МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО. Б.2.1.3 Математическая логика и теория алгоритмов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б.2.1.3 Математическая логика и теория алгоритмов
(указывается шифр и наименование дисциплины по учебному плану)
Направление подготовки | 036000.62 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере | |||||||||||
Квалификация (степень) выпускника | Бакалавр техники и технологии | |||||||||||
(бакалавр) | ||||||||||||
Профиль подготовки бакалавра | "Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере" | |||||||||||
Форма обучения | Очная (дневная) | |||||||||||
(очная, очно-заочная и др.) | ||||||||||||
Выпускающая кафедра | ТПО | |||||||||||
Кафедра-разработчик рабочей программы | ТПО | |||||||||||
(название) | ||||||||||||
Семестр | Трудоем-кость час. | Лек-ций, час. | Практич. занятий, час. | Лаборат. работ, час. | СРС, час. | Форма промежуточного контроля (экз./зачет) | ||||||
зачет | ||||||||||||
Итого | зачет | |||||||||||
Санкт-Петербург
Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы рабочей программы
1. Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
3. Структура и содержание дисциплины
4. Формы контроля освоения дисциплины
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Приложения к рабочей программе дисциплины
Приложение 1. Аннотация рабочей программы
Приложение 2. Технологии и формы преподавания
Приложение 3. Технологии и формы обучения
Приложение 4. Оценочные средства и методики их применения
Приложение 5. Таблица планирования результатов обучения
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки __036000.62 - "Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере".
Программу составили:
кафедра технологии профессионального обучения:
Федотов В.П., доцент кафедры технологии профессионального обучения
Горлушкина Н.Н., зав.кафедрой технологии профессионального обучения, доцент
Эксперт(ы):
(для дисциплин общенаучного цикла – выпускающие кафедры, для дисциплин профессионального цикла – другие вузы, представители работодателей)
Программа одобрена на заседании Естественно-Научного факультета.
Председатель УМК Естественно-Научного факультета
Стафеев С.К., декан ЕНФ, профессор
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):
знания: | на уровне представлений: | об основных структурах, объектах и задачах математической логики и теории алгоритмов; |
о методах работы с формализованными логическими теориями; | ||
принципы построения машины Тьюринга; | ||
на уровне воспроизведения: | об основных результатах классической математической логики и теории алгоритмов; | |
биографические сведения о великих учёных, причастных к созданию этого раздела математики; | ||
на уровне понимания: | о роли и месте математической логики и теории алгоритмов в современном мире | |
умения: | теоретические: | решать задачи из разных разделов курса; |
определять множества различными способами; строить диаграммы Эйлера-Венна; | ||
определять тип отношения на множествах и его свойства; | ||
составлять таблицы истинности для различных логических операций; | ||
упрощать логические формулы; | ||
анализировать систему булевых функций на полноту и независимость; | ||
находить множество истинности предикатов; | ||
определять вычислительную сложность алгоритма; | ||
практические: | работать со справочной математической литературой; | |
логически правильно строить рассуждения при решении задач; | ||
навыки: | применять полученные знания в практической деятельности; | |
логической и алгоритмической интуиции. |
Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций:
общекультурных | ОК-3 | способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы |
ОК-6 | способность приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии | |
профессиональных | ПК-2 | готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа, логики и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в информатике и гуманитарных науках |
ПК-17 | способность использовать алгоритмы и программы автоматических рассуждений интеллектуального и лингвистического анализа данных | |
ПК-22 | готовность использовать логические и алгоритмические средства интеллектуальных систем |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина _ Математическая логика и теория алгоритмов_ относится к базовой части (Б.2.1) цикла Математических и естественнонаучных дисциплин (Б.2).
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция | Код по ФГОС/ НИУ | Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) | Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
способность приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии | ОК-6 | Правильно воспроизводит чужие результаты Правильно формулирует собственные результаты | Компетенция формируется в любом сегменте учебного процесса Формируется в процессе активных занятий (участие в семинарах, выполнение курсовых и дипломных работ). |
способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы | ОК-3 | Воспроизводит доказательства стандартных результатов, услышанных на лекциях Оценивает строгость математических и иных научных текстов | Изучение базового курса За счет повышения логической и математической культуры в процессе обучения |
способность использовать алгоритмы и программы автоматических рассуждений интеллектуального и лингвистического анализа данных; готовность использовать логические и алгоритмические средства интеллектуальных систем | ПК-17; ПК-22 | Распознает и воспроизводит имена основных логических и алгоритмических понятий, возникающих при изучении данного раздела Владеет и свободно использует профессиональную логико-математическую лексику | Продумывание и повторение услышанного на лекции. Компетенция достигается в процессе накопления опыта математических рассуждений, общения с преподавателями. |
готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа, логики и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в информатике и гуманитарных науках | ПК-2 | Понимает и воспроизводит основную структуру доказательств теорем из курса Обосновывает и оценивает логические ходы в произвольных математических рассуждениях и конструкциях | Продумывание ключевых моментов лекций Вырабатывается путем активного решения задач, самообразования, общения с преподавателями. |
Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин Программирование (Б.3.1.2), Математика (Б.2.1.1) и Информатика (Б.2.1.5) и служит основой для освоения дисциплин Логические средства интеллектуальных систем (Б.3.1.5), Дискретная математика (Б.2.2.5), Математические методы анализа информации (Б.2.2.4), Теория принятия решений (Б.2.2.3) и др.
