Несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз._
Момент...»
14.Типы обобщений в языке
Логика издавна рассматривает понятие как одну из форм отражения мира в
мышлении. Понятие представляет собой «результат обобщения и выделения предметов
(или явлений) некоторого класса по определенным общим и в совокупности
специфическим для них признакам. Обобщение осуществляется за счет отвлечения от
всех особенностей отдельных предметов и групп предметов в пределах данного класса»1.
Понятие, выраженное словом, соответствует, таким образом, не отдельному денотату, а
целому классу денотатов, выделенному по тому или иному признаку, общему для всех
денотатов этого класса. Из сказанного вытекает, что из всех типов слов только
нарицательные слова служат для прямого выражения понятий. Однако косвенно
соотнесены с понятиями и другие типы слов.
Имена собственные, как сказано, являются названиями индивидуальных предметов, но
эти индивидуальные предметы мыслятся как входящие в определенные общие классы,
вследствие чего и имя собственное подводится в сознании говорящих под тот или иной
общий класс и связывается с соответствующим понятием. Так, Нева соотносится с
классом рек, либо (в письменном изображении в кавычках — «Нева») с классом
периодических изданий (журнал «Нева»), либо с классом гостиниц, пароходов и т. д.
Любое имя собственное имеет смысл при условии такого соотнесения с соответствующим
общим понятием.
Отчетливо соотнесены с понятиями указательно-заместительные, а также служебные
слова и даже междометия (например, тьфу! с понятием отвращения, презрения, стоп! с
понятием запрещения дальнейшего движения и т. д.). В общем, прямо выражают понятия
или косвенно соотнесены с ними все разряды слов.
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ
1.Фонетика,Аспекты в изучении звуков
Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
ри аспекта фонетических исследований
1) анатомо-физиологический (артикуляционный)
Исследует звук речи с точки зрения его создания:
Какие органы речи участвуют в его произношении;
Активны или пассивны голосовые связки
Вытянуты ли губы вперед и т. д.
2) акустический (физический)
Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.
3) функциональный аспект (фонологический)
Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.
2.Звук речи и звук языка.Классификация звуков,Гласные с согласные звуки
Основные фонетические единицы и средства
Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи. Начиная от наименьшей список сегментных единиц выглядит так: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт(синтагма), речевая фраза.
Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно. Следует понимать, что синтагма это речевой такт, а не речевая фраза.
Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.
Слог — наименьшая единица речевой цепочки.
Звук — минимальная фонетическая единица.
Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
Длительность — время звучания сегмента речи.
§ 29. Классификация звуков речи
Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуля2цией1.
Артикуляция складывается из трех частей: из при2ступа (или экску2 р с и и2) звука, когда
органы «выходят на работу»3 ,средней части (или в ы2 д е р ж к и ), когда органы установились
для данной артикуляции, и отступа (или рекурсии4), когда органы возвращаются в нерабочее
состояние.____________________________________________________________
1 Артикуля2ция - от латинского articulaBre - «членораздельно выговаривать».
2 Экску2рсия - от латинского excursio - «выбегание», «вылазка».
3Богородицкий В. А. Опыт физиологии общерусского произношения в связи с экспериментально-фонетическими данными, 1909. С. 12; Е г о ж е. Очерки по языковедению и русскому языку, 1939. С. 27.
4 Реку2рсия - от латинского recursus - «обратное движение», «возвращение».
Звуки с мгновенной выдержкой -мгновенные звуки (например, [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к],
[г]), их протягивать или вовсе нельзя (таковы [п], [б], [т], [д], [к],[г]), или же при протягивании они дают другое слуховое впечатление: не [ц], а [с], не [ч], а [щ]. Звуки с более или менее продолжительной выдержкой - д л и2т ельные зв у2к и , хотя их длительность может и не всегда проявляться, но их при желании можно протягивать (таковы гласные, а также звуки [м], [н], [л], [р], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [й], [х]; в русском всегда длительно [щ]).
Благодаря тому, что вместо выдержки можно сделать задержку размыкания, получаются и долгие [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г], где долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого задержкой размыкания (например, в таких случаях, как оббить, оттого, поддал, палаццо, так как и т. п.).
