Материалы методического обеспечения занятия. 6.1.Материалы контроля для подготовительного этапа занятия:
6.1.Материалы контроля для подготовительного этапа занятия:
Вопросы:
1. Что такое семиотика.
2. Какая диагностическая аппаратура находится в стоматологическом кабинете?
3. Перечислите основные морфологические признаки НПТТЗ?
4. Перечислите основные морфологические признаки кариеса.
5. Перечислите основные показатели анализа крови в норме.
6. Перечислите основные методы обследования пациента.
7. Перечислите основные жалобы при поражениях ТТЗ.
8. Перечислите основные методы обследования зубов.
9. Перечислите возможные жалобы при кариесе зубов.
10. Из каких разделов состоит «медицинская карточка стоматологического больного»?
11. Какие методы определения состояния эмали Вы знаете?
12. Какие индексы состояния гигиены полости рта Вы знаете?
6.2. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:
ориентирующая карта для формирования практических умений и навычек|навичок|
Основные задания | Указания | Ответы |
Выясните паспортные данные пациента | обращаясь к больному, следует называть его по имени и отчеству. | Ф. И. О, возраст, пол, место работы, должность, профессия, адрес, телефон. |
Жалобы при первом обращении | выясните ощущения: болевые, необычные, неприятные, нарушения слюноотделения, изменение цвета зубов, наличие полостей | время появления, развитие, периодичность, выраженность, характер, и так далее |
Анамнез (история) заболевания | добивайтесь определенности и ясности во всех деталях. Уточните, когда возникло заболевание, из чего началось, как развивалось, первые симптомы. | детально, в хронологической последовательности опишите симптомы заболевания, их динамику. Укажите частоту обострения, причины, связь со временами года или другими факторами. Лечение. |
Анамнез (история) жизни | уточните профессиональную учебу, трудовую деятельность, регулярность употребления еды, аппетит, склонности в еде и так далее. | укажите место рождения, детство и юность, работоспособный период, условия жизни, вредные привычки, половое развитие, перенесены заболевание, болезни ближайших родственников, аллергологический анамнез. |
Общее состояние больного | объективное исследование проводите строго по плану, указанному в схеме истории болезни: уточните самочувствие, состояние кожи и видимых слизистых, лимфатические узлы, кости, суставы. | опишите общее состояние пациента, органы дыхания, ССС, органы пищеварения, мочеполовую систему, нервную систему и органы чувств. |
Состояние органов полости рта | тщательным образом проведите осмотр челюстно-лицевой области, используя стоматологический инструментарий, заполните зубную формулу. | опишите лицо, слизистую губ, щек, твердого и мягкого неба. Состояние зубов. Результаты зондирования, перкуссии, прикус, гигиену полости рта. |
Состояние пораженного органа | при выявлении заболевания, проведите основное подробное исследование: стоматотоскопию, зондирование, перкуссию, пальпацию. | детально опишите пораженный зуб. |
Предварительный диагноз | на основании приведенных выше данных поставьте предварительный диагноз | напишите предварительный диагноз (на русском и латинском языках) |
6.3. Материалы контроля для заключительного этапа занятия:
А. Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите жалобы, характерные для НПТТЗ.
2. Перечислите жалобы, характерные для острого кариеса.
3. Перечислите жалобы, характерные для хронического кариеса.
4. Характерные жалобы для острого глубокого кариеса?
5. Что такое «субъективные методы исследования»
8. Перечислите «объективные методы исследования».
9. К каким методам исследование относится зондирование?
10. Чем отличается «симптом» от «семиотики»?
11. Перечислите виды физиологичных прикусов.
12. Как в амбулаторной карте стоматологического больного обозначаются НПТТЗ?
13. Как в амбулаторной карте стоматологического больного обозначаются кариес, пломба?
Б. Тести для самоконтроля
1. Причинная боль от температурных, химических раздражителей, быстро исчезающая, характерна для каких заболеваний?
А. НПТТЗ
В. Кариес
С. НПТТЗ, кариес
D. Пульпит
Е. Периодонтит
2. Юноша 17 лет жалуется на наличие эстетического дефекта в виде светлых пятен на зубах. По месту проживания наличие фтора в питьевой воде составляет 1 мг/л. Объективно: на вестибулярной поверхности 11,12 и 21,22, буграх 16, 26, 36 и 46 меловидные пятна с блестящей поверхностью, определяющиеся с момента прорезывания зубов. Каков наиболее вероятный диагноз?
A. Эндемический флюороз
B. Несовершенный амелогенез
C. Эрозия эмали
D. Системная гипоплазия эмали
E. Множественный кариес
3. Какой может быть перкуссия?
А. Вертикальная
В. Горизонтальная
С. Сравнительная
D. Вестибуло-оральная
Е. Вертикальная, горизонтальная, сравнительная
4. Какой прикус относится к физиологическому?
А. Опистогнатический
В. Дистальный
С. Медиальный
D. Открытый
Е. Глубокий
5. Учение о симптомах болезни, их диагностическое значение. Это значит?
