Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринский государственный аграрный университет
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ФИЛОСОФИИ
Методические рекомендации
Для самостоятельной работы студентов
по дисциплине «Логика теория аргументации»
Мичуринск-Наукоград, 2010
Составитель:
Павленко А.В., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных коммуникаций и философии
Аннотация
________________________________________________________________________
Содержание
Введение…..………………………………………………………………… | |
1. Учебная программа дисциплины……………………………………..…. | |
2.Тематический план чтения лекций и проведения практических занятий ……………………………………………………………………. | |
3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………….. | |
3.1 Практикум ……………………………………………………………….. | |
3.2 Примерная тематика письменных сообщений (докладов, рефератов) (контрольных работ для студентов заочной формы обучения) ………. | |
4.Примерный перечень вопросов для самоконтроля……………………. |
Введение
Каждый современный руководитель должен обладать значительным уровнем коммуникативной компетентности. Полноценное осуществление руководящих функций без общения невозможно.
Если понимать коммуникацию как событие, которое осуществляется индивидуально, но имеет культурное содержание, то любая модель коммуникации (монолог, спор, полемика, дискуссия) требует от участников вступления в диалог знакомства с внеперсональными нормами: знаковыми системами, общими значениями, общепринятыми ассоциациями, характерными для эпохи установками (мировоззренческими и эстетическими).
Общение по своей природе диалогично. Способность профессионально анализировать рациональный уровень диалога развивается, преимущественно, на занятиях по «Логике и теории аргументации».
Логика охватывает область знаний, в которой исследуются строй и принципы мышлений по его языковым выражениям. Знание простых правил мышления может оказаться достаточным для выявления несостоятельности какого-либо рассуждения, что, в свою очередь организует поведение специалиста по «связям с общественностью» в ситуации делового общения. Систематизируя способы анализа рассуждений, логика дает возможность анализировать и такие рассуждения, с которыми человек встречается впервые.
Цель курса логики – не только знание ее принципов и законов, но и умение ее применять. Большое значение для усвоения курса имеет система практикумов.
Учебная программа дисциплины
Цель дисциплины состоит в знакомстве студентов с основными понятиями формальной логики и изучении наиболее общих закономерностей мышления и аргументации.
Задачи:
- дать общее представление о месте логики в системе коммуникации;
- познакомить с предметом и основными категориями логики;
- проанализировать законы логики и специфику их практического применения;
- развить навыки логически обоснованной аргументации в процессе коммуникации.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны:
- иметь представление о сущности, этапах развития, основных задачах, методах и средствах науки логики;
- знать закономерности интеллектуальной деятельности;
- уметь вести логически обоснованную коммуникацию; выявлять ошибки аргументации;
3. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы. Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины 76
Аудиторные занятия 32
Лекции 16
Практические занятия -
Семинары 16
Лабораторные работы -
Самостоятельная работа 44
Вид итогового контроля зачет
Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование темы | Всего | Лекции | Семин. | Сам. Р. |
Логика и коммуникация | |||||
Понятие и его логический анализ | |||||
Суждение | |||||
Умозаключение | |||||
Законы логики и практическое значение | |||||
Основы теории аргументации | |||||
Логика поведения в общении и этические принципы коммуникации | |||||
Аргументация и коммуникация | |||||
ВСЕГО |
Содержание разделов дисциплины
ТЕМА № 1 Логика и коммуникация
Мышление в системе познания. Способы взаимопонимания. Диалог. Понятие рационального и иррационального диалога. Логика объяснения. Объяснение и понимание Модели объяснения: Дедуктивная (генетическая, структурная, функциональная), индуктивная, телеологическая и метафорическая. Этапы становления логики как науки: Античность, средневековье, Новое и новейшее время. Предмет и семантические категории традиционной формальной логики: понятие семантической категории; имя; высказывание; логические термины; логические союзы и кванторы.
ТЕМА № 2 Понятие и его логический анализ
Общая характеристика понятия. Объем и содержание понятия. Единичные, общие, универсальные, пустые понятия. Конкретные, абстрактные, положительные, отрицательные, собирательные понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Отношения между понятиями: равнозначность, пересечение, подчинение (включение). Логические операции с объемом понятия: ограничение, обобщение, деление понятия. Элементарные правила деления понятий. Определение понятия: описание, характеристика, сравнение, номинальное определение. Определяемое и определяющее понятия. Правила явного и неявного определения понятий.
ТЕМА № 3 Суждение
Простое суждение и его логический анализ: атрибутивные (категорические), экзистенциальные, суждения с отношением. Понятие субъекта, предиката, связок и кванторов в суждениях. Стандартные формы простого логического суждения. Схема логического квадрата. Логический анализ вопроса: восполняющие и уточняющие вопросы. Сложное суждение. Модальное суждение. Разновидности модальных суждений.
ТЕМА № 4 Умозаключение
Дедуктивные умозаключения. Понятие посылок и логического вывода.. Необходимые и вероятностные умозаключения. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление. Силлогизмы. Простой категорический силлогизм. Формы дедуктивных выводов из сложных посылок. Условные формы умозаключений. Разделительные формы умозаключений. Условно-разделительные формы умозаключений. Индуктивные умозаключения. Понятие полной и неполной индукции. Умозаключения по аналогии: строгая, нестрогая, ложная формы аналогии.
