Зубна система людини. Визначення віку по зубах

Статья 1

Если заглянуть в пасть к аллигатору — конечно, с безопасного расстояния, — то можно увидеть ряды зубов, весьма схожие по форме, но отличающиеся по размеру. Их называют гомодонтными.Но загляните в собственный рот, и вы обнаружите зубы, которые отличаются и по размеру, и по форме. Это называет­ся гетеродонтией(«другие» или «разные» зубы).

Гетеродонтия характерна для всех приматов и таким образом явно присутствовала у всех более ранних гоминидов. Но количество разных видов или форм зубов не одинаково для от­дельных видов приматов, и не у всех одинаковое общее количество зубов.

Палеоантропологи сочли удобным суммировать эту информацию взубной формуле.Для того чтобы это проиллюс­трировать, используем расположение зубов человека, или ряд зубов. Как пра­вило, у людей 32 зуба, 16 в верхней че­люсти и еще 16 в нижней челюсти.

Потом каждую челюсть можно раз­делить на половины по восемь зубов в каждой, если мы начнем прямо с перед­ней и средней части рта. Если рассмат­ривать и нижнюю, и верхнюю челюсти, есть четыре части, или квадранты. Работая только с этими восемью зубами, мы можем их разделить на четыре разных вида: резцы (Р), клыки (КЛ), пре-моляры (П)и коренные зубы (К). Теперь, чтобы получить зубную формулу, мы просто посчитаем количество зубов каждого вида. Для людей это будет: 2Р, 1 КЛ, 2П, ЗК, или 2+1+2 + 3 = 8. В сумме для 4 квадрантов всего 32 зуба. Мы разделяем эту зубную формулу со всеми человекообразными обезьяна­ми и обезьянами, живущими в Азии и Африке.

Детская формула

Конечно, дети начинают с молочного комплекта зубов, который потом заме­няют постоянные зубы, вырастающие там же. Термин «постоянные зубы», может быть, следует взять в кавычки. Зубная формула для первого комплек­та ребенка — это 2Р, 1КЛ, 2К, или 2 + 1 + 2 = 5, и для 4 квадрантов всего 20 зу­бов. В возрасте около 2 лет, плюс-минус несколько месяцев, молочный ком­плект обычно полон. Впоследствии челюсти ребенка должны развиваться и расти, чтобы вместить второй комплект зубов, или им может оказаться недо­статочно места. А это может означать ортодонтическое лечение и скобки.

Появление зуба

Мы уже рассказывали о росте зубов, когда раньше говорили о двух ископае­мых. Во-первых, приблизительный возраст «ребенка из Таунга» определили по времени появления первого постоянного коренного зуба. Для современ­ных детей этот возраст составлял бы око­ло 6 лет, но, вероятно, он был гораздо бо­лее ранним для детей древних гоминидов, как «ребенок из Таунга». Потом определи­ли, чтоЛюси была взрослой, потому что у нее появился третий постоянный корен­ной зуб. У современных людей этот зуб появляется приблизительно в 18 лет, но может появиться и позже, в 20 с лишним. Или может не появиться совсем, если зуб мудрости плотно прижат ко второму коренному зубу.

Знание о том, когда обычно появляют­ся зубы, полезно для точного определе­ния возраста по мере того, как растет ре­бенок, — а в случае с третьим коренным зубом даже в начале взрослого возрастного периода. Но с оценкой времени появления зуба надо обра­щаться осторожно, когда речь идет о ранних гоминидах, потому что их воз­раст развития зубов не вполне совпадал с нашим. Он наступал раньше, так как рост особей происходил быстрее и умирали они раньше, чем современ­ный человек.

Потеря зуба

Объединение квадрантов означает, что у взрослых 4x8 = 32 зуба, как бы­ло у всех наших гоминидных предков. Но гораздо раньше в нашей эволюции, если вернуться к начальным ее стадиям у приматов, зубная формула, вероят­но, была 2, 1,3, 3. Разницу составляет дополнительный премоляр. Если вер­нуться еще в более раннее время, мо­жет показаться, что у наших млекопи­тающих предков было больше зубов. Итак, существовала длительная эволю­ционная тенденция к сокращению ко­личества зубов у млекопитающих и приматов.

