Критерий 1. Соответствие теме. Выпускник глубоко раскрывает предложенную тему
Выпускник глубоко раскрывает предложенную тему. Обращает на себя внимание оригинальная находка автора сочинения — воображаемая им галерея литературных образов, помогающих отвечать на вопрос задания.
Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Выпускник обстоятельно аргументирует свои тезисы на основе двух литературных произведений. Уместное упоминание имён персонажей, микротем, значимых деталей, эпизодическое использование сжатого пересказа свидетельствуют о хорошем знании текстов обоих произведений. Важным достоинством работы является уме-
ние выпускника осмысливать поставленную перед ним проблему сквозь призму литературного произведения, через его героев и события, а не просто аргументировать свои суждения ссылками на художественный текст. Избранный в сочинении путь использования литературного материала (анализ проблематики, сюжета, характеров) позволяет предположить, что идейно-тематическое содержание произведений более интересно и понятно выпускнику, чем их поэтика и её роль в выражении авторского замысла.
Критерий 3. Композиция и логика рассуждения
Сочинение построено логично, выдержано соотношение между тезисами и доказательствами. Однако в четвёртом абзаце дважды повторяется мысль о том, что слово «мечта» плохо сочетается с образом прагматичного целеустремленного дельца Чичикова (логическая ошибка).
Критерий 4. Качество письменной речи
Работу отличает свободная точная речь, богатая и разнообразная как в лексическом, так и в синтаксическом плане. Отдельные речевые несообразности (например, неуместно употреблено прилагательное «личный» вместо «личностный» — неразличение паронимов, речевая ошибка) не снижают её общей высокой оценки.
Критерий 5. Грамотность
Работа не свободна от ряда ошибок. Например, нарушены правила падежного управления в словосочетании «достичь результат» (ср. «достичь результата», грамматическая ошибка). Подобные ошибки не снижают общего высокого уровня сочинения, они столь немногочисленны, что ни в какой мере не препятствуют выставлению оценки «зачёт» по данному критерию.
Сочинение 2
На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?
Я выбрала именно эту тему, так как хочу рассказать о том, как человечество пагубно относится к своей родной природе.
«Любовь к своей родной природе — один из важнейших признаков любви к своей стране...». Это слова писателя К.Г. Паустовского говорят о природе, мы часто употребляем слово «окружающая среда». Но ведь это такая бездушная фраза. Осознание серьёзности экологической проблемы следует понимать каждому, чтобы не изуродовать землю, не навредить себе, не сгубить будущее, не обокрасть детей.
И многие писатели смело встали на страже природы, нуждающейся в защитниках. Авторы в своих произведениях говорят о важности общечеловеческих ценностей, например сострадание, чести, нравственности. Призывают нас бережно относится к нашей великой природе, думать о завтрашнем дне, не разорять то, что должно
служить многим поколениям. Проблема экологическая, но и нравственая. Повторюсь, что осознание её серьёзности необходимо каждому. Поэтому Распутин в произведении «Прощание с Матёрой» передаёт свою тревогу. Писатель предостерегает против потребительского отношения к природе. Он видит, что человек — её часть и боиться за его судьбу. Писатель призывает спасать природу, начиная со спасения человека, стремится превлечь внимание к страдающим.
К примеру Б.Л. Васильев защищая природу начал именно с человека. В романе «Не стреляйте в белых лебедей» главный герой Егор Полушкин. Скромный, добрый Егор не находит отклика в окружающей среде. Ему противопоставлен другой герой — Фёдор Бурьянов. Он жестокий человек, способен безжалостно убивать старых собак. Не смотря на просьбу Егора, Фёдор всё таки пристрелил Пальму. Он не мог не пристрелить. С Егором он тоже проявляет страшную жестокость. Егор Полушкин погибает, защищая природу, спасая дело своей жизни, о котором он искренно говорит: «А природа, она всё покуда терпит». Она молчком умирает, долголетно. Егор с болью осознаёт как человек оторвался от земли, чувствует трагедию края, душой страдает. И ещё Егор знает, что надо делать и делает своё дело по защите природы. Благодаря таким людям мир становится добрее и лучше.
Я считаю, что при всей огромности мира природы, она не достаточно защищена, она нуждается в сильном и добром человеке. Все должны понимать: природа может погибнуть, а ведь мы её часть. (305 слов)
Сочинение не относится к категории сильных работ, но в целом заслуживает оценки «зачёт»: объём сочинения достаточен, «зачёт» не может быть поставлен только по критерию 5.