Все звуки можно разделить прежде всего на г л а2с ные исогл а2с н ы е , и это деление может
исходить как из акустических, так и из артикуляционных признаков1.________
1 Мнения о возможности разделения гласных и согласных придерживаются далеко не все лингвисты. Так, Соссюр и Граммон распределяют все звуки речи в 7 (или 9) «растворов», где граница гласных и согласных стирается (хотя у Соссюра имеются соответствующие оговорки); Щерба и его ученики не находят резкой границы гласных и согласных, противопоставляя лишь гласные и шумные согласные (по отсутствию и наличию преграды на пути струи воздуха, по характеру напряженности органов речи и по силе воздушной струи); см: Матусевич М. И. Введение в обшую фонетику. 3-е изд., 1959. С. 34. Природу сонорных согласных эта теория освещает недостаточно ясно.
Акустически звуки речи разделяются на сон о22 рные (з в у 2 ч н ы е ) и шу2мные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в р - разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр
определяется характером данного шума.__________________________________
1 Сонорные - от латинского sonorus - «звучный».
В звуках речи крайними точками по сонорности могут служить гласная [а] и шумная согласная [п]. Характерное для [а] звучание состоит из чисто тонального эффекта, т. е. определяется только данным резонаторным тоном, шумов в [а] нет, а если почему-либо (что не является нормальным) они и примешиваются, то не играют никакой роли для характеристики [а]; наоборот, для звука [п] тональные эффекты сведены к нулю; то же, что характеризует тембр [п], состоит именно в характерном шуме взрыва сомкнутых губ, а голос в образовании звука [п] не участвует.
Между этими двумя полюсами - чисто тональных звуков типа гласного [а] и далее в убывающем по сонорности порядке (благодаря уменьшающемуся раствору рта) [э], [о], [и], [у] и чисто шумовых, типа глухого, мгновенного шумного [п] - находятся звуки, переходные от сонорных к шумным: в пределах сонорных -сон о2р ные согла2сные [м], [н], [л], [р], [й], [w], а в пределах шумных -зво2нкие шу2мные дли2тельные, как [в], [з], [ж], и мгнове2нные, как [б], [д], [г], глухи2е шу2мные дли2тельные, как [ф], [с], [ш], [х], имгнове2нные, как [п], [т], [к]. Таким образом, акустически гласные выделяются как чисто тональные звуки. Еще очевиднее выделение гласных по артикуляционным признакам.
Есть звуки речи, артикуляция которых направлена на уменьшение раствора рта, в пределе - на закрывание рта ([п]), - это, по В. А. Богородицкому, «ртосмыкатели», или согласные; артикуляция другого рода звуков направлена на расширение раствора рта, в пределе - на полное раскрывание рта ([а ~~ эт0 «ртораскрыватели», или гласные. Проверить эту тенденцию артикуляции согласных и гласных можно, усиливая интенсивность артикуляции (в основном - мускульного напряжения): если в результате усиления мускулы будут сильнее сжимать рот, то это согласный звук ([п], [б], [т], [д], [к], [г], [ц], [ч], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [х], [м], [н], [л], [р], а также [w] и [j]); если же в результате усиления мускулы будут сильнее раскрывать рот, то это гласные звуки ([а], [э], [о], [и], [у]), которые при данном опыте все стремятся к гласной широкого раствора [а]: гласные среднего раствора [э] и [о]
непосредственно, а гласные узкого раствора [и] и [у] через ступень [э], [о]1.____
1 См.: Богородицкий В. А. Общий курс русской грамматики, 1935. С. 16; Е г о же. Опыт физиологии общерусского произношения, 1909. С. 5; Е г о же. Очерки по языковедению и русскому языку, 1939. С. 25.
3.Классификация согласных звуков
4.Классификация гласных звуков
§ 30. Согласные
Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, может быть: 1)свободным, когда нет
никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода - это гласные
(см. § 31); 2) с у ж е н н ы м , когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой
струя воздуха производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода - это
фрикати2вные1 согласные (иначе спира2нты2, щелевы2е, щели2ные,
прото2чные, придувны2е): к фрикативным согласным относятся [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж],
[j], [х], а также и гортанные придыхательные [h]; 3) сомкнутым, когда на пути струи воздуха
соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду - смы2чку, которую либо надо прямо
преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; это с м ы 2 ч н ы е согласные,
подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.______________________________________________
1 Фрикати2вные - от латинского frica3tio - «трение».
