Логико-алгоритмический компонент
1-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- находить лишний предмет в группе однородных;
- давать название группе однородных предметов;
- находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.);
- находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
- называть последовательность простых знакомых действий;
- находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
- отличать заведомо ложные фразы;
- называть противоположные по смыслу слова.
2-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
- точно выполнять действия под диктовку учителя;
- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Урок информатики "Существенные свойства предметов"
Урок разбит на 3 этапа. Первый этап - коллективная работа по повторению изученного материала, подготовительная работа к знакомству с новым материалом, вывод правил и определений по новой теме. 2 этап - класс делится на 2 группы. первая группа работает на компьютерах под руководством учителя, вторая выполняет задания на карточках или в тетрадях. 3 этап - группы меняются рабочими местами и заданиями.
Информатика.
3 класс.
Тема: Существенные свойства предметов.
Цель: закрепить навыки определения общих и отличительных свойств, учить выделять существенные свойства предметов, развивать навык построения логических цепочек, развивать логическое мышление.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного.
1. Что такое информация?
Информация | ||||
Сведения | Сообщения | Новости | Знания | |
Об окружающем мире | ||||
О телах природы | О явлениях природы | О предметах, сделанных человеком |
2. Как человек получает информацию?
3. Как человек передает информацию? Что различного между способами передачи информации «написал – сказал»?
3. Упражнения на определение общих и отличительных свойств предметов.
1. цветок – дерево На магнитной доске два гербария – цветка и дерева. Назовите их общие свойства. (Растения, необходим воздух, вода, почва, свет, листья, корни, плоды, семена). Отличительные признаки (размер, ствол и стебель, форма листьев, корня, назначение)
2. некоторые - каждый. Общие – это слова, составленные из букв. Отличительные – написание и смысл слов. «Каждый (некоторые) моют руки перед едой? – как правильно сказать? Как правильно поступить?
3. развитие фонематического слуха. Какое слово подходит вместо местоимения «него»? «У него семь пядей во лбу» (большой, высокий, умный).
4. Построение логических цепочек.
1. Продолжи цепочку на доске
1, 2, 3, 4, ...
2, 4, 6, 8, ...
5. Выделение существенных признаков предметов.
1. К чему из первого задания относится ёлка? (дерево). Назовите главные признаки дерева (ствол), несущественные (листья – иголки, яблоки – шишки)
2. Отгадайте загадку: «Мохнатый, в лесу живет, на 4 лапах ходит». Почему нельзя отгадать? «Нос пятачком, хвост крючком» Почему сразу догадались? (Существенные признаки – пятачком, крючком)
3. Рассмотрите рисунки поросят в рабочей тетради. (Работа прошлого урока). Назовите существенные и несущественные признаки.
4. Какие существенные признаки должны быть на картинке «В солнечный летний день на лесной полянке»? (Солнце, дерево, трава, цветы – слова вывешиваются на доске по мере называния их детьми) Несущественные?
6. Работа по группам.
1. 1 группа – рисует картинку по опорным словам в тетради.
2. 2 группа работает на компьютере. В графическом редакторе с использованием инструмента Выделение копируют и размножают деревья и цветы
7. Какие признаки бывают у предметов? По каким признакам мы узнаём предмет?
8. Домашнее задание: выбрать 2 любых предмета и написать его существенные признаки.
9.
http://www.uchmag.ru/estore/e45079/?s=230 – учебники
Основные понятия.
Основные понятия логики
Понятие
Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные отличительные признаки предметов.
Понятие имеет две основные логические характеристики: содержание и объем.
Содержание понятия
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии.
Объем понятия
Объем понятия — это множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия.
Совместимые и несовместимые понятия
По объему понятия могут быть совместимыми или несовместимыми. Объемы совместимых понятий совпадают полностью или частично (т.е. существуют объекты, имеющие признаки обоих понятий). Объемы несовместимых понятий не включают ни одного общего элемента.
Отношения совместимых понятий:
- пересечение (часть элементов объема каждого понятия входит в объем другого понятия); например, «мальчик»–«болельщик»;
- тождество (полное совпадение объемов понятий);
- подчинение (объем одного понятия полностью входит в объем другого); например, «акула»–«рыба».
Отношения несовместимых понятий:
- соподчинение; например, «рыба»–«птица» (соподчинены понятию «животное»);
- противоположность (объект, не попадающий под одно понятие, может не попадать и под другое); например, «черный»–«белый»;
- противоречие (объект принадлежит объему либо одного, либо другого понятия); например, «светящийся объект»–«несветящийся объект».
Высказывание
Высказывание (суждение) — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах, или отношениях.
Высказывание характеризуется своим содержанием и формой.
Умозаключение
Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких высказываний, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение.
С точки зрения содержания мышление может давать истинное или ложное отражение мира, формально же оно может быть логически правильным или неправильным.