А. Симптом
В. Семиотика
С. Анамнез
D. Синдром
Е. Симптомокомплекс
6. Краткосрочная боль от температурных, механических и химических раздражителей характерна для?
А. Поверхностный кариес
В. Средний кариес
С. Глубокий кариес
D. Гипоплазия
Е. Клиновидный дефект
7. Болезненное зондирование дна кариозной полости характерно для?
А. Поверхностный кариес
В. Средний кариес
С. Глубокий кариес
D. Гипоплазия
Е. Клиновидный дефект
8. Боль от холодной воды длится на протяжении 15-20 минут. Это характерно для?
А. Поверхностный кариес
В. Средний кариес
С. Глубокий кариес
D. Пульпит
Е. Периодонтит
9. Как в амбулаторной карте стоматологического больного обозначается кариес?
А. К
В. С
С. Кр
D. Р
Е. Cd
10. Как в амбулаторной карте стоматологического больного обозначается кариес?
А. К
В. С
С. Кр
D. Р
Е. Cd
11. Как в амбулаторной карте стоматологического больного обозначается пломба?
А. Пл
В. С
С. Кр
D. Pl
Е. Р
12. Как в амбулаторной карте стоматологического больного обозначается зубной камень?
А. Пл
В. Dc
С. Кр
D. Зк
Е. Р
13. Как в амбулаторной карте стоматологического больного обозначается периодонтит?
А. Пn
В. Pt
С. Кр
D. Зк
Е. Р
14. Как в амбулаторной карте стоматологического больного обозначается отсутствующий зуб?
А. Пл
В. 0
С. Вс
D. А
Е. Р
15. Какой прикус относится к физиологическому?
А. Опистогнатический
В. Дистальный
С. Медиальный
D. Открытый
Е. Глубокий
16. Какой прикус относится к патологическому?
А. Опистогнатия
В. Прогнатия
С. Прямой
D. Бипрогнатия
Е. Ортогнатия
В. Задачи
1. Больная, 30 лет жалуется на боль в 26, 27 зубах при употреблении пищи. Из анамнеза боль появилась несколько недель назад. Вначале от кислого, а затем от холодного и горячего. Проживает в местности с содержанием фтора в питьевой воде 6 – 8 мг/литр. При зондировании боль в области стенок КП.
1. О каких заболеваниях идет речь?
2. Какое заболевание наиболее вероятно?
3. Ваш предварительный диагноз?
4. Какие данные задачи подтверждают или опровергают диагноз?
2. Больной Д., 44 лет, жалуется на изменение цвета передних зубов, чувство оскомины, кратковременную боль от термических, химических раздражителей. Считает себя больным около 6 месяцев. В пришеечной области и на режущем крае 12, 11, 21 и 22 зубов меловидные плоские пятна с серым оттенком. Зондирование: в центре пятен незначительное размягчение эмали, незначительная болезненность.
1. О каких заболеваниях идет речь?
2. Какое заболевание наиболее вероятно?
3. Какие данные задачи подтверждают диагноз?
4. Какие данные задачи опровергают другие заболевания?
Ответы на тесты и задачи:
Тесты:
С
D
E
A
B
C
C
D
B
B
D
B
B
D
A
B
Задача № 1.
1. НПТТЗ, кариес.
2. Кариес.
3. Острый средний кариес 26, 27 зубов
4. Характер боли, длительность заболевания, локализация процесса, болезненность эмалево-дентинного соединения.
Задача № 2
1. Эрозия ТТЗ, кислотный некроз ТТЗ, клиновидный дефект, поверхностный кариес.
2. Кислотный некроз 12, 11, 21, 22 зубов.
3. Даны задачи: меловидные плоские пятна с серым оттенком на верхних резцах, расположенные в пришеечной области и на режущем крае, кратковременная боль от термических, химических раздражителей, незначительное размягчение эмали в центре очага.
4. Эрозия: давность заболевания – 10-15 лет, форма овальная, дно ровное, блестящее, твёрдое. Клиновидный дефект – характерный V вид поражения у шейки зуба, безболезненное течение. Поверхностный кариес – неглубокое поражение эмали с неровными шероховатыми краями и дном, болезненность при зондировании.
