Попробуем понять, как работать с образами.
Для примера возьмем очень волнительное и близкое нам по духу понятие "Родовое поместье". Почему оно? Да просто до сих пор нигде нет внятного определения, что же это такое, для чего дано и успешно существует в нашем языке. Все рассуждения о том, что же это такое, как правило, сводятся к уровню построения жизни в хорошей усадьбе, даче, в лучшем случае экопоселении с главным принципом: "не навредить" Природе. Это конечно же все хорошо, НО(!) явно не достаточно, для успешной реализации Образа, заложенного изначально Анастасией в определение "Родовое поместье".
Понятно, что ключевое определяющее слово здесь "РОД". Давайте же "распакуем" это, жизнь определяющее емкое слово:
"РОД" - "Он(О) развивает(Д) и восстанавливает человека(Р)". Другими словами РОД - это некая высокодуховная структура, создающая человеку условия для саморазвития и самоидентификации в этом мире, позволяющая человеку понять: зачем он пришел в этот мир и помогающая самореализоваться. Именно поэтому человек должен знать свои родовые корни, ибо без корней даже любое растение не развивается. Другой вопрос: берет ли эти заложенные потенциальные возможности Рода человек? Ведь для того, чтобы взять и применить, надо знать и правильно понимать, ЧТО заложено в этом Образе. Если же в это слово вкладывается только физиологический смысл, подразумевающий только продолжение рода, то это, мягко говоря, неверно, поскольку для обозначения этой функции существует другое слово: "племя". Именно поэтому мы и говорим о том или ином человеке, что он без рода и племени, а также о родо-племенных связях.
Возвращаясь к осознанию Образа "родовое поместье", и вооружившись веданием, что же такое Род, можно совершенно ясно вникнуть и в это словосочетание. Итак, Родовое поместье - "это(О) оберегаемое место(поместье), где происходит развитие(Д) и восстановление Человека(Р)". Надеюсь понятно, что речь идет прежде всего о духовном развитии и становлении.
Ведая слово "РОД", легко осмыслить и сакральный образ таких человеко-формирующих мощных слов, как: "РОДИНА" и "НАРОД". Даже не сведующему легко заметить, что слова эти различаются местонахождением в слове слога "НА" - это подсказка. А вот как дорогой читатель декодирует внутренний сакральный смысл таких знакомых слов, я надеюсь узнать из Ваших писем в редакцию и, если хотите, считайте это домашним заданием, заставляющим думать и приближающим Вас к истокам.
Видите куда мы пришли, оттолкнувшись от Образа, как прояснились такие важные слова-вехи, как: Род, Добро, Образ, Образование, Обряд и др., смысловое понимание которых помогает человеку в реальной жизни. Отсюда следует единственный вывод - нужно делать все, что помогает развиться образному мышлению и начинать необходимо с самого раннего детства. Каким ОБРАЗОМ? Вот вам и ответ в самом вопросе: ОБРАЗОМ! Уточняю: учиться жить, создавая и развивая образы. С чего начать?
Для начала не спешите покупать ребенку кучу игрушек, поскольку это уже готовые образы, далеко не всегда несущие правильную информацию. Возьмем к примеру куклу Барби. Это образ взрослой девушки и выраженными половыми признаками, призванными пробуждать определенный интерес, но вся заковыка в том, что в возрасте игр с куклами это совсем, подчеркиваю, совсем не нужно. Это придет со временем, когда человек достигнет другого возраста, а в столь малом он должен прожить жизнь с другими образами, развивающими соответствующие этому возрасту центры. Это пример размывания правильного образа с помощью игрушки, что губительно для ребенка с его развивающейся психикой. Это не плавное развитие, не эволюция образов, а попытка перепрыгивания через ступеньку, причем и сама ступенька эта помещается на другой лестнице, ведущей в иную сторону. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, давайте попробуем смоделировать некую стратегию поведения взрослого в игре с маленьким ребенком, дабы игра эта превратилась в ваяние образов т.е. несла ОБРАЗовательный смысл.
Представим: вот мы выехали с детьми на Природу и начинаем играть в "дом". Ничего с собой не взяли (что очень важно!) и нам предстоит все сделать-придумать самим. Четыре подобранные палки - это стены, ограждающие нам пространство дома, в котором должны поместится все играющие. Вот этот огромный лист лопуха, положенный на пенек, будет столом. Листики подорожника поменьше и они будут тарелочками, соломинки заменят ложки и вилки, если их расщепить на конце. Скорлупа прошлогодних орехов заменит нам посуду для первых блюд, которые (кстати!) уже готовы, осталось только зачерпнуть в них водички-супа из ближайшего ручейка или речки. На второе каша-малаша, потому что "суп и каша – пища наша!". Посуду складываем и берем из шкафа - дупла. После обеда вместе решаем "посмотреть" мультик, для этого берем еще один огромный лист того же лопуха делаем в нем четырехугольное отверстие, через которое нам доброволец рассказывает добрую старую сказку, и т.д. т.п. Все зависит от воОБРАжения играющих, у которых будет ВСЕ(!), если они только смогут ЭТО вообразить т.е. воплотить в Образы! Конечно можно взять мешок или коробку с готовыми игрушками, посадить у него детей, а самим заняться шашлыками и прочими "развлечениями", связанными с походом или выездом на природу, но тогда ваш ребенок не получит возможности хоть чуточку(!) продвинуться в развитии ОБРАЗного мышления, которое ему очень даже пригодится в будущем.
