II. Научно-исследовательская работа студентов
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является обязательной, органически неотъемлемой частью подготовки и входит в число основных задач, решаемых на базе единства учебного и научного процессов.
1. Цель и задачи научно-исследовательской работы студентов
Основной целью организации и развития системы научно-исследовательской работы студентов является
- повышение уровня научной подготовки специалистов;
- выявление талантливых студентов для последующего обучения в вузах.
Основными задачами организации и развития системы НИРС являются:
- обеспечение единства учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов;
· создание условий для выявления, раскрытия и реализации личностных творческих способностей;
· подготовка студентов к самостоятельному творческому профессиональному научному труду;
- формирование способности к быстрой научно-исследовательской адаптации при изменяющихся требованиях к своей деятельности, выбору оптимальных решений в условиях жесткой рыночной конкуренции;
- участие студентов в исследованиях по наиболее приоритетным направлениям науки, связанным с современными потребностями общества и государства;
- развитие научных связей с научными школами России и зарубежных стран.
2. Основные направления организации научно-исследовательской работы студентов
В качестве основных направлений организации НИРС можно сформулировать следующее:
- повышение качества учебного процесса за счет совместного участия студентов и преподавателей в выполнении различных НИР;
- участие студентов в проведении прикладных, методических, поисковых и фундаментальных научных исследованиях;
- развитие у студентов способностей к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам;
- предоставление студентам возможности в процессе учебы испытать свои силы на различных направлениях современной науки.
3. Виды, формы и методы организации научно-исследовательской работы студентов
В зависимости от содержания и порядка осуществления все многообразие занятий, работ и мероприятий НИРС по их отношению к учебному процессу освоения образовательных программ может быть классифицировано по следующим основным видам:
1. Научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс.
2. Научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс.
3. Научно-исследовательская работа, параллельная учебному процессу.
Основными наиболее действенными организационными формами НИРС являются:
- учебно-исследовательская работа по учебным планам;
- включение элементов НИР в учебные занятия;
- дипломные работы с исследовательскими разделами или целиком научно-исследовательского характера;
- индивидуальные научно-исследовательские работы студентов,
- выполнение НИР на практиках;
- подготовка научного реферата на заданную тему;
- студенческие научные кружки;
- студенческие научные группы по проблемам, лаборатории и иные творческие объединения;
- участие студентов в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня (городские, региональные, всероссийские, международные), стимулирующие развитие как системы НИРС, так и творчество каждого студента.
К ним относятся: научные семинары, конференции, симпозиумы, смотры/конкурсы научных и учебно-исследовательских работ студентов, олимпиады по дисциплинам и специальностям;
- организация специальных факультетов, курсов, программ, проведение занятий с группами наиболее способных и мотивированных к науке студентов;
- освоение студентами различных средств и систем научно-технической информации;
- привлечение студентов к различным видам участия в научно-инновационной деятельности.
Комплексная система НИРС должна обеспечивать непрерывное участие студентов в научной работе в течение всего периода обучения.
Важным принципом комплексной системы НИРС является преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим.
При этом необходимо, чтобы сложность и объем приобретаемых студентами знаний, умений и навыков в процессе выполняемой ими научной работы возрастали постепенно.