Тестовые задания для самостоятельной работы. 1. Методы обучения неклассифицируются по: а) характеру познавательной деятельности учащихся, б) содержанию формируемых понятий
1. Методы обучения неклассифицируются по: а) характеру познавательной деятельности учащихся, б) содержанию формируемых понятий, в) логике раскрытия учебного материала, г) источнику знаний, д) степени активности школьников.
2. По источнику знаний методы неподразделяются на: а) практические, б) устные, в) наглядные, г) изобразительные, д) словесные, е) иллюстративные.
3. К словесным методам неотносятся: а) рассказ, б) инструктаж, в) работа с учебником, г) беседа, д) инструкция, е) объяснение.
4. Рассказы по дидактическим задачам делятся на: а) иллюстративные, б) иллюстрирующие, в) сообщающие, г) излагающие, д) информативные, е) информа-ционные, ж) сюжетные.
5. По способу построения рассказы различают: а) эвристические, б) проблемные, в) индуктивные, г) дедуктивные, д) воспроизводящие, е) простые, ж) сложные.
6. Информационные рассказы применяются при выяснении: а) особенностей организмов, б) образа их жизни, в) приспособленности к среде обитания, г) размеров живых объектов.
7. Иллюстративные рассказы используются при изучении материала: а) анатомического, б) систематического, в) морфологического, г) экологического, д) агротехнического.
8. По дидактическим задачам беседы делятся на: а) обобщающие, б) проблемные, в) разьяснительные, г) разъясняющие, д) вводящие, е) вводные.
9. Разьяснительная беседа проводится на этапе урока: а) проверки пройденного, б) закрепления изученного, в) изучения нового материала, г) обобщения и систематизации знаний.
10. По построению беседы различают: а) проблемные, б) дедуктивные, в) индуктивные, г) поисковые, д) простые, е) сложные.
11. Дедуктивная беседа строится: а) от частного к общему, б) от общего к частному, в) на известном материале, г) на неизвестном материале.
12. Методические требования к вопросам учителя: а) доминирование вопросов требующих «умственного напряжения», б) преобладание вопросов на репродуцирование фактических сведений, в) приоритетность альтернативных вопросов, г) обязательная дифференциация вопросов, д) применение вопросов предполагающих развернутые ответы, е) правильная формулировка вопросов, ж) предъявление двойных вопросов.
13. «Умственное напряжение» не предусматривают вопросы на: а) описание, б) сравнение, в) доказательство, г) обобщение, д) усвоение понятий, е) уточнение терминов.
14. Инструктажявляется разновидностью: а) рассказа, б) беседы, в) объяснения, г) пояснения, д) рассуждения.
15. Объяснение применяется при изучении материала: а) систематического, б) ана-томического, в) физиологического, г) экологического, д) медицинского.
16. Учебник, в зависимости от вида работы с ним, может относиться к методам: а) словесным, б) словесным и наглядным, в) словесным и практическим, г) словесным, наглядным и практическим, д) наглядным и практическим.
17. Источником знаний при использовании наглядных методов является: а) объемное пособие, б) наглядное средство, в) натуральныйобъект, г) иллюстрация.
18. В процессе обучения биологии преимущественное место должны занимать наглядные пособия: а) изобразительные, б) натуральные, в) символические, г) вербальные, д) иллюстративные.
19. Методические требования к наблюдению как к наглядномуметоду: а) активное восприятие объекта учащимися, б) выполнение ими практических действий, в) постановка проблемных вопросов, г) включение заданий на сравнение, д) подведение школьников к обобщениям и выводам, е) фиксирование результатов.
20. Наглядными методами не предусматривается демонстрация пособий: а) изобразительных, б) иллюстративных, в) натуральных, г) вербальных, д) мультимедийных, е) символических.
21. Опыты относятся к методам: а) наглядным, б) изобразительным, в) иллюстративным, г) практичным, д) практическим.
22. Опыты по биологии не подразделяются на: а) демонстрационные, б) иллю-стративные, в) иллюстрированные, г) воспроизводящие, д) лабораторные.
