Тема 1. Предмет и значение традиционной логики
Л О Г И К А
Учебно-методический комплекс
ИЗДАТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2001
Логика: Учебно-методический комплекс. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2001. - 167 с.
Учебно-методическое пособие содержит тематический план, сетку часов и рабочую программу курса, планы семинарских занятий, перечни основных понятий, тематические упражнения и тесты, темы докладов и рефератов, списки основной и дополнительной литературы, занимательные логические упражнения и задачи, глоссарий, логические схемы и формулы, контрольные вопросы и примерные тесты по всему курсу.
Предназначено для слушателей ИДПО при ТюмГУ, изучающих основы традиционной логики.
Рекомендовано учебно-методическим советом ИДПО
Автор-составитель: Н.В. Блажевич
Ответственный за выпуск: д.ю.н., профессор С.Ю. Марочкин
Рецензент: д.ф.н., профессор Ф. А. Селиванов
©ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2001
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Логикой называют науку о мышлении. Слушателям следует уяснить, что традиционная логика - это наука о законах, формах и приёмах правильного мышления, а также о типичных ошибках в мышлении. В процессе изучения логики слушатели узнают, что такое понятие, суждение, умозаключение, аргументация, гипотеза; освоят логические законы - законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания.
Мышление любого человека подчиняется логическим законам, протекает в логических формах, совершается с помощью логических приёмов. Не всякий результат мышления является правильным, люди допускают логические ошибки, а иногда и обманывают. Задача логики и состоит в изучении условий получения правильного результата, которые содержатся в самом мышлении, его ходе, структуре, связи мыслей. Знание условий получения правильного результата важно в любой области научной и практический деятельности, в том числе и в работе юриста. Деятельность юриста требует правильности мышления, умений находить логические ошибки в рассуждениях, правильно строить доказательства и опровержения. Этому учит логика.
Из учебной литературы по логике рекомендую пользоваться прежде всего следующими пособиями: Блажевич Н. В., Селиванов Ф. А. Эристика: Курс лекций. Тюмень, 1999; Войшвилло Е. К., Дегтярёв М. Г. Логика. М., 1998; Гетманова А. Д. Логика. М., 1995; Иванов Е. А. Логика. М., 1996; Ивин А. А. Логика. М., 1999; Ивлев Ю. В. Логика для юристов. М., 2000; Кириллов В.И., Старченко А. А. Логика. М., 1998; Курбатов В. И. Логика. Р/на Д., 1996; Свинцов В. И. Логика. М., 1998; Солодухин С. А. Логика для юристов. М., 1998.
Найти значение того или иного логического термина слушатели могут в солидном «Логическом словаре-справочнике», составленном Н. И. Кондаковым (М., 1975). В последние годы изданы и краткие словари по логике: Горский Д. П., Ивин А. А., Никифоров А. Л. Краткий словарь по логике. М., 1991; Блажевич Н. В., Серков В. А. Азбука логики для юриста. Тюмень, 1990 и др.
Интересный дополнительный материал содержится в книгах: А. А. Старченко. Логика в судебном исследовании. М., 1958; А. А. Старченко. Роль аналогии в познании. М., 1961; А. К. Кудрин. Логика и истина. М., 1980; В. Кнапп, А. Герлох. Логика в правовом сознании. М., 1987; А. А. Ивин. Искусство правильно мыслить. М., 1990; Ю. А. Петров. Азбука логичного мышления. М., 1991; А. Арно, П. Николь. Логика, или Искусство мыслить. М., 1991; В. Минто. Дедуктивная и индуктивная логика. СПб., 1995; В. Н. Брюшинкин. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1996 и др.
Слушателями также могут быть использованы сборники упражнений: Блажевич Н. В. Практикум по логике. Тюмень, 2000; Блажевич Н. В. Сборник контрольных работ по логике. Тюмень, 1997; Блажевич Н. В., Ким В. В., Селиванов Ф. А. Занимательные упражнения. Тюмень, 1991; Ивин А. А. Практическая логика: Задачи и упражнения. М., 1996; Кузина Е. Б. Практическая логика. М., 1996; Уемов А. И. Задачи и упражнения по логике. М., 1961; Упражнения по логике / Под ред. В. И. Кириллова. М., 1993 и др.
Изучение логики осуществляется на лекциях, семинарах и путем самостоятельной работы. Основной формой самостоятельной работы слушателей является подготовка к семинарам. Готовиться к семинарским занятиям по логике следует по всем вопросам плана, соблюдая их очередность. Найти соответствующие вопросы плана семинарского занятия в учебнике или конспекте лекции, внимательно их прочитать. Затем следует выполнить упражнения и тест, которые рекомендуются к данному семинару. Полезно также прибегать к таким приемам, как составление логического словарика и схематизации учебного материала (См.: Блажевич Н. В. Альбом графических схем, таблиц и формул к курсу логики. Тюмень, 1996, 1983, 1981; Грядовой Д. И. Логика: Учебное пособие в структурно-логических схемах. М., 1999).
Зачет может проходить в форме индивидуального собеседования по контрольным вопросам к курсу или в виде тестирования.
Тематический план
№ | Наименование темы | Всего | Лекции | Семинары |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Предмет логики, её значение Основные законы логики Основы теории понятия Основы теории суждения Основы теории умозаключения Основы теории аргументации Основы эристики Основы эвристики | - - - | ||
Всего: |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Предмет и значение традиционной логики
Что такое логика? Объективная логика, субъективная логика и субъектно-объектная логика. Структура предмета логики как науки. Понятие о логических законах, формах и приёмах.
Возникновение и основные этапы развития традиционной логики.
Логика и язык. Понятие о языке. Виды языков. Естественный и искусственный языки. Структура языка. Лексика и грамматика. Дескриптивные и логические термины. Место логических терминов и правил в структуре языка. Роль искусственных языков в выявлении структуры мысли. Особенности языка права.
Логическая культура и образование юриста. Критическая и эвристическая функции логики в профессиональной культуре юриста. Интуиция и здравый смысл. Метод проб и ошибок и логика. Логика как пропедевтика науки.