ТЕМА № 5 Законы логики и практическое их значение в коммуникации
Проблема понимания. Экзегетика и герменевтика о проблеме понимания и толкования. Понятие языка и знака. Семиотика языка. Синтаксический, семиотический и прагматический аспекты понимания знаков. Понятие интерпретатора. Контекст и «Я-концепция» в процессе понимания. Логика понимания: метод контент-анализа, метод координат смысла, тезаурусный подход. Проблемы рационального и интенционального понимания. Когнитивные модели понимания. Понятия фреймов. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.
ТЕМА № 6 Основы теории аргументации
Формы обоснования: иррациональное убеждение, рациональная аргументация; эмпирическая и логическая формы обоснования. Структура и формы аргументации: тезис, демонстрация, доказательство. Доказательная и недоказательная аргументация. Проблемы обоснования тезиса. Прямой и косвенный способы обоснования тезиса. Критика и опровержение. Критика тезиса, аргументов, демонстрации. Правила построения доказательной аргументации.
ТЕМА № 7 Логика поведения в общении и этические принципы коммуникации
Психотехнический и технологический принципы общения. Позиционная логика поведения: субъективная позиция в общении. Понятие трансактного анализа коммуникативной ситуации. Стратегия поведения в деловом общении. Логическая модель делового общения. Конструктивный, силовой, и мягкий стили деловой коммуникации. Тактика речевого поведения в деловом общении. Основные императивы речевой коммуникации в деловом общении.
ТЕМА № 8 Аргументация и коммуникация
Модели коммуникации и стратегия аргументации: Монолог. Спор. Дискуссия. Тактика аргументации: корректные, лояльные и некорректные приемы в аргументации. Классификация ошибок, встречающихся в аргументации. Критическое мышление и неформальная логика.
Тематический план чтения лекций и проведения практических занятий
2. 1. ЛЕКЦИИ
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов |
Логика и коммуникация | ||
Понятие и его логический анализ | ||
Суждение | ||
Умозаключение | ||
Законы логики и практическое значение в коммуникации | ||
Основы теории аргументации | ||
Логика поведения в общении и этические принципы коммуникации | ||
Аргументация и коммуникация |
ВСЕГО ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ: 32
2.2. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов |
Логика и коммуникация: предмет и семантические категории традиционной формальной логики. Практикум. | ||
Понятие и его логический анализ: Логические операции с объемом понятия. Определение понятия. Практикум. | ||
Суждение: Модальное суждение. Практикум. | ||
Умозаключение: силлогизмы, индуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии. Практикум. | ||
Применение законов логики в процессе коммуникативной деятельности. Практикум. | ||
Основы теории аргументации: правила построения доказательной аргументации. Практикум. | ||
Логика поведения в общении и этические принципы коммуникации. Тактика речевого поведения в деловом общении. Практикум. | ||
Аргументация и коммуникация. Тактика аргументации. Критическое мышление и неформальная логика. Практикум. |
ВСЕГО СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ: 16
ВСЕГО: 48
ИТОГО по дисциплине: 48
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
3.1. Рекомендуемая литература:
А) Базовая литература:
1. Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации: Учебное пособие. – М.:Гардарики, 2005. – 270с.
2. Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации: Уч. для вузов. М.: Проект, 2003. - 304с.
3. Александров Д Н. Логика, Риторика. Этика: учебное пособие. – 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2003. - 168 с.
4. Войтшилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: учеб. Для студентов ВУЗов. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС,2001.- 528 с.
5. Гетманова А.Д. Логика: Учебник для пед. Уч. завед. – 6 изд. М.: Омега – Л, 2003. - 416 с.
6. Ивин А.А. Логика: Учебник. М.: Гардарики, 2003. - 352 с.
7. Мареев С.Н. Логика: учебник. М.: Экзамен, 2006. – 156 с.
8. Огородников, В.П. Логика. Законы и принципы правильного мышления. – СПб.: Питер, 2004. - 176 с.
Б) дополнительная литература:
1. Александров, А.Д. Логика. Риторика. Этика: Учебное пособие. 2-е изд., - М. 2003
2. Берков В.Ф. Логика: задачи и упражнения. Практикум: Учебн. пособие. Изд. 3-е, стереотип. – Минск, 2003
3. Вьюжек, Т Логические игры, тесты и упражнения. – М. - 2003
4. Грядовой Д.И.,Малахов В.П., Шергалина В.А. Логика в предпринимательской деятельности и деловом общении. Учебное пособие. – М. 1998
5. Жоль К. К. Логика в лицах и символах: Научно-популярная книга. - М. 1993
6. Жоль К.К. Логика в символах и лицах: учебник для вузов/ К.К. Жоль. – 2-е изд., испр и доп. – М., 2006.
7. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: кн. для учащихся. - М. 1990
8. Ивин А.А. Строгий мир логики. М. 1988
9. Исследуем ложь. Теории, практика обнаружения /под ред. М. Льюиса, К.Саарни. - СПб., 2004
10. Кириллов В.И.,Орглов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. 5-е изд, перераб и доп. М., 2006.
11. Кэррол Л Приключения Алисы в стране чудес. Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в зазеркалье. - М. 1979
12. Кэррол Л. История с узелками. - М., 1973
13. Огородников В.П. Наука правильно мыслить. - СПб., 1993
14. Основы искусства речи //пер. с англ. - М. 1992
15. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М. 1991
16. Смаллиан Р. Принцесса или тигр? - М. 1985
17. Смаллиан Р. Алиса в стране смекалки. - М. 1987.