23. В зависимости от того, кем проводятся, опыты различают: а) иллюстративные, б) иллюстрированные, в) демонстрационные, г) демонстративные.
24. Опыты, которые показывает учитель, называются: а) выставочными, б) демон-страционными, в) показательными, г) индивидуальными.
25. Натуральные объектынеделятся на: а) живые, б) неживые, непрепарированные, в) неживые, препарированные, г) монтированные, д) немонтированные.
26. Из живых объектов наиболее удобными для демонстрации являются: а) животные средней величины, б) растения, в) чучела, г) мелкие животные, д) гербарии, е) муляжи.
27. Для демонстрации применяются растения, которые имеют: а) выраженные вегетативные органы, б) мелкие цветки, собранные в соцветия, в) крупные цветки простого строения, г) крупные простые листья.
28. Натуральные объекты используются в качестве материала: а) демонстраци-онного, б) иллюстрационного, в) иллюстративного, г) дидактического, д) разда-точного.
29. Натуральными препарированными пособиями не являются: а) муляжи, б) влажные препараты, в) наборы костей животных, г) органы в фиксирующей жидкости, д) коллекции, е) мумии, ж) гербарии.
30. Коллекции подразделяются на: а) специальные, б) морфологические, в) общебиологические, г) систематические, д) технологические, е) технические, ж) анатомические.
31. К изобразительным пособиям относятся: а) плоские, б) плоскостные, в) объемные, г) объемистые, д) статические, е) динамические.
32. Объемными изобразительными пособиями не являются: а) модели, б) чучела, в) муляжи, г) гербарии, д) макеты, е) влажные препараты.
33. При демонстрации объемных пособий необходимо соблюдать методические требования: а) расположение на столе учителя на специальной подставке, б) показ с обходом учащихся по рядам, в) отсутствие подсветки, г) наличие контрастного экрана, д) предъявление с разных сторон.
34. Муляж представляет собой: а) копию объекта, б) оригинал объекта, в) обобщенное изображение объекта, г) упрощенное изображение объекта.
35. Модели не могут быть: а) плоскими, б) плоскостными, в) объемными, г) объеми-стыми, д) статическими, е) статичными, ж) динамическими.
36. Для моделей присуще: а) сохранение размеров объектов, б) изменение размеров объектов, в) изменение окраски объектов, г) сохранение окраски объектов.
37. В моделях допускаются изменения: а) окраски на более контрастную, б) окраски на более яркую, в) размеров только в сторону увеличения, г) размеров только в сторону уменьшения, д) размеров в любую сторону.
38. К иллюстративным пособиям не относятся:а) картины, б) текстовые таблицы, в) схемы, г) фотографии, д) диафильмы, е) диаграммы, ж) кинофильмы.
39. Образными пособиями являются: а) картины, б) рельефные таблицы, в) иллю-страции, г) диаграммы, д) слайды, е) схемы, ж) диапозитивы.
40. При демонстрации картин необходимо придерживаться методических требова-ний: а) привлечение учащихся к их «чтению», б) употребление на разных этапах формирования представлений, в) использование на всех этапах урока, г) проведение работы по пониманию учениками размеров объектов, д) фиксирование внимания школьников на цветовые оттенки картины, е) неограниченное их применение на уроке.
41. Биологические таблицы делятся на: а) барельефные, б) рельефные, в) образные, г) условные, д) печатные, е) печатанные.
42. Наглядными пособиями не являются: а) живые объекты, б) муляжи, в) опыты, г) гербарии, д) телепередачи, е) коллекции, ж) рисунки на доске, з) модели.
43. Картины представляют собой изображения: а) внутреннего строения животных, б) живых объектов в естественной обстановке, в) внутреннего строения органов, г) контуров животных.
44. Экранные пособия подразделяются на: а) статические, б) статичные, в) динами-ческие, г) динамичные, д) объемные, е) плоскостные.
45. К динамическим экранным пособиям неотносятся: а) диафильмы, б) видео-фильмы, в) слайды, г) учебные фильмы, д) диапозитивы.
