Стратегия совершенствования структуры компании
Содержание
Введение | |
1. Содержание и структура стратегического управления | |
2. Стратегия совершенствования структуры компании | |
3. Восприятие человеком окружения | |
4. Задача. Деловая игра на тему: «Разработка системы мероприятий по совершенствованию стратегического управления компанией» | |
Заключение | |
Список используемой литературы |
Введение
Стратегическое управление (СУ) - единоличное управление стратегом в соответствии с выработанной им стратегией для достижения стратегической цели.
Стратег – руководитель, имеющий все необходимые полномочия и ресурсы для реализации своей стратегии.
Стратегическая цель - цель, при достижении которой стратег радикально и безвозвратно меняет ситуацию конкурирования в свою пользу.
Стратегия - решение задачи (не приказ, а "ответ") о том, как достичь стратегическую цель из исходной ситуации с помощью имеющихся ресурсов и учётом возможных действий конкурентов.
Стратегические решения чаще всего основаны на интуиции и опыте стратега, потому, что рассчитать логически все возможности и варианты развития ситуации конкурирования даже в военном противоборстве невозможно. Для расширения опыта/знаний стратега возможно привлекать «советников» (группа по разработке и анализу возможностей и стратегий). Тем не менее, либо ответственность и инициатива остаётся за Стратегом (роль Лидера организации), либо "процесс стратегического планирования" превращается в бюрократические процедуры и потерю инициативы в конкурировании.
Содержание и структура стратегического управления
Основные этапы стратегического управления:
1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы.
2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности.
3. Определение стратегии достижения целей деятельности.
4. Разработка и реализация стратегии.
5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.
Взаимосвязь этих этапов показана на рис.1.
Рис.1. Процесс стратегического менеджмента
Основные организационные уровни разработки стратегии
Стратегия не может разрабатываться только на верхнем уровне руководства. Практически целесообразно выделить четыре уровня ее разработки: уровень корпорации, уровень СЗХ (отделений), функциональный уровень, менеджеры низшего уровня (полевые командиры).
Иерархия разработки стратегии в фирме:
Основные уровни разработки стратегии фирмы
Уровень | Ответственные за разработку (принятие решения) | Содержание разработки |
Корпоративная стратегия | Исполнительный директор, ключевые вице-директоры (решение принимается/ пересматривается советом директоров) | Создание и управление портфелем СЗХ. Обеспечение синергизма СЗХ как конкурентного преимущества Определение нвестиционных приоритетов и управление ресурсами в наиболее привлекательных СЗХ Пересмотр/ревизия/унификация основных стратегических подходов шефов СЗХ. |
Стратегия СЗХ | Главный менеджер/шеф СЗХ (решения принимаются/ пересматриваются руководством фирмы) | Определение действий и подходов для успешной конкуренции и в интересах получения конкурентных преимуществ. Формирование реакции на изменение внешних условий. Унификация стратегических инициатив ключевых функциональных служб. Действия по решению специфических проблем |
Функциональная стратегия | Функциональные менеджеры (решения обычно принимаются /пересматриваются совместно с руководством СЗХ) | Создание функциональных подходов поддержки стратегии бизнеса и достижения функциональных целей и функциональных стратегий в НИОКР, производстве, маркетинге, финансах, кадрах. Пересмотр/ревизия/ унификация основных подходов менеджеров более низкого уровня |
Оперативная стратегия | Шефы полевых единиц/ менеджеры более низкого уровня, в том числе функциональные (решения, принимаются, пересматриваются начальниками функциональных отделов) | Разработка более узких и специфических подходов и действий в поддержку функциональных и СЗХ стратегий и в интересах достижения целей полевых единиц и функциональных отделов |
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления. Схематически структура стратегического управления изображена на рис. 2.
Рис. 2 Схематически структура стратегического управления изображена
Стратегия совершенствования структуры компании.
Совершенствование организационной структуры компании - важнейшая часть организационного развития, процесса изменений, совершенствования системы управления предприятием. Организационная структура Компании - это не просто схема, на которой указаны подразделения и взаимосвязи между ними. Организационная структура должна отражать логику функционирования организации и соответствовать стратегическим направлениям ее развития. Организационная структура включает в себя и распределение основных функций предприятия, функций менеджмента, фаз управленческого процесса, зон ответственности по организационным звеньям, иерархической лестнице управления, и механизмы централизации/децентрализации, делегирования полномочий.
Совершенствование организационной структуры компании целесообразно использовать в следующих ситуациях:
ü у сотрудников нет четкого понимания того, кто и за что несет ответственность;
ü взаимосвязи между подразделениями и отдельными сотрудниками не оптимальны, существуют зоны «безответственности» или дублирования;
ü эффективность функциональных процессов не позволяет предупреждать отрицательные результаты и совершенствовать деятельность;
ü структура организации не отражает реальных процессов ее функционирования - различие в административном и функциональном подчинении приводит к накладкам и конфликтам;
ü развитие организационной структуры отстает от развития финансово-хозяйственной деятельности Компании.
Совершенствование организационной структуры Компании включает в себя следующие этапы работ: