Использование диаграммы причина-результат
Понимание процессов, использование команд, идентификация сфер для улучшений - все это пути для движения к постоянному совершенствованию в процессе решения каких-то насущных проблем сегодняшнего дня.
Чтобы полностью извлечь из диаграммы причина-результат все то ценное, что в ней содержится, ее надо претворить в действия. Для этого целесообразно:
Ø проблему охарактеризовать количественно;
Ø выявить столько причин, сколько возможно;
Ø определить приоритетные области, которыми надо заняться;
Ø проследить улучшения.
В приведенном примере изготовитель может охарактеризовать количественно проблему недовольства потребителя путем измерения нескольких ключевых параметров, таких как:
Ø число звонков по поводу возникших проблем;
Ø число просьб о возврате материала по особым причинам;
Ø число несвоевременных доставок.
В случаях, когда подпричины идентифицированы, рассматриваются различные части системы, чтобы определить исходные возможности для обращения к причинам, выявленным с помощью диаграммы причина-результат.
По мере того, как команда движется по пути количественного измерения проблем, другие инструменты начинают играть ключевую роль, такие как анализ Парето, гистограммы, контрольные карты, диаграммы детализации, многомерный анализ и т.д.
Рекомендации по применению метода на практике
Проанализируйте глобальную картину.
В процессе конструирования диаграммы причина-результат обдумайте рассматриваемую проблему в самом широком аспекте. Для этого опирайтесь на принципы системного подхода: принцип первичности целого; принцип развития; иерархичности познания; стартификации и т.д. Рассмотрите окружающую среду системы (например для бизнеса это: политические факторы (включая, если надо, политику правительства); социальные факторы; внешние экономические факторы, такие, как состояние местной или национальной экономики, экологические факторы, правовые факторы и т.д. Безусловно, многие из этих факторов находятся далеко за пределами контроля команды, но будет определенная польза от понимания влияния этих факторов на решаемую проблему (на исследуемые процессы в системе).
Помощь.
Помощь при построении диаграммы причина-результат похожа на поддержку при проведении мозгового штурма. Отличие состоит в том, что в этом случае «сгенерированные мысли (предложения)» должны записываться на определенное место в противоположность простому перечислению в традиционной процедуре мозгового штурма. Содействующий обсуждению должен прислушиваться к идеям участников, схватывать их мысли, и записывать их в соответствующем месте диаграммы. Последнее требует умения. Рекомендуется, чтобы участники сами решили, где следует записать данную причину. Такой подход помогает обеспечить выбор правильного местоположения.
Пересмотр и улучшение.
Чтобы обеспечить завершенность диаграммы, желательно, чтобы каждый член команды просмотрел ее еще раз на следующий день, или показал ее дополнительно одному или двум специалистам, чтобы узнать их мнение. Используйте разумные соображения для решения вопроса о том, привлекать ли еще кого-то к анализу каких-то весьма специальных технических проблем или проблем, специфических для какого-то вида или сферы деятельности.
Широкомасштабное участие.
Его можно сделать следующим образом: повесьте большую доску или лист плотной бумаги в доступном для сотрудников месте. Попросите группу идентифицировать проблему, требующую рассмотрения. Напишите формулировку проблемы в "голове рыбы" и пририсуйте к ней стрелку. Теперь предложите всей организации принять участие в разработке диаграммы в определенных временных рамках. Вы увидите, что многие сотрудники примут реальное участие в работе и в понимании процессов.
Хотя это выглядит несколько необычно, но это работает и в результате может быть получена неоценимая информация - взгляд на ситуацию изнутри и предложения по улучшению процессов. Чтение того, что другие напишут на диаграмме, будет генерировать идеи. Главное, это начатьи затем действовать.