2 Спира2нты - от латинского spirans, spirantis - «дующий», «выдыхающий».
Смычные подразделяются на:
1) взрывны2е, когда смычка взрывается под напором струи воздуха и струя воздуха проходит
1)прямо из ротовой полости наружу; это [п], [б], [т], [д], [к], [г], а также и гортанный взрыв [?];
2) аффрикаты1 (с мычно-фрикативные), когда смычка сама раскрывается для прохода
2)струи воздуха в щель и воздух проходит через эту щель с трением, но в отличие от фрикативных
2)недлительно, а мгновенно; это [пф], [ц], [дз], [ч], [дж];
3) носов ы2е (или наза2льные ), когда смычка остается ненарушенной, а воздух проходит
3)обходом через нос (для чего надо опустить мягкое небо и продвинуть маленький язычок вперед, не
3)разжимая смычки во рту, которая препятствует выходу воздуха через рот; различие носовых друг от
3)друга объясняется различием ротового резонанса в зависимости от того, где образована смычка); это
3)[м], [н] и другие н (gn французское, ng немецкое и английское);
4) боков ы2е (или латера2льные3), когда смычка остается ненарушенной, но бок языка
опуще.н вниз, и между ним и щекой образуется боковой обход, по которому и выходит воздух; такой способ возможен только при смыкании кончика языка с зубами или альвеолами, а также средней части языка с твердым небом; это разного типа л;
5) дрожа2щие (или вибра2нты ), когда смычка последовательно и периодически
размыкается до свободного прохода и опять смыкается, т. е. органы речи производят дрожа2ние,
или вибра2цию5, вследствие чего струя воздуха выходит наружу прерывисто только в моменты
размыкания; это разного рода р; картавое язычковое, когда дрожит маленький язычок, соприкасаясь с
задней частью большого языка; язычное, когда дрожит кончик языка, соприкасаясь с твердым небом
(таково русское [р]), и, наконец, губное, когда дрожат губы (например, в слове mnpy!)6.______________________________________________________________
1 Аффрика2та - от латинского affricaBre - «притирать».
2 Наза2льные - от латинского nasa3lis - «носовой».
3Латера2льные - от латинского lateraHlis - «боковой».
4 Вибра2нты - от латинского vibrans, vibrantis - «дрожащий», «колеблющийся»
Вибра2ция - от латинского vibraEltio - «дрожание», «колебание».
6 См.: Б р о к Олаф. Очерки физиологии славянской речи // Энциклопедия славянской филологии. Вып. 5,. СПб., 1910. С. 35-36 (следует отметить, что зона соприкасания кончика языка отмечена неточно: она расположена более кзади).
Такова классификация звуков речи по способу образования, отвечающая на вопрос как? Спо2соб образова2ния определяется как характер прохода для струи воздуха при образовании звука речи (свободный, суженный, сомкнутый).
Все фрикативные (за исключением в некоторых случаях [w] и [j] й) относятся к шумным согласным и поэтому бывают в двух разновидностях: глухие [ф], [с], [ш], [х] и звонкие [в], [з], [ж], [у] ([у] ~~ звонкое [х]); к шумным относятся также взрывные и аффрикаты: а именно -глухие взрывные [п], [т], [к], [?] ([?] - гортанный взрыв) и аффрикаты [пф], [ц], [ч]; звонкие взрывные [б], [д], [г] и аффрикаты [дз], [дж].
Наоборот, носовые, боковые и дрожащие обычно относятся к сонорным, так как, несмотря на смычку, являющуюся экскурсией этих звуков, они образуются в результате свободного прохода воздуха (являющегося рекурсией этих звуков): у носовых - через нос, у боковых - между языком и щекой, у дрожащих - в моменты размыкания органов. Тем самым объясняется их принадлежность к сонорным согласным (это не щель, где образуются шумы от трения, что нужно для фрикативных согласных).
