Тема17. Профилактика пожарной безопасности.
Пожарная безопасность определяется как состояние объекта, при котором максимально исключается возможность пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита материальных ценностей.
Пожар на объектах ж.д. транспорта может возникнуть из-за неправильного устройства и неисправности котельных, печей, отопительных приборов, отсутствия искрогасителей, оставления печей без присмотра. Причинами пожаров являются также неисправность производственного оборудования и нарушение технологических процессов ( например, нарушение герметизации оборудования, выделяющего пыль и газы); неосторожное обращение с огнем ( курение, оставление без присмотра нагревательных приборов, определение утечки газа с помощью открытого огня и др.); неправильное устройство и неисправность вентиляционных систем; самовоспламенение и самовозгорание веществ. Пожар может произойти, кроме того, в результате короткого замыкания, перегрузки электрических сетей, искрения электрической дуги. статического электричества, удара молнии и вследствие других причин.
Особенностью производств на предприятиях и объектах ж.д. транспорта является их многоотраслевой характер. Здесь имеются разнообразные технологические процессы, связанные с использованием и перевозкой легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, газов, выделением промышленной пыли, способных при определенных условиях образовывать пожаро- и взрывоопасные смеси.
Анализ пожаров показывает, что наиболее часто они происходят на подвижном составе, складах, в служебных и производственных помещениях. Меры пожарной безопасности, которые должны соблюдаться на ж.д. транспорте, в зависимости от специфики производства:
* на рабочих местах на предприятиях по ремонту и обслуживанию подвижного состава допускается хранение ЛВЖ и ГЖ не более сменной потребности.
* при работе с ЛВЖ и ГЖ должны быть предварительно подготовлены средства пожаротушения.
* тара (емкости) для хранения, перевозки, использования на рабочих местах и сбора отходов ЛВЖ и ГЖ должна быть небьющейся, из материалов, исключающих искрообразование и накопление статического электричества, иметь крышки, не допускающие разлив содержимого.
* в производственных помещениях на предприятиях по ремонту и обслуживанию подвижного состава нельзя хранить пустую тару из-под ЛВЖ и ГЖ.
* пролитые горючие жидкости на путях должны засыпаться песком, землей или адсорбентами и удаляться за полосу отвода.
* не разрешается в полосе отвода ж.д. разводить костры, сжигать хворост, порубочные остатки.
* промасленные обтирочные материалы должны храниться на специально отведенных местах в закрываемых металлических ящиках.
* в качестве обтирочной ветоши на предприятиях по ремонту и обслуживанию подвижного состава могут использоваться хлопчатобумажные и льняные ткани.
* при текущем ремонте ТР-1 тепловозов обязательно проверять уровень водного раствора и качество пенообразователя в резервуаре установки пенного пожаротушения.
* снабжение дизельным топливом и маслом тепловозов непосредственно на ремонтных стойлах разрешается из раздаточных колонок с помощью раздаточных пистолетов.
* при постановке тепловозов в ремонтные стойла дизельное топливо и масло необходимо сливать. Не допускается слив топлива и масла непосредственно в стойлах открытым способом в ведра и другие емкости.
* на территорию склада лесоматериалов разрешается въезд тепловозов, оборудованных искрогасителями.
* запрещается в кабинах машинистов, дизельных помещений, высоковольтных камерах, аппаратных камерах и других служебных помещениях локомотивов и МВПС хранить и провозить посторонние предметы.
* на тяговом подвижном составе смазочные материалы должны находиться только в металлических емкостях с узкими горловинами и плотно закрывающимися крышками. Обтирочные концы, как чистые, так и грязные должны находиться только в металлических ящиках, ведрах с крышками. Хранение смазочных и обтирочных материалов допускается только в строго определенных местах служебных отделений или в специальных подкузовных ящиках.
* запрещается членам локомотивной бригады во время курения при движении локомотива выбрасывать в окна незатушенные окурки и спички.
*в целях пожарной безопасности максимальное напряжение питания для переносных светильников в смотровых канавах локомотивного депо допускается 42 В.
*при обесточивании по каким-либо причинам отдельных участков электрической цепи на тяговом подвижном составе нужно отсоединить провода от клемм с обеих сторон, их концы тщательно заизолировать и подвязать для исключения соприкосновений с электрическими контактами и подвижными деталями;
*электрические провода, детали и узлы электрического оборудования ТПС, расположенные в местах возможного воздействия на них масла и топлива, нужно
покрыть маслостойкими красками или надежно защитить кондуитами, кожухами
и тому подобными приспособлениями;
*не допускается на ТПС применять нетиповую аппаратуру защиты или несоответствующую данной цепи по току срабатывания; эксплуатировать электрооборудование без дугогасительных камер, с нарушенной изоляцией электроэлектропроводки, незакрепленными контактами; соединять электрические провода между собой холодной скруткой, включать или отключать контакты реле принудительным способам.
* электропечи, электрокалориферы, вентиляционные каналы, надпотолочные пространства тамбуров, шкафы с электроаппаратами и тому подобное оборудование должны систематически очищаться от пыли, горючих материалов и мусора.
Периодичность их очистки устанавливается в депо в зависимости от типа локомотива (моторвагонного подвижного состава) и условий эксплуатации.
*не допускается подтекание масла и топлива в трубопроводах, на дизелях, компрессорах, редукторах и других узлах тягового подвижного состава.