Многие ли взрослые способны так играть с детьми? Конечно же единицы! Вот поэтому мы и живем в таком обществе по подсовываемым нам готовым измененным образам и считаем это нормой, что самое страшное.
Слово можно сравнить с камешком в руках ребенка, который у него служит то столиком, то кроваткой, то скалой, за которой укрываются куклы, то молотком и еще много-много чем. Вот это "много-много" и есть образы и чем их больше, тем у ребенка более развитое образное мышление. А мы, вместо того чтобы похвалить или хотя бы поддержать: "Брось камень! Подбираешь всякий хлам! Иди, мой руки после этого! Что мало игрушек?" Узнаете?
И не понимаем, делая эти глупые замечания, что готовые игрушки - это уже сформированный кем-то(!) образ и он уже не может быть чем-то другим. Камешек же это материал, который еще только готовится стать чем-то, и поэтому он многообразен и многофункционален и в этом все его неоспоримое преимущество и достоинство.
Проведите простой эксперимент: дайте ребенку глину и готовую, вылепленную из этой же глины кружку, посмотрите с чем он будет дольше заниматься? Конечно же с глиной, поскольку из нее, помимо кружки можно вылепить все что душе угодно. Даже не лепя ничего, просто помять - уже интересно! Вот вам и пример развития образного мышления и гарантия того, что в будущем, став взрослым, этот человек не будет искать каких-то шаблонных путей развития, а будет интересен, уникален, самобытен и, естественно, счастлив, поскольку это его Путь.
При работе с образами необходимо учитывать важность выбора основного стратегического образа, т.е. того, вокруг которого будут образовываться все остальные вспомогательные. Желательно чтобы этот основной образ был созидательным.
Например, при выборе игр не желательна игра в "войну", поскольку большинство образов, связанных с этим словом, несут разрушительный характер. Если же без этой игры никак не обойтись, то необходимо пояснить, что слово "ОРУЖИЕ" изначально несло не агрессивный смысл и, скорее всего, создавалось с целью защиты: Оружие - оно(О) защита(РУ) окружающей(Е) гармоничной(И) жизни(Ж). Это в дальнейшем оружие превратилось из средства защиты, в средство нападения, притерпев инверсию, как и многое-многое другое.
На самом же деле отсутствие игр, развивающих образное мышление в детстве, ведет к большим проблемам в дальнейшей взрослой жизни, поскольку теряется из-за невостребованности код доступа к живородящим Образам.
Для подтверждения высказанной мысли приведем иллюстрацию из взрослой жизни, ВЗЯВ для примера развитие бизнеса основывающегося на здоровье людей, а именно организации аптек. Сейчас этих самых аптек в каждом мало-мальски большом городе стало, как раньше булочных - на каждом углу. И все они как близнецы сестры похожи друг на друга и внешним видом и внутренним наполнением. Почему это происходит? Правильно! Это и есть отсутствие образного мышления. Потому что человек с образным мышлением, чтобы искренне помочь людям пойдет при создании аптеки совсем другим путем. При формировании образа этой новой аптеки он оттолкнется от такой истины, как: человек - это часть природы, значит все что ему надо - есть в целом, т.е. в природе, следовательно все лекарства надо брать из природы, высаживая лекарственные растения и предлагая их или семена людям, которые могут в свою очередь высадить их на своем участке, балконе и пользоваться во благо. И это будет уже образ не просто тривиальной аптеки, а Зеленой аптеки или, если хотите, аптекарского Огорода. При этом в других отделах этой зеленой аптеки можно купить все то, что продается в обычных аптеках. Другими словами в этом случае дается людям возможность выбора, что и было изначально, а значит правильно. Вот вам пример практического применения образного мышления в бизнесе.
Но самое главное, человеку без развитого образного мышления трудно бороться со своими пороками, которыми он, живя в нашем обществе потребления, обрастает постоянно, как корабль ракушками. Такой человек не может правильно и, главное убедительно), создать Образ своего порока и поэтому у него не получается с ним бороться. По-сути, он ведет бой с тенью порока, а не с ним самим. Такое неумение, в свою очередь, затормаживает духовный рост человека, поскольку духовное совершенствование - это прежде всего освобождение от своих пороков, которые и приносятся в жертву на жертвенный костер при справлении обрядов, из которых и состоит Традиция. А Образ Традиции мы получаем опять из самого слова, заставляя его светиться изнутри: ТРАДИЦИЯ - это то, что дает "Устойчивое твердое(Т) вос-становление(Р) и развитие(Д) устремленному вверх(И) человеку(ЦИ) яви(Я)".
Но Традиция - это чудесная, но уже другая история и повод для написания другой статьи, продолжающей затронутую тему. Здесь же я еще раз подчеркну, что только освобождаясь от пороков, человек может подняться до уровня Богов и, наконец-то, заняться Созиданием, а не потреблением и разрушением т.е. тем, чем мы занимались до сих пор и что привело нас в тупик.