Тема 6. Логические основы теории аргументации. 1. Виды доказательств. Аргументация, опровержение и структура.
Занятие 1
1. Виды доказательств. Аргументация, опровержение и структура.
2. Правила и ошибки доказательств: тезиса, аргументов, опровержения.
3. Логические ошибки; паралогизмы и софизмы. Логические парадоксы. Софистика. Дискуссия и ее правила.
Основная литература
· Демидов И.В. Логика. Учебное пособие для юридических вузов. – М., 2000.
· Ивин А.А. Практическая логика. Задачи и упражнения. – М., 1996.
· Ивлев Ю.В. Логика. – М., 2002
· Кирилов В.И., Орлов Г.А. Фокина Н.И. Упражнения по логике. – М., 2005
· Малахов В. П. Логика для юристов. – М., 2004.
· Упражнение по логике / Под ред. В.И. Кириллова. – М., 1993.
· Челпанов Г.И. Логика. – М., 1994.
· Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации. – М., 2005.
СПРАВОЧНЫЙ
МАТЕРИАЛ И ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЙ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Тема 2. Основные принципы (законы) правильного мышления
Закон тождества: «В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе, то есть оставаться с одним и тем же объемом и содержанием». А↔А.
В процессе рассуждения должны отсутствовать двусмысленности, недопустимо подменять одно понятие другим.
Пример: …Из милицейского протокола: «на полу лежал труп, а рядом сидела его жена…». Употреблено местоимение «его» двусмысленно, из фразы можно заключить, что оно относится к «трупу». В этом рассуждении употреблено местоимение «его» двусмысленно. Из фразы можно заключить, что оно относится к трупу, в действительности же данное местоимение относится к человеку, труп которого лежал на полу.
Закон непротиворечия: «Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении». Не могут быть истинными следующие четыре типа суждений:
1. «Все S есть Р» и «Ни одно S не есть Р».
2. «Ни одно S не есть P» и «Все S есть P».
3. «Все S есть P» и «Некоторые S не есть P».
4. «Ни одно S не есть P» и «Некоторые S есть P».
Пример: В Древнем Китае на дверях своей лавки продавец написал: «Ничто не может пробить мои считы» и «Мои стрелы пробивают все, что угодно». Посетитель спросил: «Могут ли ваши стрелы пробить ваши щиты?».
Продавец нарушает данный закон – настаивает на истинности двух несовместимых суждений: «Ни одно S (Все, в том числе и его стрелы) не есть Р (то, что может пробить его щиты)». И «Все S (все, в том числе и стрелы) есть Р (то, что пробивает все, что угодно)».
Закон исключенного третьего: «Из двух противоречащих друг другу суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано». А или А.
Пример: Даны два суждения:
1. Город Екатеринбург расположен в Российской Федерации.
2. Город Екатеринбург не расположен в Российской Федерации.
Из этих двух суждений первое - истинно, второе – ложно, третьего же суждения, в котором были бы связаны данный предмет (город Екатеринбург) и данный признак (то, что расположено в Российской Федерации), сформулировать невозможно.
Закон достаточного основания: «Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснована».
В доказательстве необходимо идти от реального следствия к реальной причине.
Пример:«Этого человека нужно арестовать, потому что у него злое лицо». В этом рассуждении подразумевается, что всех людей, у кого злые лица, следует арестовывать. Но эта мысль является ложной и из нее не может следовать никакая истинная мысль.
Тема 3. Понятие
Виды понятий
По объему:
- единичные– в которых мыслится один единственный предмет.
Примеры: Москва, А.С. Пушкин, моя самая любимая бабушка.
- общие– в которых мыслится два и более предметов.
Могут быть:
- регистрирующими – в которых мыслятся предметы, объем которых можно посчитать.
Примеры: произведения Ф.М. Достоевского, статья УК РФ, студент нашей группы.
- нерегистрирующими – в которых мыслятся предметы, посчитать объем которых невозможно.
Примеры: травинка, звезда, солдат.
- собирательные– в которых мыслится предмет, представляющий собой какую-либо совокупность.
Примеры: полк, стадо, созвездие, набор инструментов.
- разделительные(несобирательные) - в которых мыслится предмет, не представляющий собой совокупности.
Примеры: студент, банан, дверь.
- пустые понятия – в которых мыслятся нереальные предметы.
Примеры: круглый квадрат, Баба-Яга, честный лжец.
По содержанию:
- конкретные – в которых мыслится вещь, лицо, событие или их классы.
Примеры: война 1912 года, прокурор, В.В. Путин, шкаф, ангел, рисование.
- абстрактные – в которых мыслится признак предмета.
Примеры: трезвость, белизна, верность.
- положительные- в которых мыслится наличие признака или предмета.
Примеры: фашист, ананас, аноним, Кремль.
- отрицательные – в которых мыслится отсутствие признака или предмета (обязательна частица отрицания, которую можно отбросить – а, анти, не, без, дис, ир).
Примеры: антифашист, аморальный, дисгармония, безверье.
- относительные- в которых мыслятся предметы, существование которых предполагает существование других предметов.
Примеры: родители – дети, копии – оригиналы, начальник – подчиненный
- безотносительные(абсолютные) – в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от других предметов.
Примеры: правовая норма, сепаратизм, книга.