Части речи — это группы слов, объединенных на основе общности их признаков

(Таблица частей речи)

Смысловые типы текстов: описание, рассуждение, повествование.

Описание – функционально - смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Описание может начинаться с общего признака или заканчиваться им.

В художественной и научной литературе описание занимает чрезвычайно большое место. Описательный текст широко применяется в таких газетных жанрах, как очерк, статья, репортаж, заметка, фельетон и т.д.

Например: Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновенье тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»

(А.С.Пушкин)

Рассуждение– функционально-смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Например: Пишущий стихотворение пишет его не потому, что он рассчитывает на посмертную славу (хотя он часто и надеется, что стихотворение его переживёт, пусть ненадолго). Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно закончится, и порой оказывается очень удивлён тем, что получилось. Ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал. Это и есть момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее… Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение – колоссальный ускоритель сознания, мышления. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом.

(И.Бродский)

Рассуждение служит для передачи логического развития мысли, от повествования и описания отличается строгой логической последовательностью.

Предложения в рассуждении характеризуются многочисленными следственными и уступительными связями.

Рассуждение строится по следующей схеме: 1) тезис (почему?) – (потому что) обоснование, 2) аргументы, примеры (что из этого следует?), 3) (поэтому) вывод.

Например:

Обычно обоснование и тезис связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.

Тезис:

Странная это вещь – книга.

Аргументы:

Есть в ней, мне кажется, что-то загадочное, чуть ли не мистическое. Вот вышло в свет очередное новое издание – и тотчас где-то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга и есть, но её ещё нет! Нет, пока не прочтёт её хоть один читатель.

Да, странная вещь – книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и …всё? А разве что-то в вас не переменилось?

Вывод:

Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не зазвучала в нашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

(Морозова)

Повествование– функционально-смысловой тип текста, который содержит рассказ о событиях в хронологической последовательности.

Он (Виктор) уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья.

(Орешкин)

Повествовательный текст строится по композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

(начальная школа, 5-6 класс)

Фонетика.

I. Звуки и буквы

Гласные

Буквы: А, Я, О, Э, Е, Ё, У, Ю, Ы, И

Звуки: [А], [О], [Э], [У], [Ы], [И]

Гласных букв – 10, гласных звуков – 6.

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают:

1. один звук, если стоят после мягких согласных [’Э], [’О], [’У], [’А];

2. два звука, если стоят в начале слова, после гласных, после разделительных Ъ и Ь – [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А].

II. Согласныезвуки:

Звонкие согласные:

[б], [в], [г], [д], [ж], [з],

[й], [л], [м], [н], [р]

Глухие согласные:

[п], [ф], [k], [т], [ш], [c],

[x], [ц], [ч], [щ]

Всегда твердые:

[ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие:

[ч’], [щ’], [й’]

Наши рекомендации