Модуль ii. устное и письменное речевое общение
ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ
Кафедра прикладной лингвистики и этнологии
Секция языковой подготовки и межкультурной коммуникации
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Конспект лекций
Для студентов всех специальностей
Дневной и заочной форм обучения
Донецк
УДК 930.85(477)(075.8)
Утверждено на заседании кафедры прикладной лингвистики и этнологии (протокол №1 от 28.08.2015 г.).
Русский язык и культура речи: конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения / Сост. : Ю. Н. Новикова, Р. Н. Назар. – Донецк : РИО ДонНАСА, 2015. – 198 с.
Конспект лекций «Русский язык и культура речи» разработан в соответствии с требованиями ФГОС РФ.
Общая цель этого курса– сформировать языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную компетенции студентов, научить их грамотному общению в научной, официально-деловой и социокультурной сферах.
Материалы конспекта лекций помогут будущим специалистам – инженерам, строителям, архитекторам, механикам, экологам, экономистам и менеджерам – в овладении системой норм современного русского литературного языка, повышении уровня коммуникативной компетенции, развитии языковых способностей.
Предназначен для студентов высших учебных заведений негуманитарных специальностей. Представляет интерес для всех, кто стремится повысить культуру письменной и устной русской речи.
© Новикова Ю. Н., Назар Р.Н., 2015
СОДЕРЖАНИЕ
МОДУЛЬ I. ЯЗЫК И ЕГО СВОЙСТВА. НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
ТЕМА 1. ЯЗЫК И ЕГО СВОЙСТВА | |
Тема 1.1. Язык как знаковая система | |
Тема 1.2. Формы языка | |
Тема 1.3. Слово как единица языка. Понятие и слово | |
Тема 1.4. Функциональные стили литературного языка | |
ТЕМА II. ЛЕКСИЧЕСКИЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА | |
Тема 2.1. Многообразие значений слова. Омонимия | |
Тема 2.2. Лексическая синонимия, антонимия, паронимия | |
Тема 2.3. Нарушения в использовании слов и фразеологизмов: многословие, лексическая неполнота, алогизм. Стилистическая оценка заимствованных слов | |
Тема 2.4. Словари русского языка | |
ТЕМА IIІ. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА | |
Тема 3.1. Правописание гласных и согласных | |
Тема 3.2. Правописание приставок | |
Тема 3.3. Правописание сложных слов | |
Тема 3.4. Правописание частей речи | |
Тема 3.5. Знаки препинания в простом предложении | |
Тема 3.6. Знаки препинания в сложном предложении | |
Тема 3.7. Знаки препинания при прямой речи. Сочетания знаков препинания | |
ТЕМА IV. АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА | |
Тема 4.1. Особенности произношения безударных гласных и согласных | |
Тема 4.2. Произношение иностранных слов, имён и отчеств | |
Тема 4.3. Литературные ударения | |
Тема 4.4. Нарушения акцентологических и орфоэпических норм русского литературного языка и пути их преодоления | |
ТЕМА V. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА | |
Тема 5.1. Употребление словоформ разных частей речи | |
Тема 5.2. Многообразие синтаксических конструкций | |
Тема 5.3. Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого. Правильное построение предложений | |
Тема 5.4. Варианты согласования определений и приложений. Варианты управления | |
МОДУЛЬ II. УСТНОЕ И ПИСЬМЕННОЕ РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
ТЕМА VI. КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ | |
Тема 6.1. Речевой этикет. Формулы речевого этикета | |
Тема 6.2. Обращение в русском речевом этикете | |
Тема 6.3. Речевая культура вопросов и ответов | |
Тема 6.4. Деловая беседа. Деловые переговоры | |
ТЕМА VII. МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ | |
Тема 7.1. Композиция публичного выступления | |
Тема 7.2. Контакт оратора с аудиторией | |
Тема 7.3. Подготовка публичного выступления | |
Тема 7.4. Выступление с публичной речью | |
ТЕМА VIII. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ | |
Тема 8.1. Языковые и структурные особенности научного стиля речи | |
Тема 8.2. Виды научных текстов. Их характеристики и оформление | |
Тема 8.3. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание | |
Тема 8.4. Презентация результатов учебной и научной деятельности | |