Но за последние десятки миллионов лет потери зуба не произошло. Это оз­начает, что, пытаясь проследить наше гоминидное происхождение и более по­зднее развитие, мы будем смотреть только на изменения размера и формы зубов.

Существует предположение, что со­временные люди постепенно теряют свои третьи коренные зубы, или зубы мудрости. Этот зуб наименее постоя­нен в том, что касается его размера и формы, а также времени появления. Может быть, эта изменчивость вызвана нашим частым потреблением мягкой и переработанной пищи, а также тем, что мы все активнее имеем дело с вещест­вами, влияющими на рост. Так что, мо­жет быть, зубная давка возникает в ре­зультате того, что наши челюсти растут неправильно.

Части зуба

Основные части зуба — это коронка, шейка и корни. Зубы отличаются друг от друга как поверхностью коронок, так и количеством корней. Это намек на то, что у зубов разной формы — разные функции...

Есть еще два метода, связанных с зубами. Один из них — линии Бойда. Он связан с полосками на зубной эмали, которые со временем меняются. Второй — метод Густафсона, который учитывает шесть параметров зубов. Оба этих метода работают для определения возраста человека моложе 60 лет.

Установить возраст можно также, сделав рентген запястья у детей, локтей и коленей — у взрослых или челюстей и позвонков — у пожилых людей. Дело в том, что есть специальные таблицы, где указана связь между возрастом и окостенением — отвердением концов костей, которое объединяет различные расы, сообщества людей с одним рационом или проживающих в одной географической зоне. Рентген плечевых, бедренных, тазовых суставов и лодыжек поможет установить более точную цифру.

В промежутке между 25 и 60 годами можно обратить внимание на суставы между челюстными костями, гортанью, а также на межпозвоночные диски. Все это, вкупе с весом и ростом, которые, судя по всему, являются самыми надежными факторами, дает хорошие шансы на конечный результат.

У людей старше 60 лет информативным может быть исследование глаз на предмет катаракты и прозрачности роговицы, хотя в этом возрасте определить точное количество прожитых лет довольно проблематично.

Как Вы можете определить, что несколько найденных костей относятся к одной и той же особи?

Такое заключение обычно делается на основе сравнения размеров и предполагаемого биологического возраста. На случай, если фрагментов уж очень много и они уж очень фрагментарны, есть такое понятие – минимальное число индивидов: считается минимум человек, которым могли бы принадлежать эти останки (максимум, понятно, равен числу фрагментов, но его считать бесполезно). При наличии некоторой практики определять такие вещи не сложно. На археологической практике в Крыму при раскопках античного некрополя у меня студенты учились этому за две недели примерно (анатомию они первоначально, конечно, знали, но, как правило, очень плохо, а потом быстро осваивались). По размерам костей и выраженности рельефа для прикрепления мышц, частично по форме можно предположить пол человека, причём часто хватает даже небольших фрагментов; по изношенности можно предположить возраст. Существуют специальные разработки, шкалы, измерения, таблицы для определения всего этого, разаботанные по современным людям. Обычно они срабатывают и для древних людей. Для совсем древних есть свои поправки; даже если они не верны абсолютно, то срабатывают относительно, для определения числа человек – вполне. Все эти нормы разрабатываются по целым находкам, которых вполне достаточно. Если надо, применяется статистика – корреляционный анализ или многомерные какие-нибудь. Примерно так: если есть большая бедренная кость старого человека и маленькая плечевая ребёнка – это разные люди, если возраст и размер совпадают, вероятно, это один человек. Кроме того, учитывается геологический и археологический контекст, даже цвет и соханность костей. В общем, это самая простая часть работы – сортировка. Паталогоанатомы примерно тем же иногда занимаются и с тем же успехом.

Ну, а как узнать, что фрагментарные находки, сделанные в разных местах, относятся к одному и тому же виду ископаемых предков человека?

Если они имеют более-менее сходное строение и сходную датировку, то относятся к одному виду. Размах этого «более-менее» определяется изучением изменчивости современного человека и современных обезьян. Сложность в том, что у разных исследователей бывают разные представления об этом «более-менее», отчего, например, неандертальцев одни считают самостоятельным видом, а другие – лишь подвидом Homo sapiens. Но сами-то находки от этого не меняются:) Имея много находок из многих местонахождений, можно устанавливать, например, самостоятельное «более-менее» для группы австралопитеков.

Наши рекомендации