Взрывные и аффрикаты относятся к мгновенным звукам, их нельзя «тянуть», а гласные, фрикативные, носовые, боковые и дрожащие согласные относятся к длительным - их можно «тянуть». Как уже выше было сказано, бывают и долгие взрывные, и аффрикаты, где долгота получается за счет задержки размыкания на выдержке, например: оттого [Пт:Пво2], так как [та2к:=к], палаццо [пПла2ц:о], братца [бра2ц: □], блюдце [бл'у2ц:Л], браться [бра2ц: □], берется [б'иэ р'о2ц: □] и т. п.
Сужение и смыкание органов может возникать в различных участках надставной трубы; так, могут взаимодействовать губы, язык с губами и различными своими частями с разными участками неба, маленький язычок с задней частью языка, надгортанник и задняя стенка глотки и подвижные части гортани (связки и пирамидальные хрящи) взаимно друг с другом.
Поэтому согласные звуки каждого способа образования можно классифицировать по месту образования, что будет отвечать на вопрос где?Ме2сто образова2ния- это та точка, в которой сближаются в щель или смыкаются два органа на пути струи воздуха и где при прямом преодолении преграды (взрывные, аффрикаты, фрикативные) возникает шум. Образуя преграду на пути воздуха, органы взаимодействуют, причем в каждой паре один орган играет обычно активную роль, -это акти2вный о2рган (например, язык), а другой - пассивную, - это пасси2вный о 2 р г а н (например, зубы или небо).
Для языковедения определять активные органы как имеющие мускулатуру и подвижность, а пассивные как лишенные этого - неправильно.
Если не имеющие мускулатуры и подвижности органы не могут выступать как активные, то имеющие эти возможности могут выступать не только в роли активных, но и пассивных; например, задняя часть языка и маленький язычок могут взаимодействовать по-разному, образуя различные звуки: если задняя часть двигается к маленькому язычку, а он остается на месте, то получается глубокое [у] (звонкое [х]); если же наоборот (т. е. маленький язычок приближается к задней части языка), то получается картавое [р]. Активные и пассивные органы следует определять по роли в данной паре.
При определении места образования следует учитывать как активный орган, так и пассивный, так как один и тот же активный орган может взаимодействовать с разными пассивными (например, нижняя губа может приближаться как к верхней губе, так и к верхним зубам; задняя часть языка может приближаться к разным частям неба и т. п.), равно как и к одному пассивному органу могут приближаться разные активные органы (например, к верхним зубам может приближаться и нижняя губа и кончик языка; к твердому небу может приближаться и средняя и задняя части языка).
Классификация по активным органам (губны2е, пере2дне-, сре2дне- и за2днеязычные) ближе определяет ход развития артикуляции и позволяет дать более точные указания правильного произношения, что особенно важно при овладении иностранными языками, тогда как классификация по пассивным органам (губны2е, з у б н ы 2 е , пере2дне-, сре2 дне- и за2дненебные) более статична, но зато позволяет легче связать артикуляционную характеристику согласных с их акустической характеристикой (свистящие, шипящие, твердые, мягкие и т. п.), так как указывает на те или иные зоны резонатора.
Определяя согласные двумя координатами - по способу и месту артикуляции, следует помнить, что все согласные шумные (т. е. фрикативные, взрывные и аффрикаты) могут быть произнесены с голосом (звонкие) и без голоса (глухие).
Все это можно суммировать в таблице1._________________________________
1 Данная таблица не предусматривает звуков редких и тем более выходящих за пределы принятой в данной таблице системы: способ, место и голос (таковы, например, звуки щелкающие, или кликсы, всасывающие, или шнальцы, а также шумные боковые и дрожащие и т. п.).
В таблице, как и в ключе, все, что можно, обозначено русскими буквами, остальное - латинскими, греческими, сербскими, арабскими буквами и специальными знаками международного фонетического алфавита (МФА) и сочетаниями тех или иных букв. Объяснение знаков МФА см. на таблице в главе V - «Письмо», § 73.