46. При демонстрации учебных фильмов необходимо придерживаться методических требований: а) показ на любом этапе урока, б) тщательная подготовка учащихся, в) неограниченное время демонстрации, г) проведение работы по пониманию учениками ускоренной (замедленной) съемки, д) демонстрация только звуковых фильмов, е) практикование повторной демонстрации кадров, ж) показ только немых фильмов.
47. Символические пособия содействуют: а) обобщению и систематизации знаний, б) развитию воображения, в) овладению специальными терминами, г) формиро-ванию обобщенных представлений, д) раскрытию структуры природных объектов.
48. Символические пособия применяются на уроках биологии: а) изолировано, б) в сочетании с вербальными пособиями, в) совместно с изобразительными пособиями, г) в комбинации с образными пособиями.
49. К символическим пособиям неотносятся: а) схемы, б) муляжи, в) текстовые таблицы, г) диаграммы, д) картины, е) графики.
50. Схемы неделятся на: а) структурные, б) систематические, в) синтетические, г) классификационные, д) динамические, е) аналитические, ж) анализирующие.
51. Источником знаний при практических методах является: а) слово, б) наблюдение, в) наглядный объект, г) практическая работа, д) практическое действие, е) практическая деятельность.
52. К практическим методам относятся: а) наблюдение, б) расчленение, в) распо-знавание, г) различение, д) определение, е) гербаризация, ж) эксперимент, з) наб-людение с фиксированием результатов.
53. Методические требования к наблюдению, как практическомуметоду: а) выяс-нение у учащихся представлений и знаний об объекте, б) выполнение ими практических действий, в) предоставление времени для рассмотрения объекта, г) лаконичная инструкция по выполнению учениками задания, д) руководство их наблюдениями, е) предъявление школьникам результатов наблюдения.
54. По срокам выполнения наблюдения подразделяются на: а) краткосрочные, б) кратковременные, в) недолговременные, г) длительные, д) продолжительные.
55. Длительные наблюдения включаются: а) во внеклассные занятия, б) во внеурочное время, в) в уроки, г) в экскурсии, д) в домашние задания.
56. По срокам выполнения эксперименты не делятся на: а) краткосрочные, б) долго-срочные, в) кратковременные, г) долговременные, д) длительные.
57. Эксперименты чаще всего проводятся при изучении материала: а) анатомиче-ского, б) физиологического, в) морфологического, г) экологического.
58. Этапами эксперимента не являются: а) инструктаж, б) наблюдение за изучаемым объектом, в) постановка вопроса, г) обобщение и систематизация результатов, д) формулировка выводов, е) отчет о проделанной работе.
59. Местами проведения эксперимента являются: а) природа, б) учебно-опытный участок, в) кабинет, г) уголок живой природы, д) класс.
60. Нахождение живых объектов по характерным для них признакам – это: а) различение, б) распознавание, в) распределение, г) узнавание.
61. Распознавание предполагает наличие материала: а) дидактического, б) раздаточ-ного, в) натурального, г) изобразительного, д) иллюстративного.
62. Отнесение живых объектов к той или иной группе по общим для них существенным признакам – это: а) классификация, б) разделение, в) определение, г) группировка.
63. Определение чаще всего применяется при формировании понятий: а) экологических, б) морфологических, в) физиологических, г) анатомических.
64. Из видов практических методов только дедуктивно строится: а) распознавание, б) эксперимент, в) определение, г) наблюдение с фиксированием результатов.
65. К методическим приемам не относятся: а) логические, б) логичные, в) организа-ционные, г) организованные, д) технические, е) технологические.
66. Для всех методов одними и теми же методическими приемами являются: а) организационные, б) технические, в) логические, г) систематические.
67. К различным для разных методов приемам относятся: а) логические, б) логичные, в) технические, г) организационные.
68. Решающим фактором при выборе ведущих методов обучения является: а) слож-ность учебного материала, б) логический способ его обработки, в) тип формируемого понятия, г) наличие времени для изучения.
69. Видами словесных методов являются … .
70. По способу построения различают рассказы … .
71. По дидактическим задачам беседы делятся … .
72. К видам наглядных методов относятся … .