6.4. Материалы методического обеспечения самоподготовки студентов:
|
А. Основные | В. Дополнительные | |||||||||
ОСНОВНЫЕ | ||||||||||
І. Общие сведения: 1. Фамилия, имя, отчество больного. 2. Возраст (дата рождения). 3. Пол: (муж., /жен.). 4. Место работы, должность, профессия; учеба (если больной на пенсии, то после слов "на пенсии" указать его прежнюю профессию). 5. Место жительства (адрес, контактный телефон). 6. Дата, когда поступил в клинику терапевтической стоматологии, кем направлен и с каким диагнозом. | ||||||||||
| ||||||||||
ІІІ. Анамнез болезни Когда и как возникло заболевание, с чего началось заболевание - остро или постепенно, первые симптомы, причина, развитие заболевания. Куда обращался, какие проводились исследования, их результаты, диагноз, проводимое лечение, его эффективность. Причина повторного обращения. | ||||||||||
ІV. Анамнез жизни Место рождения, развитие в раннем возрасте, возможны отклонения. условия жизни (зона эндемического флюороза, Чернобыль и тому подобное), характер питания. Профессиональная учеба, трудовая деятельность, профессия, должность, характер и условия работы. Профессиональные вредности в прошлом и теперь. С какого возраста на пенсии. Причины выхода на пенсию. Прием пищи (регулярность, склонности, употребления жидкости, напитков, пряностей). Вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, другие. Выявить жалобы со стороны мочеполовых органов, беременности, роды, аборты, выкидыши. Перенесённые заболевания, ранения, контузии, операции, инвалидность. Инфекционные заболевания. Отдельно выясните вопрос о перенесенных венерических заболеваниях, гепатитах, туберкулезе, ВИЧ инфекции, новообразованиях, психических заболеваниях. Обращался ли за стоматологической помощью, её характер и эффективность, осложнения. Выясните аллергологический анамнез, непереносимость лекарств и других веществ, пищевых продуктов. Аллергические реакции, характер проявлений непереносимости. | ||||||||||
V. Общий статус (Status praesens communis) Общий осмотр. Система органов дыхания. Сердечнососудистая система. Система органов пищеварения. Мочеполовая система. Нервная система и органы чувств. | ||||||||||
VІ. Стоматологический статус -состояние органов полости рта: осмотр, зондирование, перкуссия, инструментальная пальпация зубов, переходной складки, мягких тканей, степень подвижности зубов (І, ІІ, ІІІ), состояние региональных лимфоузлов, прикус, оценка состояния пломб. |
Литература для преподавателя.
1. Терапевтична стоматологія: Підручник для студентів стоматологічних факультетів вищих медичних навчальних закладів ІV рівня акредитації у двох томах/ За ред. Проф. А.К.Ніколішина.- Т. I.- Полтава: «Дивосвіт», 2005.- 392 с. + 24 вкл.: іл..
2. Диагностика, лечение и профилактика стоматологичесчких заболеваний/ В.И.Яковлева, Е.К.Трофимова, Т.П.Давидович, Г.П.Просверняк// Минск: Вышейша школа, 1994.- 494 с.
3. Терапевтична стоматологія. Обладнання та інструментарій. Навчальний посібник/ В.І.Горелюк, Н.В.Нейко, В.В.Материнський, О.П.Кобрин// Івано-Франківськ, 2001.- 96 с.
4. Борисенко А.В., Кариес зубов. Практическое руководство.- К.: Книга плюс, 2005.- 416 с.
5. Данилевский Н.Ф., Сидельникова Л.Ф., Рахний Ж.И. Пульпит.- Київ: «Здоров’я», 2003.- 168 с.
6. Клиническая эндодонтия. Рентгенологические признаки заболеваний пульпы и периодонта/ Т.П.Скрипникова, В.К.Югов, Г.Ф.Просандеева, П.Н.Скрипников// Полтава: Легат, 1999.- 28 с.
7. Хоменко Л.А., Остапко Е.И., Биденко Н.В. Клинико-рентгенологическая диагностика заболеваний зубов и пародонта у детей и подростков. – К.: Книга плюс, 2004. – 200 с.
8. Литература для студентов:
- учебная основная:
1. Терапевтична стоматологія: Підручник для студентів стоматологічних факультетів вищих медичних навчальних закладів ІV рівня акредитації у двох томах/ За ред. Проф. А.К.Ніколішина.- Т. I.- Полтава: «Дивосвіт», 2005.- 392 с. + 24 вкл.: іл..
2. Диагностика, лечение и профилактика стоматологичесчких заболеваний/ В.И.Яковлева, Е.К.Трофимова, Т.П.Давидович, Г.П.Просверняк// Минск: Вышейша школа, 1994.- 494 с.
3. Терапевтична стоматологія. Обладнання та інструментарій. Навчальний посібник/ В.І.Горелюк, Н.В.Нейко, В.В.Материнський, О.П.Кобрин// Івано-Франківськ, 2001.- 96 с.
- дополнительная (научная, методическая):
1. Лекции кафедры.
2. Борисенко А.В., Кариес зубов. Практическое руководство.- К.: Книга плюс, 2005.- 416 с.
3. Данилевский Н.Ф., Сидельникова Л.Ф., Рахний Ж.И. Пульпит.- Київ: «Здоров’я», 2003.- 168 с.
4. Клиническая эндодонтия. Рентгенологические признаки заболеваний пульпы и периодонта/ Т.П.Скрипникова, В.К.Югов, Г.Ф.Просандеева, П.Н.Скрипников// Полтава: Легат, 1999.- 28 с.
5. Хоменко Л.А., Остапко Е.И., Биденко Н.В. Клинико-рентгенологическая диагностика заболеваний зубов и пародонта у детей и подростков. – К.: Книга плюс, 2004. – 200 с.