понятие сокращённой дизъюнктивно-нормальной формы и алгоритм её построения. Понятие сокращенной дизъюнктивно-нормальной формы и алгоритм её построения. Понятие сильных и слабых причин формализованной ситуации. Совершенная дизъюнктивно-нормальная форма и алгоритм её построения.

Поиск причин и следствий в юридической деятельности.

Тема 6. Силлогистика: виды и структура простых суждений

Атрибутивные суждения и суждения с отношениями. Деление суждений по модальности.

Простые категорические суждения.

Основная структура суждения: субъект, предикат, квантор и логическая связка. Типы логических связок.Понятие распределённости терминов суждения.

Тема 7. Силлогистика: непосредственное умозаключение

Смысл логического квадрата и основных выводов по его свойствам.

Превращение.Обращение.Противопоставление субъекту.Противопоставление предикату.Применимость результатов операций
в юридической теории и практике.

Тема 8. Силлогистика: силлогизма и его виды

Понятие силлогизма. Аристотель и его роль в дальнейших логических изысканиях. Аксиома силлогизма и её смысл.

Простой категорический силлогизм (ПКС): определение и основная структура. Правила терминов и посылок силлогизма.

Основные фигуры силлогизма и его модусы. Специальные правила фигур. Правильные модусы.

Алгоритм решения силлогизмов и их проверок.

Энтимема. Восстановление силлогизма из энтимемы.

Полисиллогизмы. Понятие соритов. Алгоритм их решения. Понятие эпихейрем и алгоритмы их решения. Полисиллогизмы и сложные суждения.

Условные, условно-категорические, разделительно-категорические, условно-разделительные умозаключения.

Наши рекомендации