73. Натуральные пособия содействуют формированию … представлений.
74. К натуральным пособиям относятся … .
75. Изобразительные наглядные пособия делятся … .
76. К плоскостным изобразительным пособиям относятся … .
77. Видами практических методов являются … .
78. Установите последовательность выбора наглядных пособий; а) изобразительные объемные, б) натуральные живые, в) символические, г) изобразительные плоскостные, д) натуральные препарированные.
79. Установите последовательность этапов проведения эксперимента: а) инструк-таж, б) выводы, в) выполнение работы, г) отчет о работе, д) постановка вопроса, е) фиксирование результатов.
80. Установите соответствие типов бесед с их дидактическими задачами.
Типы бесед: 1) вводная, 2) разьяснительная.
Варианты соответствий: а) изучение нового материала, б) выяснение запаса представлений и знаний, в) обобщение и систематизация знаний, г) повторение учебного материала, д) проверка изученного материала.
81. Установите соответствие видов словесных методов с методическими требова-ниями, предъявляемыми к ним.
Виды словесных методов: 1) рассказ, 2) беседа, 3) объяснение.
Варианты соответствий: а) предусмотрение анализа фактических сведений, б) необходимость выделения главной мысли, в) продумывание системы вопросов, г) обязательность выводов и обобщений, д) построение на знакомом материале, е) наличие кратких и точных указаний, ж) приведение доказательств, з) построе-ние на незнакомом материале, и) несколько замедленная речь учителя.
82. Установите соответствие видов словесных методов с типами понятий, в процессе формирования которых они используются.
Виды словесных методов: 1) рассказ, 2) объяснение.
Варианты соответствий: а) анатомические, б) морфологические, в) систематические, г) экологические, д) физиологические, е) медицинские.
83. Установите соответствие видов наглядных пособий с их примерами.
Виды наглядных пособий: 1) натуральные препарированные, 2) изобразительные объемные, 3) изобразительные плоскостные.
Виды соответствий: а) чучела, б) картины, в) муляжи, г) микропрепараты, д) гербарии, е) рельефные таблицы, ж) растения, з) коллекции, и) наборы костей, к) модели.
84. Установите соответствие видов объемных пособий с их характеристиками.
Виды объемных пособий: 1) муляж, 2) модель.
Варианты соответствий: а) обобщенное отображение объекта, б) копия объекта, в) возможно изменение окраски и размеров, г) присуща некоторая условность и схематичность в изображении, д) недопустимо изменение окраски и размеров.
85. Установите соответствие видов экранных пособий с требованиями, которые предъявляются к их демонстрации.
Вид пособия: 1) диафильмы, 2) учебное кино.
Варианты соответствий: а) применение на этапе закрепления изученного материала, б) использование на любом этапе урока, в) проведение работы по проверке понимания увиденного, г) ограниченное время показа, д) проведение беседы во время демонстрации кадров, е) подготовка учащихся к его восприятию.
86. Установите соответствие видов практических методов со способами их построения.
Виды практических методов: 1) наблюдение с фиксированием результатов, 2) определение, 3) распознавание, 4) эксперимент.
Варианты соответствий: а) как правило, дедуктивно, б) почти всегда индуктивно, в) индуктивно и дедуктивно, г) только традуктивно.
87. Установите соответствие типов понятий с методами, которые доминируют в процессе их формирования.
Типы понятий: 1) морфологические, 2) анатомические, 3) физиологические, 4) экологические.
Варианты соответствий: а) наглядно-практические, б) наглядные, в) практические, г) словесные, д) словесно-наглядные, е) словесно-практические.
88. Установите соответствие методических приемов с их примерами.
Методические приемы: 1) логические, 2) организационные, 3) технические.
Варианты соответствий: а) ответ у доски, б) демонстрация на разном фоне, в) сравнение, г) применение карточек-инструкций, д) постановка проблемы, е) наблюдение по плану, ж) зарисовки, з) гербаризация, и) доказательство.
Содержание тематического анализа урока биологии
1. Соответствие выбранных методов теме и задачам урока, ведущим ди-дактическим требованиям.
