Требования к результатам освоения материала. В результате изучения темы студент должен:
В результате изучения темы студент должен:
- знать логическую структуру рассуждения;
- уметь выводить заключения по правилам «логического квадрата»;
- обладать навыками проверки наличия отношения логического следования между высказываниями
- быть способным давать характеристики отношениям по основаниям рефлексивности, симметричности и транзитивности.
Литература [1. С.116-128], [2. С.32-39].
В рассуждениях мы имеем дело с двумя видами информации: с информацией, содержащейся в исходных высказываниях, и информацией, которая выводится из исходной посредством логических операций. Информация первого вида называется посылками, второго –заключением. Рассуждения дают новую информацию, обогащают наши знания.
Информация, полученная в процессе рассуждения, может быть как истинной, так и ложной. Чтобы полученная информация была истинной, надо соблюдать следующие предпосылки и правила ее выведения:
1) посылки должны быть истинными;
2) истинными или правильными должны быть сами логические операции, посредством которых осуществляется переход от посылок к заключению.
Рассуждение, в котором из истинных посылок следует истинное заключение, называется последовательным рассуждением.
Упражнения к теме: Логическая последовательность в рассуждениях.
I.Ответьте, пожалуйста, «да» или «нет» на вопрос: являются ли высказывания из представленных ниже наборов следствиями по «логическому квадрату» из данных посылок.
1.Ни один закон не является безупречным. (Считать высказывание истинным).
1.1.Неверно, что некоторые законы являются безупречными.
1.2.Неверно, что некоторые законы не являются безупречными.
1.3.Неверно, что все законы – безупречны.
1.4.Некоторые законы не являются безупречными.
2.Некоторые люди не являются гурманами. (Считать высказывание истинным).
2.1.Неверно, что некоторые люди являются гурманами.
2.3.Неверно, что ни один человек не является гурманом.
2.4.Все люди являются гурманами.
3.Все хоккеисты мечтают играть в НХЛ. (Считать это высказывание ложным).
3.1.Некоторые хоккеисты не мечтают играть в НХЛ.
3.3.Неверно, что некоторые хоккеисты мечтают играть в НХЛ.
3.4.Неверно, что ни один хоккеист не мечтает играть в НХЛ.
3.5.Ни один хоккеист не мечтает играть в НХЛ.
4.Некоторые кошки любят фрукты. (Считать высказывание ложным).
4.1.Некоторые кошки не любят фрукты.
4.2.Неверно, что все кошки любят фрукты.
4.3.Ни одна кошка не любит фрукты.
4.4. Неверно, что ни одна кошка не любит фрукты.
4.5. Все кошки любят фрукты.
5. Неверно, что некоторые задачи не имеют решения. (Считать высказывание истинным).
5.1.Некоторые задачи имеют решение.
5.2.Неверно, что некоторые задачи имеют решение.
5.3.Все задачи имеют решение.
5.4.Неверно, что ни одна задача не имеет решения.
6.Не все кошки – серы. (Считать высказывание ложным).
6.1.Неверно, что все кошки – серы.
6.2.Неверно, что ни одна кошка не является серой.
6.3. Ни одна кошка не является серой.
6.4. Некоторые кошки – серые.
6.5.Неверно, что некоторые кошки – серы.
7. Счастливые часов не наблюдают. (Считать высказывание ложным).
7.1.Счастливые часы наблюдают.
7.2.Неверно, что некоторые счастливые часы наблюдают.
7.3.Некоторые счастливые часы наблюдают.
7.4.Некоторые счастливые часов не наблюдают.
8.Неверно, что все клятвы лживы. (Считать высказывание истинным).
8.1Неверно, что некоторые клятвы лживы.
8.2.Неверно, что ни одна клятва не является лживой.
8.3.Неверно, что некоторые клятвы не лживы.
8.4.Ни одна клятва не является лживой.
8.5.Некоторые клятвы не являются лживыми.
II. Пользуясь «логическим квадратом», установите все заключения, которые логически следуют из данных высказываний:
а) при их истинности;
б) при их ложности.
1.Ни один закон не безупречен.
2.Все курсанты – мастера спорта.
3.Некоторые люди не являются гурманами.
4.Среди частных детективов есть бывшие работники уголовного розыска.
5.Всякая вещь хороша на своем месте.
6.Ни один народ не желает войны.
7.Каждый народ по-своему уникален.
8.Некоторые металлы не являются твердыми телами.
9. Когда зацветают подснежники, - приходит весна.
10.Часть ворон – белые.