Таблица согласных
\ | Губные | Язычные | ||||||||||||
\ | Место образо- | о | ||||||||||||
\ вания | Передне- | Задне- | s | |||||||||||
Способ обра- \ч^ зования \ч | Губно-губ1 | Губно-зуб1 | Межзубные | Зубные | Нёбные | Средне- | Средненёбные | Задне-нёбные | Глубокие | 3 S а. о; | Надгортан | Гортанные | if It | |
Фрикативные | ф в | с з | ш ж | QJ | ху | ху | а | ht, | а | |||||
Взрывные | 13 Пб | X | X | т д | 17 т д | 18 ht) | 19 ic f | 20 к г | 21 к г | X | X | X S | ||
* * | Э | |||||||||||||
Аффрикаты | X | X | X | X | X | |||||||||
(U | пф | Ц ДЗ | ч дж | кх гу | кх гу | |||||||||
■с | V | Y | X | 4? | X | X | X | X | ||||||
СГ | м | н | н | ri | о | |||||||||
S и | Боковые | X | X | X | 52 л | 53 л | X | X | X | X | X | X | X | X а о |
Дрожащие | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X о | ||||
тпр | Р | R | и | |||||||||||
Дбр |
Примечание. К таблице прилагается ключ, который указывает, какие звуки соответствуют каждой пронумерованной клеточке; перечеркнутые клеточки обозначают или технически невозможные звуки, или редко встречающиеся. Буквы, разделенные пробелом, обозначают два звука ([п] [б], [т] [д]), а стоящие рядом обозначают условное изображение одного звука ([пф], [дз], [дж], [тпр] [дбр]).
КЛЮЧ К ТАБЛИЦЕ СОГЛАСНЫХ
1. Фрикативные губно-губные: звонкое английское губно-губное в [w] - wine [wain] - «вино» и
1.глухое американское ф [м] (звук тушения свечи) what [wat] — «что».
2. Фрикативные губно-зубные: звонкое [в] - вар и глухое [ф] - фар.
3. Фрикативные переднеязычные межзубные: звонкое [А] и глухое [Т] - there [AE=] - «там, туда» и
think [TI—k] - «думать» в английском (орфографически одинаково th).
4. Фрикативные переднеязычные:
а) зубные: звонкое [з] и глухое [с] в русском: зам, сам;
б) гингивальные: звонкое [z] и глухое [s] в немецком: weise [vaszB] - «мудрый» и Wefiie [vaE7s=] -
«белизна»;
в) альвеолярные: звонкое [z] и глухое [s] в английском: mouse [maYz] - «ловить мышей» и mouse
[maYs] - «мышь».
5. Фрикативные переднеязычные небные:
а) корональные (с плоской спинкой языка, акустически более «твердые»): звонкое [ж] и глухое [ш] в
русском: жар, шар;
б) дорсальные (с выгнутой спинкой языка, акустически более «мягкие»): звонкое [ж] и глухое [ш] в
английском и французском, а также долгие ж [ж,] и ш [щ] в русском: прожжен, прощен.
6. Фрикативные среднеязычные: звонкий йот [j] в русском: яма [jама], ест [jэст], елка [jолка], юн
[jун], шью [шjy], льет [л'joт], чья [чja], струя [cтpyja] и т. п.; в немецком: ja- «да»; во французском: fille
[fij] - «девочка», chien [uyE] - «собака»; в английскомyes [jes] - «да», new [nju:] - «новый», и глухой
ich-Laut («ихь лаут»); звук в немецком слове ich - «я», nicht [nIct] - «не», wenig [we:nic] - «мало».
7. Фрикативные заднеязычные средненебные: полумягкие [уЗ] (звонкое хБ) и [хЗ] в ГТО (в
7.южнорусском произношении) и в хетты.
8. Фрикативные заднеязычные задненебные (или центральные): [у] (звонкое х) и [х] «твердые» в
8.русском: смех, смех бы - [с'м'э2убы].
9. Фрикативные заднеязычные глубокие [у] и [х] в восточных языках: узбекское хана — «дом».
10. Фрикативные увулярные (практически совпадают с № 9).
11. Фрикативные надгортанниковые в арабском «айн» - сдавленный голос и «ха» - сдавленный
11.шепот.
12. Фрикативные гортанные, звонкое придыхание в украинском: голова [ћo-лова], в белорусском:
12.гета [Ьэта] - «эта», в чешском hrad - «крепость», и глухое придыхание «hauch-Laut» («хаух-лаут») в
12.немецком: Haus [haо7s], и в английском: house [haYs] - «дом».
13. Смычно-взрывные губно-губные [б] и [п] в бот, пот.