2. Учет при отборе методов обучения содержания изучаемого материала, воз-раста учащихся, уровня их знаний, наличия оборудования.
3. Разнообразие методов: их продуманность, целесообразность отбора для каждого этапа урока, подчиненность реализации его задач.
4. Эффективность применения методов: насыщенность методическими приема-ми, обеспечение продуктивной работы всех учащихся на уроке, влияние на формирование их познавательного интереса, активности и самостоятельности.
5. Методы проверки знаний: вариативность, целесообразность и частота использования, фиксирование результатов.
Выводы и предложения.
Тема 3. Методика изучения курса «Растения. Грибы»
Цель занятия: учить составлять развернутые конспекты уроков биологии, подбирать методическое обеспечение для их проведения; формировать умения обоснованно защищать разработанные учебно-методические комплексы.
Подготовка к занятию
1.1. Проработать литературу и обзорную информацию по теме занятия.
1.2. Составить развернутые конспекты уроков по разделу «Растения».
1.3. Разработать образцы наглядных пособий и дидактический материал.
1.4. Подготовить мультимедийное сопровождение уроков (исходя из возможностей студентов).
1.5. Разработать задания развивающего содержания для учащихся.
План проведения занятия
2.1. Защита студентами разработанных методических комплексов (конспекта урока, образцов наглядных пособий, заданий развивающего содержания).
2.2. Психолого-педагогическое обоснование отбора содержания изучаемого материала и выбора методов обучения.
2.3. Обсуждение и оценка учебно-методических комплексов.
2.4. Выполнение тестовых заданий.
Форма отчетности
3.1. Развернутые конспекты уроков.
3.2. Письменное психолого-педагогическое обоснование отбора учебного материала и выбора методов обучения.
3.3. Образцы наглядных пособий и задания развивающего содержания.
Литература:основная – 4, 7, 10; дополнительная – 11, 15.
Электронный (бумажный) носители: обзорная информация по теме занятия, тестовые задания.
Обзорная информация по теме занятия (последний вариант)
Задачи изучения. Формировать представления и знания о разнообразии растительного мира. Выяснять его приспособленность к сезонным изменениям в природе. Знакомить с внешним и внутренним строением цветковых растений. Показать на доступных примерах тесную взаимосвязь строения органа и выполняемой функцией. Сообщить элементарные сведения о процессах жизнедеятельности организмов (на примере растений). Формировать прикладные (агротехнические) умения. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, формировать экологическую культуру.
Типология формируемых понятий. Морфологические – листья простые и сложные. Анатомические – зародыш семени фасоли состоит из семядолей, корешка, стебелька, почечки с листочками. Физиологические – всасывание корнем воды и растворенных в ней минеральных веществ. Экологические – видоизменения листьев у растений разных мест произрастания. Прикладные: агротехнические – посев семян, уход за растениями. Простые понятия (морфология стебля) и сложные (морфология, анатомия и физиология стебля). Специальные понятия: экология растений. Общие биологические понятия: живой организм – единое целое, взаимосвязь строения органа и выполняемой функцией.
Методические особенности изучения.Реализация краеведческого принципа. Привлечение имеющихся у школьников представлений и знаний.Принятие вовнимание своеобразия усвоения ими биологического материала. Различия уроков по формируемым понятиям. Определение ведущих и сопутствующих методов обучения. Рассмотрение растений в сравнительном плане. Исключение систематических категорий: специальных терминов, обозначающих группы растений (класс, семейство) и их названий (пасленовые, розоцветные и др.).Организация разных по содержанию лабораторных работ: морфологических, анатомических, систематических. Проведение внеурочной работы: наблюдений, в том числе и фенологических, совместная закладка опытов для выяснения физиологических процессов, изготовление гербария и коллекций и др. Соблюдение определенной последовательности морфологического описания цветковых растений. Изучение на самом элементарном уровне внутреннего строения отдельных органов (стебель) цветковых растений. Привлечениеразнообразных наглядных пособий: натуральных, иллюстративных, символических. Использование примерных планов изучения дикорастущих и культурных растений. Постоянная и кропотливая терминологическая работа. Применение элементов проблемности. Проведение различных биологических диктантов: на усвоение понятий и специальной терминологии, сравнение, классификацию. Акцентирование внимания учащихся на культурных растениях, возделываемых в своей местности. Осуществление меж- и внутрипредметных связей. Экологическое просвещение и воспитание школьников.
