Контрольно-обучающие и профессиональные задачи
7.1. С какой стадии развития клетки гранулоцитарных рядов поступают в периферическую кровь?
7.2. Имеются ли в норме в периферической крови ядросодержащие элементы эритроидного ряда?
7.3. О каком нарушении гемопоэза свидетельствует наличие в периферической крови и красном костном мозге форменных элементов, напоминающих эритроциты, но значительно больших размеров, не имеющих формы двояковогнутого диска?
7.4. Какие изменения крови наблюдаются после массивных кровотечений?
7.5. Какие цитологические процессы лежат в основе развития фор-менных элементов крови?
7.6. Имеются ли стволовые клетки крови за пределами красного косного мозга? Если да, то где?
7.7. Почему при тяжёлом (например, лучевом) поражении целесообразна трансплантация красного костного мозга?
Тестовые задания для самоконтроля
8.1. Стволовые клетки крови по строению близки к
1. моноцитам
2. нейтрофилам
3. лимфоцитам
4. тромбоцитам
5. эозинофилам
8.2. При эритропоэзе по мере дифференцировки ядро
1. уменьшается
2. не изменяется
3. увеличивается
4. сегментируется
5. становится оксифильным
8.3. Клетки гранулоцитарных рядов в норме могут поступать в кровь, начиная со стадии
1. миелобласта
2. промиелоцита
3. миелоцита
4. сегментоядерного лейкоцита
5. метамиелоцита
8.4. Полиплоидизация и увеличение размеров ядра характерны для
1.эритропоэза
2. тромбоцитопоэза
3. нейтрофилопоэза
4. гранулоцитопоэза
5. моноцитопоэза
8.5. При гранулоцитопоэзе принадлежность клетки к определенному
ряду можно установить, начиная со стадии
1. стволовой клетки
2. мегакариобласта
3. палочкоядерного лейкоцита
4. оксифильного нормоцита
5. миелоцита
1. Тема занятия №7: Органы кроветворения и иммунной защиты
Мотивация
Нарушения функционирования иммунной системы обусловливает развитие многих заболеваний. Поэтому ее состояние исследуется врачами при помощи разнообразных методик, в том числе, морфологических. Врач может пальпировать селезенку и лимфоузлы, изучать биоптаты лимфатических узлов и миндалин, исследовать разные популяции лимфоцитов. Система, обеспечивающая иммунные реакции, является одновременно частью системы кроветворения, т.к. в ней осуществляется лимфоцитопоэз и плазмоцитопоэз. Иммунная система организма человека представлена красным костным мозгом, тимусом, селезёнкой, лимфоузлами, гемолимфатическими узлами, скоплениями лимфоидной ткани в пищеварительном тракте, воздухоносных путях и других органах, а также лимфоцитами и макрофагами крови и лимфы. Эта обширная система определяет способность организма к иммунитету - защите организма от всего генетически чужеродного (микробов, вирусов, мутировавших клеток, трансплантированных тканей генетически отличающегося организма). Поскольку нарушение этих функций может приводить к тяжёлой патологии, изучению иммунной системы крайне важно для врача.
Цели занятия
3.1.Общая цель:В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов студент должен получить представления о развитии и гистофизиологии иммунной системы в целом и научиться отличать органы иммунной системы от органов других систем, а также – друг от друга.
3.2. Конкретные цели:
Знать 3.2.1. Источники развития лимфоидных органов, ткани образующие их строму. 3.2.2. Принципы разделения лимфоидных органов на центральные и периферические 3.2.3. Развитие, микроскопическое строение тимуса, его морфофункциональную единицу. Строение стромы, ее функции. 3.2.4. Развитие, микроскопическое строение лимфоузлов, их строение. Топография Т- и В-зон. Лимфатические синусы. Функции лимфоузлов. 3.2.5. Развитие, микроскопическое строение селезенки. Белая и красная пульпа. Строма. Топография Т- и В-зон. Лимфатические синусы. Функции селезенки. 3.2.4. Развитие, микроскопическое строение миндалин. Топография Т- и В-зон. Функции. 3.2.5.Лимфоцитопоэз. Антигеннезависимая и антигензависимая дифференцировка лимфоцитов. Понятие об иммунитете и его видах. | Уметь 3 3.2.6.В различных органах, относящихся к иммунной системе, определять лимфоидные фолликулы и другие скопления лимфоидных элементов. 3.2. 3.2.7.Находить в лимфоидных органах элементы её стромы. 3. 3.2.8.На основании знания морфологии отличать друг от друга лимфоидные органы: тимус, селезёнку, лимфоузел, миндалину. 3. 3.2.9.Находить в лимфоидных органах их Т- и В- зоны. 3. 3.2.10. Охарактеризовать разные стадии лимфоцитопоэза. |
4. Необходимый уровень знаний
4.1. Из курса анатомии: раздел «Лимфатическая система».
4.2. Из предыдущих занятий по гистологии: кровь, кроветворение. Учебник гистологии/ под ред. Ю.И.Афанасьева и др., 2013. - «Кровь и лимфа. Кроветворение».
Новый материал
5.1. Общая характеристика органов иммунной системы (классификация, источники развития, строение, функции)
5.2. Схема антигензависимой и антигеннезависимой дифференцировки Т- и В-лимфоцитов
5.3. Развитие, строение и функции тимуса
5.4. Развитие, строение и функции селезенки
5.5. Развитие, строение и функции лимфатических узлов
5.б. Развитие, строение и функции миндалин
Иметь представление:
5.9. Взаимодействие клеток при иммунном ответе
5.10. Клеточный и гуморальный иммунитет
5.11. Аутоиммунные реакции
Учебник гистологии/ под ред. Ю.И.Афанасьева и др.,2013.-
«Иммунная система».