14. Смычно-взрывные губно-зубные (встречаются редко).
16. Смычно-взрывные переднеязычные:
а) зубные: звонкое [д] и глухое [т] в русском: дом, том;
б) гингивальные [а] и [t] в немецком: Daten [da:tsn] - «даты» и taten [ta:t=n] - действовать;
в) альвеолярные [а] и [t] в английском: dale [deil] - «долина» и tale [teil] - «сказка».
17. Смычно-взрывные небные (церебральные) [d] и [t] в языках Индии.
18. Смычно-взрывные среднеязычные звуки северных русских говоров на месте к и г «мягких»
18.(похожи на т и д «мягкие»): руки [ру2зи], ноги [но2—и].
19. Смычно-взрывные заднеязычные средненебные [к] и [г] «полумягкие» в ГТО, к этому.
20. Смычно-взрывные заднеязычные задненебные [к] и [г] «твердые» в кот, год.
21. Смычно-взрывные заднеязычные глубокие [к] и [г] в восточных языках: казахское к,ыз —
«девушка».
24. Смычно-взрывные гортанные: глухой гортанный взрыв в немецком («кнак-лаут») перед
начальными гласными: arm [?arm] - «бедный», и звонкий гортанный взрыв (редко, например, в
чеченском языке).
25. Смычно-фрикативные аффрикаты: губно-губное [pf] в немецком Pferd [pferd] - «лошадь».
28. Смычно-фрикативные аффрикаты: переднеязычные зубные: глухое [ц] отец и звонкое [дз] отец
бы [Лт'э2дзбы].
29. Смычно-фрикативные небные: глухое [ч] в меч и звонкое [дж] в меч бы [м'э2джбы].
30-33. (Встречаются редко.)
37. Смычно-носовые: губно-губное [м]: мать.
40. Смычно-носовые переднеязычные:
а) зубное [н] в русском: нож, во французском: пег [пе] - «нос»;
б) гингивальное [n] в немецком: Not [nDt] - «нужда»;
в) альвеолярное [n] в английском: not [not] - «не».
41. Смычно-носовое небное (церебральное) [n] в языках Индии.
42. Смычно-носовое среднеязычное полумягкое н во французском («п mouille2»), peigne [ps6n] -
«гребенка», в испанском in: тпо [ni6no] - «мальчик», в итальянском gn: ognia [or|a] - «всякое».
43. Смычно-носовое заднеязычное средненебное нг полумягкое в тюркских языках: эртенг - «утро».
44. Смычно-носовое [—>] задненебное нг твердое в немецком: sang [za>] - «пел», в английских
44.формах на -ing.
52. Смычно-боковое переднеязычное:
а) зубное [л] (твердое, веляризованное) в русском: лампа; во французском [1] (полумягкое, невеляризованное): la lampe [la 1a%:р] - «лампа»;
в) в английском альвеолярное [1] (полумягкое, невеляризованное): the lamp [A= laemp] - «лампа» или с веляризацией the mill [A= mil] - «мельница».
53. Смычно-боковое небное (церебральное) [1] в языках Индии.
54. Смычно-боковое среднеязычное полумягкое [Я] в южных говорах французского языка: («l
тош11е2»)^Ше [пХ\ - «девушка», и в испанском языке: llano [капо] - «степь».
61. Смычно-дрожащие губно-губные звуки в тпру! (обращение к лошадям) - глухое и в дбурц! (обращение к собакам) - звонкое (встречаются как нормальные звуки речи в абхазском языке). 64. Смычно-дрожащее переднеязычное небное [р] в русском: рот. 70. Смычно-дрожащее увулярное картавое р [R].
Сверх указанных трех признаков различие согласных может быть еще и в некоторых дополнительных признаках, накладывающихся на основные. Это, прежде всего, палатализа ция и веляризация.
Палатализа2ция1 - это дополнительный к основной артикуляции согласного звука подъем
средней части языка к твердому небу (т. е. йотовая артикуляция), что резко повышает характерный тон
и шум (метафорически это называют «смягчение»)._________________________
1 Палатализа2ция - от латинского palatum - «небо» (преимущественно твердое).
Веляриза2ция2 - это дополнительный подъем задней части языка к мягкому небу, что резко
понижает характерный тон и шум (метафорически это называют «отвердение»)._____
2 Веляризация - от латинского velum palati - «парус неба», «небная занавеска».