Последовательность изучения. Общие сведения о растениях. Строение и жизнедеятельность цветковых растений: корень, лист, стебель, цветок, плоды и семена; размножение растений. Дикорастущие растения: леса (деревья, кустарники, полукустарники), болота, водоема и луга. Грибы. Культурные растения: комнатные, овощные, поля, цветочно-декоративные и сада. Ядовитые растения.
Уроки с морфологическим содержанием.Формирование у учащихся элементарных представлений и знаний о внешнем строении цветковых растений. Проведение вводной беседы. Доминирование практических методов обучения. Выполнение частично-поисковых лабораторных работ. Предметно-действенный (мысленный) анализ (синтез) изучаемых объектов. Преобладание фронтальной формы организации работ. Предъявление классу алгоритмических предписаний. Рассказ учителя в сочетании с элементами беседы. Демонстрация натуральных объектов: живых и гербарных экземпляров растений, их органов. Применение морфологических коллекций. Упражнения с раздаточным материалом: называние, показ, распознавание, сравнение, группировка. Привлечение результатов наблюдений учащихся. Использование объемных наглядных пособий. Построение несложных аналитических схем. Кропотливая терминологическая работа. Чтение статей учебника. Приемы работы с его иллюстративным материалом. Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе. Применение хрестоматийного материала.
Уроки с анатомическим содержанием. Формирование у школьников элементарных представлений и знаний о внутреннем строении отдельных органов цветковых растений. Организация поэлементного усвоения учащимися изучаемого материала. Проведение вводной беседы. Доминирование наглядно-практических методов. Демонстрация натуральных объектов. Привлечение изобразительных пособий. Объяснение учителя в сочетании с элементами беседы и опорой на соответствующую таблицу. Выполнение иллюстративных лабораторных работ. Предметно-действенный (мысленный) анализ-синтез изучаемых объектов. Фронтальная форма организации работ. Проведение их по «команде»учителя и в сочетании с обязательным показом. Использование раздаточного и дидактического материала. Составление простейших аналитических схем. Приемы работы по усвоению учащимися специальных терминов. Объяснительное чтение статей учебника. Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе.
Уроки с физиологическим содержанием. Формирование у школьников элементарных представлений и знаний о процессах, происходящих в живых организмах. Организация поэлементного усвоения учащимися изучаемого материала. Проведение вводной беседы. Преобладание наглядных методов. Объяснение учителя в сочетании с элементами беседы и обязательной демонстрацией результатов опытов. Необходимость их предварительной совместной закладки на уроке. Наблюдение школьников за протеканием опытов во внеурочное время. Предъявление натуральных объектов. Использование изобразительных наглядных пособий. Реализация проблемного подхода. Система вопросов, совместные выводы и обобщения по результатам проведенных опытов. Подведение учащихся к пониманию причинно-следственных зависимостей. Просмотр фрагментов учебных фильмов. Построение простейших опорных сигналов. Выполнение схематических зарисовок. Объяснительное чтение статей учебника. Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе.
Уроки с агротехническим содержанием.Выяснение у учащихся опорных представлений и знаний. Проведение вводной беседы. Доминирование словесно- практических методов. Рассказ учителя в сочетании с элементами беседы. Демонстрация натуральных и изобразительных пособий. Просмотр фрагментов учебных фильмов. Применение таблиц. Построение динамических схем циклов развития овощных растений. Приемы работы с ними. Максимальная опора на жизненный опыт учащихся. Выполнение ими постепенно усложняющихся заданий по формированию агротехнических приемов. Привлечение результатов наблюдений. Включение школьников во внеурочную деятельность. Ознакомление их с сельскохозяйственными профессиями. Виды работы с текстовым и иллюстративным материалом учебника. Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе.