В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:
№ п/п | Наименование компетенции | Предшествующие дисциплины | Последующие дисциплины (группы дисциплин) |
Общекультурные компетенции | |||
ОК-3 | способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы | программа курса средней школы, Б.2.1.5 Информатика | Б.2.2.4 Математические методы анализа информации |
ОК-6 | способность приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии | программа курса средней школы | Б.2.2.3 Теория принятия решений |
Профессиональные компетенции | |||
ПК-2 | готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа, логики и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в информатике и гуманитарных науках | Б.2.1.1 Математика | Б.2.2.4 Математические методы анализа информации |
ПК-17 | способность использовать алгоритмы и программы автоматических рассуждений интеллектуального и лингвистического анализа данных | Б.3.1.2 Программирование | Б.2.2.5 Дискретная математика |
ПК-22 | готовность использовать логические и алгоритмические средства интеллектуальных систем | Б.2.1.5 Информатика | Б.3.1.5 Логические средства интеллектуальных систем |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет __3_ зачетных единицы, _102__ часа.
№ модуля образовательной программы | № раздела | Наименование раздела дисциплины | Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы | ||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | СРС | Всего часов | |||
Математическая логика | |||||||
Теория алгоритмов | |||||||
ИТОГО: |
Содержание (дидактика) дисциплины
Раздел 1. «Математическая логика».
Дидактическая единица 1 (1.1). Логика высказываний.
Дидактическая единица 2 (1.2). Приложения алгебры логики.
Дидактическая единица 3 (1.3). Исчисление высказываний.
Дидактическая единица 4 (1.4). Логика предикатов.
Дидактическая единица 5 (1.5). Исчисление предикатов.
Раздел 2. «Теория алгоритмов».
Дидактическая единица 1 (2.1). Формализация понятия алгоритма.
Дидактическая единица 2 (2.2). Алгоритмические системы и алгоритмы.
Лекции
№ п/п | Номер раздела дисциплины | Объем, часов | Наименование тем теоретических занятий | |
Из истории математики и логики. Первые доказательные рассуждения; теорема Фалеса. Пифагор и его учение. Открытие Ипатия, изменившее приоритеты опыта и логики в обосновании математических утверждений. Первая аксиоматика Евдокса. Евклид и судьба его пятого постулата. Аристотель и его законы. Теория множеств Кантора. Операции над множествами, отношения и их свойства. Нечеткие множества. | ||||
Высказывания, их значения истинности. Логические операции над высказываниями. Формулы алгебры высказываний. Равносильность формул. Основные равносильности алгебры высказываний. Закон двойственности. Определение различных видов форм для формул. | ||||
Основные задачи алгебры высказываний. Критерии тождественной истинности и тождественной ложности. | ||||
Формализация предложений естественного языка. Предикаты. Логические операции над предикатами. Кванторы. Навешивание кванторов на предикаты. Свойства кванторов. Применение языка предикатов и кванторов для математических утверждений. | ||||
Понятия алгоритма и программы; связанные с ними контексты. Исполнитель и его язык. Примеры алгоритмов и их формального исполнения. Сложность алгоритма. Алгоритмически неразрешимые задачи. | ||||
Графическое представление алгоритмов. Релейно-контактные схемы и схемы из функциональных элементов. Двоичный сумматор. Машина и тест Тьюринга. | ||||
План Гильберта по автоматизации математических доказательств и его провал. Теорема Гёделя о неполноте арифметики. Машинные доказательства. Решение проблемы четырёх красок. | ||||
Итого: | ||||
Практические занятия
№ п/п | Номер раздела дисциплины | Объем, часов | Тема практического занятия |
Отношения между множествами. | |||
Действия над множествами. | |||
Приведение формул алгебры к ДНФ, КНФ, СДНФ, СКНФ. | |||
Определение конфигураций, последовательно возникающих при работе машины Тьюринга. | |||
Навешивание кванторов на предикаты. Свойства кванторов. | |||
Применение языка предикатов и кванторов для математических утверждений. | |||
Итого: |
Лабораторные работы
Не предусмотрены.