Так, в русском языке «мягкое» [л'] в словах люк, мель палатализовано, а «твердое» [л] в словах лук, мел веляризовано, что создает резкий контраст на слух этих двух л; ср. в немецком Lucke - «люк» и Mehl- «мука», где [1] и не палатализовано, и не веляризовано.
Наличие палатализованных и веляризованных согласных - яркая особенность русской фонетики.
Это сравнение можно изобразить в следующей схеме1, присоединив для сопоставления и среднеязычное л [к]:
Примеры | Звук | Положение языка (какая часть поднята к нёбу) | ||
передняя | средняя | задняя | ||
мел (русское) MehP (немецкое) мель (русское) meglio4 (итальянское) | [л] [1] [л1] м | Л Л Л | Л Л | Л |
1 В данной схеме знак Л означает подъем данной части языка, а знак - означает отсутствие подъема данной части языка.
2 Mehl - по-немецки «мука».
3 Meglio - по-итальянски «лучше».
Дополнительные гортанные артикуляции могут различать придыхательные и смычно-гортанные согласные.
Придыхательные согласные (или аспира2ты1) отличаются от простых взрывных и
аффрикат тем, что одновременно со смычкой во рту образуется сужение междусвязочной щели без
напряжения мускулатуры, и тогда взрыв сопровождается фрикацией воздуха о связки (придыхание), т.
е. получаются не [п], [т], [к]; [б], [д], [г], [ц], [ч], a [nh], [тh], [кh]; [б-], [д-]; [г]; [цh], [чh]._____________________________________________________________
1 Аспира2та - от латинского aspira3re - «дышать».
Смы2чно - горта2нные согласные (или, по терминологии Г. С. Ахвледиани, абруптйвы) отличаются от простых взрывных и аффрикат тем, что одновременно со смычкой во рту образуется вторая смычка в гортани между связками; ротовая смычка взрывается не струей воздуха, идущей из легких, а усилением мускулатуры рта, и почти одновременно следует гортанный взрыв силой струи воздуха, идущей из легких, т. е. получаются не [п], [т], [к], [ц], [ч], а [п?], [т?], [к?], [ц?], [ч?]; звуки эти на слух очень слабые. Они характерны для многих кавказских языков, где обычных взрывных и аффрикат часто не бывает; имеются только одноместные пары придыхательных и смычно-гортанных.
Система согласных называется консонанти2змом1 .
Консонанти2зм - от латинского consonans, consonants - «согласный звук».
§ 31. Гласные
Признаки, характеризующие согласные, не подходят для определения гласных.
Действительно, согласные, прежде всего, отчетливо подразделяются по способу образования, гласные же все принадлежат к одному способу - свободного прохода. В пределах свободного прохода гласные по широте раствора рта можно разделить наширо2кие, как [а], сре2дние, как [э], [о], и у 2 з к и е , как [и], [у], акустически это деление соответствует степени сонорности (звучности): широкие - максимально сонорные1, средние - средней сонорности и узкие - минимально сонорные2; однако, чем отличается [э] от [о] или [и] от [у], этим методом показать нельзя.
1 Поэтому когда поют без слов, то поют на а.
2 На различии гласных только по сонорности построен вокализм некоторых кавказских языков, например адыгейского,
абхазского.
Согласные можно было делить по месту образования (см. § 30 ), у гласных же нет места образования, так как органы речи не образуют на пути струи воздуха ни щели, ни смычки. То, что характеризует звучание [а] (равно и любой другой гласной), не локализовано в определенной точке, а зависит от объема и формы резонатора, т. е. полости рта (иногда и носа). Отсюда ясно, что и дополнительные
признаки палатализации и веляризации к гласным не относятся1.____________
1 Бытующие в школьной практике выражения «твердые гласные», «мягкие гласные» могут применяться только к буквам, а отнюдь не к звукам.
Гласные нельзя также делить и по признаку голоса, так как нормально все гласные произносятся с голосом, который усиливает возбуждение резонаторных тонов и создает нужную слышимость гласных; если же произносить гласные без голоса, то они будут очень слабыми и едва слышными, качественно же тембр их не изменится: а останется [а], а о - [о].
