Организация управления охраной труда

Цель управления охраной труда -совершенствование организации работ по обеспечению санитарно-гигиенических нормативов производственной среды, безопасности производственных процессов, снижению травматизма и аварийности, на основе решения ком­плекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих.

Статья 217 ТК РФ определяет, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численностью работников которого превышает 50 человек, создается служба ОТ или вводится должность специалиста по ОТ, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы ОТ или введении должности специалиста по ОТ с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы ОТ, штатного специалиста по ОТ их функции осуществляет работодатель - руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающий услуги в области ОТ, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области ОТ, подлежат обязательной аккредитации.

Объектом управленияОТ является деятельность функциональных служб и структурных подразделений по осуществлению правовых, социально-экономических, организационных мероприятий по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и в организации в целом.

Система управления охраной труда в организации (СУОТ) -часть общей системы управления организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанная с деятельностью организации.

Цель внедрения СУОТ - решение задач по обеспечение безопасных и нормальных условий труда для работников на всех стадиях производственного процесса; условий, при которых обеспечивается не только своевременное устранение каких-либо нарушений норм ОТ, но и предупреждение возможности их возникновения. Выполнение задач управления ОТ осуществляется на всех уровнях управления организации в соответствии с функциями руководителей и исполнителей, их правами и обязанностями, закрепленными законодательными актами, постановлениями, распоряжениями, уставами, положениями, инструкциями и др. нормами, а также решениями трудовых коллективов путем принятия и реализации управленческих решений.

СУОТ включает: организационную структуру деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения и достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по ОТ в организации. Внедрение системы основывается на выполнении следующих функций:

- определение структуры, численности функциональных служб и структурных подразделений, должностных обязанностей специалистов службы ОТ и др. подразделений: производственного контроля, пожарного надзора, экологической безопасности и т.п.;

- анализа итогов идентификации опасных и вредных производственных факторов, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по ОТ, сертификации оборудования и объектов, выявлении и оценки профессиональных рисков.

- анализа действующих в организации систем управлении качеством продукции и защиты окружающей среды;

- анализа эффективности информационного обеспечения ОТ, системы обучения и проверки знаний (руководителей и работников) по ОТ, системы оценки результатов работы по улучшению ОТ и материального поощрения всех категорий работников;

- анализа документально оформленных отчетов по имеющимся травмам, производственно обусловленным и профессиональным заболеваниям, аварий, их причинах и мерах, принятых с целью их исключения в будущем;

- выявлении наличия документов, регламентирующих действия персонала при возникновении аварии и несчастного случая;

- выявлении положения с расследованием и учетом производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий;

- опросе (интервьюировании) работников и руководителей разных уровней управления.

Наши рекомендации