Уроки с экологическим содержанием. Выяснение запаса представлений и знаний школьников. Проведение вводной беседы. Преобладание словесных методов: рассказа учителя в сочетании с элементами беседы. Привлечение результатов наблюдений учащихся. Применение иллюстративных наглядных пособий. Демонстрация фрагментов учебных фильмов. Элементы экологического моделирования. Решение экологических задач. Создание и решение проблемных ситуаций. Подведение учащихся к пониманию причинно-следственных зависимостей. Проведение ролевых игр с экологическим содержанием. Участие школьников в экологических акциях. Чтение фенологических рассказов. Виды работы с учебной книгой. Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе. Использование дополнительного материала.
Урокиобобщения и систематизации знаний. Методические требования к урокам. Подразделение вопросов на главные и второстепенные. Предусмотрение главными вопросами выяснения у школьников представлений и знаний о жизненных процессах растений. Предъявление их для ответов учащимся первыми. Соблюдение определенной последовательности предоставления школьникам второстепенных вопросов: сначала вопросов, выясняющих условия протекания жизненных процессов растений; затем – морфологического содержания и самыми последними – анатомического. Выполнение учащимися системы постепенно усложняющихся заданий по формированию практических, прежде всего прикладных умений. Проведение постоянной и кропотливой работы по развитию понятий: объединение нескольких простых понятий (морфология, физиология, анатомия стебля) в сложное (понятие «стебель» как орган растения в целом).
Изучение растений по группам. Выяснение запаса представлений и знаний учащихся об изучаемых растениях (их группах). Проведение вводной беседы. Рассказ (за редким исключением объяснение) учителя с опорой на словесную наглядность (примерный план) в сочетании с элементами беседы. План изучения дикорастущих растений: название, место произрастания, внешнее строение, размножение, значение. Последовательность рассмотрения культурных растений: название, внешнее строение, происхождение, цикл развития, агротехнические приемы выращивания, применение. Проведение частично-поисковых лабораторных работ. Предметно-действенный (мысленный) анализ-синтез изучаемых объектов. Разная форма организации работ. Демонстрация натуральных и изобразительных пособий. Использование результатов фенологических наблюдений. Показ фрагментов учебных фильмов. Составление динамических схем циклов развития культурных растений. Разнообразие приемов работы с ними. Выполнение простейших схематических зарисовок. Применение карточек с терминами. Упражнения с раздаточным материалом: называние, распознавание, различение, определение, группировка растений. Элементы деловой игры. Формирование у школьников практических прикладных умений. Использование дидактических игр и занимательных упражнений. Чтение статей учебника. Работа в тетрадях на печатной основе. Привлечение хрестоматийного материала.
Изучение грибов. Выяснение запаса представлений и знаний учащихся. Проведение вводной беседы. Доминирование рассказа учителя в сочетании с элементами беседы. Проведение частично-поисковой лабораторной работы. Демонстрация объемных и иллюстративных пособий. Просмотр фрагментов учебных фильмов. Применение раздаточного и дидактического материала. Упражнения в назывании, распознавании, различении и группировке грибов. Выполнение простейших зарисовок. Построение совместных высказываний по опорным схемам. Использование занимательного материала. Чтение статей учебника. Работа в тетрадях на печатной основе.
Проверка знаний и умений учащихся.Формы ее организации: фронтальная, групповая, индивидуальная. Способы проверки: письменная, устная, практическая. Виды проверки: предварительный, текущий, периодический, итоговый.
Методы проверки. Фронтальный устный опрос: ответы учащихся на ряд последовательных вопросов. Индивидуальный устный опрос: связный рассказ школьника с опорой на образную и словесную наглядность. Уплотненный опрос: устные ответы одних учеников у доски, других – с места, третьих – письменные. Биологические диктанты: на усвоение понятий и специальной терминологии, сравнение, классификацию. Карточки-задания: «без лишнего подбора», «с лишним подбором», «выбор правильного ответа», классификацию и др. Тестовые задания: закрытые, открытые, установление соответствия и правильной последовательности. Выполнение практических действий: показ, называние, распознавание, различение, группировка и др. Достоинства и недостатки методов проверки.