Тема 6. Логические основы теории аргументации. 1. Виды доказательств. Аргументация, опровержение и структура.

Занятие 1

1. Виды доказательств. Аргументация, опровержение и структура.

2. Правила и ошибки доказательств: тезиса, аргументов, опровержения.

3. Логические ошибки; паралогизмы и софизмы. Логические парадоксы. Софистика. Дискуссия и ее правила.

Основная литература

· Демидов И.В. Логика. Учебное пособие для юридических вузов. – М., 2000.

· Ивин А.А. Практическая логика. Задачи и упражнения. – М., 1996.

· Ивлев Ю.В. Логика. – М., 2002

· Кирилов В.И., Орлов Г.А. Фокина Н.И. Упражнения по логике. – М., 2005

· Малахов В. П. Логика для юристов. – М., 2004.

· Упражнение по логике / Под ред. В.И. Кириллова. – М., 1993.

· Челпанов Г.И. Логика. – М., 1994.

· Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации. – М., 2005.

СПРАВОЧНЫЙ

МАТЕРИАЛ И ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЙ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Тема 2. Основные принципы (законы) правильного мышления

Закон тождества: «В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе, то есть оставаться с одним и тем же объемом и содержанием». А↔А.

В процессе рассуждения должны отсутствовать двусмысленности, недопустимо подменять одно понятие другим.

Пример: …Из милицейского протокола: «на полу лежал труп, а рядом сидела его жена…». Употреблено местоимение «его» двусмысленно, из фразы можно заключить, что оно относится к «трупу». В этом рассуждении употреблено местоимение «его» двусмысленно. Из фразы можно заключить, что оно относится к трупу, в действительности же данное местоимение относится к человеку, труп которого лежал на полу.

Закон непротиворечия: «Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении». Не могут быть истинными следующие четыре типа суждений:

1. «Все S есть Р» и «Ни одно S не есть Р».

2. «Ни одно S не есть P» и «Все S есть P».

3. «Все S есть P» и «Некоторые S не есть P».

4. «Ни одно S не есть P» и «Некоторые S есть P».

Пример: В Древнем Китае на дверях своей лавки продавец написал: «Ничто не может пробить мои считы» и «Мои стрелы пробивают все, что угодно». Посетитель спросил: «Могут ли ваши стрелы пробить ваши щиты?».

Продавец нарушает данный закон – настаивает на истинности двух несовместимых суждений: «Ни одно S (Все, в том числе и его стрелы) не есть Р (то, что может пробить его щиты)». И «Все S (все, в том числе и стрелы) есть Р (то, что пробивает все, что угодно)».

Закон исключенного третьего: «Из двух противоречащих друг другу суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано». А или А.

Пример: Даны два суждения:

1. Город Екатеринбург расположен в Российской Федерации.

2. Город Екатеринбург не расположен в Российской Федерации.

Из этих двух суждений первое - истинно, второе – ложно, третьего же суждения, в котором были бы связаны данный предмет (город Екатеринбург) и данный признак (то, что расположено в Российской Федерации), сформулировать невозможно.

Закон достаточного основания: «Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснована».

В доказательстве необходимо идти от реального следствия к реальной причине.

Пример:«Этого человека нужно арестовать, потому что у него злое лицо». В этом рассуждении подразумевается, что всех людей, у кого злые лица, следует арестовывать. Но эта мысль является ложной и из нее не может следовать никакая истинная мысль.

Тема 3. Понятие

Виды понятий

По объему:

- единичные– в которых мыслится один единственный предмет.

Примеры: Москва, А.С. Пушкин, моя самая любимая бабушка.

- общие– в которых мыслится два и более предметов.

Могут быть:

- регистрирующими – в которых мыслятся предметы, объем которых можно посчитать.

Примеры: произведения Ф.М. Достоевского, статья УК РФ, студент нашей группы.

- нерегистрирующими – в которых мыслятся предметы, посчитать объем которых невозможно.

Примеры: травинка, звезда, солдат.

- собирательные– в которых мыслится предмет, представляющий собой какую-либо совокупность.

Примеры: полк, стадо, созвездие, набор инструментов.

- разделительные(несобирательные) - в которых мыслится предмет, не представляющий собой совокупности.

Примеры: студент, банан, дверь.

- пустые понятия – в которых мыслятся нереальные предметы.

Примеры: круглый квадрат, Баба-Яга, честный лжец.

По содержанию:

- конкретные – в которых мыслится вещь, лицо, событие или их классы.

Примеры: война 1912 года, прокурор, В.В. Путин, шкаф, ангел, рисование.

- абстрактные – в которых мыслится признак предмета.

Примеры: трезвость, белизна, верность.

- положительные- в которых мыслится наличие признака или предмета.

Примеры: фашист, ананас, аноним, Кремль.

- отрицательные – в которых мыслится отсутствие признака или предмета (обязательна частица отрицания, которую можно отбросить – а, анти, не, без, дис, ир).

Примеры: антифашист, аморальный, дисгармония, безверье.

- относительные- в которых мыслятся предметы, существование которых предполагает существование других предметов.

Примеры: родители – дети, копии – оригиналы, начальник – подчиненный

- безотносительные(абсолютные) – в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от других предметов.

Примеры: правовая норма, сепаратизм, книга.

Наши рекомендации