*необходимо производить наполнение топливных баков тепловозов, дизель-поездов и автоматрис ниже верхнего уровня не менее чем на 50 мм.
* разрешается заправочный пистолет отводить от горловины бака при заправке тепловозов, дизель-поездов и автоматрис только после полного прекращения вытекания топлива.
*нельзя эксплуатировать заправочный пистолет для заправки топливных баков тепловозов, дизель-поездов и автоматрис при отсутствии или неисправности устройства для наворачивания на горловину бака; при отсутствии или неисправности устройства для снятия статического электричества; при отсутствии или неисправности устройства для быстрого отключения подачи топлива.
* курить при заправке топливных баков тепловозов запрещается.
* на тепловозах, в машинных отделениях дизель-поездов и автоматрис запрещается пользоваться для освещения и других целей открытым огнем; курить в дизельном помещении и в близи аккумуляторных батарей; сушить одежду и другие горючие материалы на дизелях, электродвигателях, генераторах, выхлопных трубах и других пожароопасных местах.
* не допускается в локомотивах оставлять открытыми индикаторные краны дизелей; промывать бензином или керосином кузов и агрегаты; оставлять локомотив без надзора с работающим дизелем.
* допускается в исключительных случаях временная эксплуатация тепловозов с кузовом вагонного типа , моторных вагонов дизель-поездов и автоматрис, если в силу объективных причин установка пожаротушения в них отсутствует, неисправна или не заряжена огнетушащим веществом по разрешению начальника отделения дороги, выдаваемому для каждого конкретного случая.
*магистральные тепловозы, используемые в грузовом движении и обслуживаемые одним машинистом должны быть оборудованы установкой пожаротушения с автоматическим режимом работы.
* на ТПС огнетушители должны быть только полностью заряженными и опломбированными, снабжены бирками с указаниями даты (месяц и год) зарядки и даты очередной перезарядки, а также бирками с указанием даты контроля и технического освидетельствования в зависимости от типа огнетушителя.
*допускается укомплектование ТПС огнетушителями, у которых вместо бирки ее содержимое нанесено штемпельной краской на корпусе со стороны, противоположной насадке.
*пожарные ведра на электровозах, электропоездах должны быть наполнены сухим песком.
* на дизель-поездах огнетушители и ведра размещаются равномерно по всем служебным помещениям моторных вагонов.
*огнетушители, пожарный инвентарь и инструмент в электропоездах размещается равномерно в служебных помещениях головных вагонов, а пожарный инструмент – в подвагонных ящиках.
*электровозы, тепловозы с кузовом вагонного типа и машинные отделения моторных вагонов дизель-поездов должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, а салоны дизель-поездов и электропоездов – системой «Сигнала» связи с машинистом.
*в кабинах машинистов ТПС на видном месте должны располагаться памятки с необходимыми сведеньями о действиях при пожаре и правилами применения установок пожаротушения.
* не разрешается использовать воду из пожарных водоемов ни на какие нужды, кроме пожарных. Это касается и пожарной техники и оборудования, которые должны использоваться только на пожарные нужды.
*стоянка выездной пожарной техники и оборудования должна быть организована в отапливаемом помещении.
* при расположении огнетушителя в помещении на стене, он должен находиться на высоте не более 1,5 м от пола до низа огнетушителя и не менее 1,2 м от края двери при ее открывании.
*не допускается хранить и применять огнетушители с зарядом, содержащим галоидоуглеводородные соединения в непроветриваемых помещениях площадью менее 15 м2.
* не допускается проведение огневых работ при отсутствии на месте их проведения первичных средств пожаротушения.
* на пожарном посту (щите) должны быть первичные средства пожаротушения, которые применяются в данном помещении, сооружении.
* периодичность осмотра песка в ящиках – 1 раз в 10 дней.
* ликвидировать небольшой очаг горения можно засыпав его песком или набросив на него асбестовое полотно.
* тушить горящие электромоторы и приборы можно песком и углекислотными огнетушителями.
* запрещается пользоваться электрическими нагревательными приборами самостоятельного изготовления для обогрева производственных помещений и объектов водоканала.
В общем виде обязанности руководителей и должностных лиц предприятия по обеспечению пожарной безопасности изложены в Законе РБ «О пожарной безопасности».
Под противопожарным режимом предприятия следует понимать комплекс противопожарных мероприятий при выполнении работ и эксплуатации объектов, т.е. совокупность мер и требований пожарной безопасности, заранее установленных для объекта как отдельного помещения и подлежащих обязательному выполнению всеми работающими там лицами.
Противопожарный режим устанавливается правилами, инструкциями, приказами или распоряжениями руководителя объекта и охватывает такие профилактические мероприятия, как содержание территорий и помещений, поездов, путей эвакуации в зданиях и помещениях, обесточивание электрооборудования по окончании рабочего дня и в случае пожара, уборка помещений и рабочих мест, установление и соблюдение норм хранения в цехах, складах и др. помещениях материалов, сырья и готовой продукции, запрещение курения и применения крытого огня в местах, опасных в пожарном отношении, а также регулярные осмотры и закрытие помещений после работы. Руководители и специалисты обязаны обеспечить постоянный контроль за соблюдением режимных мероприятий, добиваться немедленного устранения выявленных нарушений.