Таким образом, различительные признаки согласных состоят из различных шумов (обусловленных разным способом и местом образования) и участия или отсутствия голоса (для шумных); в гласных же шумы вовсе не участвуют, а голос нужен всегда для всех гласных, но только для слышимости (перцептивная функция), а не для различения друг с другом (сигнификативная функция).
Различительные признаки гласных состоят в чем-то ином, что определить гораздо труднее, чем признаки согласных, но различимость и различительная способность гласных практически так же очевидны, как и согласных (ср.: мол - пол различаются согласными, мол-мул различаются гласными).
На слух гласные различаются прежде всего высотой тона, но не голосового (одну и ту же гласную
можно произносить и петь на разной высоте голоса, и, наоборот, разные гласные можно произносить и
петь на той же высоте голоса), а резонаторного, соответствующего данному объему и данной форме
резонатора. В каждом языке бывает самая низкая гласная (это для всех языков [у]) и самая высокая
гласная (это для всех языков [и]), между которыми располагаются все остальные гласные1.
Таблица гласных
(по Свиту)1
^\^^ Ряд | Передний | Средний | Задний | |||
Нела- | Лабиал. | Нела- | Лабиал. | Нела- | Лабиал. | |
биал. | биал. | биал. | ||||
Верхний | ||||||
и | U | ы | У | БГ | У | |
Средний | X | И | ||||
э | б | л | О | |||
Нижний | X | X | ||||
Ее | а | а | О |
Идея такой таблицы была предложена английским фонетистом Беллом (Bell) и разработана Г. Свитом (Н. Sweet, 1845— 1912). В ней же (и в ключе к ней) дана упрощенная транскрипция (как и в согласных); для таблицы гласных по МФА в ключе дана транскрипция МФА (см. ниже).
КЛЮЧ К ТАБЛИЦЕ ГЛАСНЫХ
1. [и] русское: мир.
2. [э] русское: это.
3. [{] гласная, средняя между [э] и [а] (откуда и знак для нее, соединяющий эти две буквы в одну
3.лигатуру): английское man [maen] - «человек» (в русском ближе всего [а] в слове пять [п'{т']).
4. Огубленное и в немецком uber- «через»; во французском tu «ты».
5. Огубленное э в немецком schon - «хорошо»; во французском реи - «мало».
6. [ы] русское: мыло.
7. [=] - особый, неопределенного оттенка звук, обычно произносимый в слабых безударных слогах,
7.например в первых слогах русских слов водовоз, садовод, а также в двух последних слогах слова
7.паводок; в английском about [abaYt] - «около»; в немецком «murmel-e»: гласные первого и последнего
7.слогов слова gefunden - «найден», в последнем слоге слова der Knabe [кпа:Ьэ] - «мальчик».
8. [а] русское в слове сад; более переднее а в немецком слове der Катт [kam] - «гребень»; во
8.французском словеpatte [pat] - «лапа».
9. Огубленное ы, звук средний между № 4 [u#] и № 13 [у]: норвежское [у] в hus - «дом» (в русском
9.ближе всего у в слове чуть [чут']).
10. [ыЗ] очень заднее «нелабиализованное у» в тюркских языках; например казахское кыз —
10.«девушка».
11. [А] (нелабиализованное о): в английском языке but [bAt] - «но», в русском безударные о и а в
11.первых слогах слов сома и сама [сАма2].
12. а заднее: немецкое [а:] в слове kam - «пришел»; французское [а:] в слове pate [pa:t] - «тесто»;
12.английское [а:] в слове part [pa:t] - «часть» (в русском ближе всего а между двумя л, например в слове
лал).
13. [у] русское:ум.
14. [о] русское: он.
15. [a] (лабиализованное а заднее) в английском: dog [dog] - «собака».
5.Основные и неосновные звуки.Критерии их разграничения,Понятие о позиционном чередовании звуков
Прислушайтесь, какой звук произносится на конце приставки под- в следующих словах:
подморозить — по[р]мор6зить;
подпоясать — по[т]поясатъ;
подделать — по[д']дёлать;
подтянуть — по[т']тянутъ;
подсадить — по[ц]садйть;
подсесть — по[ц']сёсть;
подзуживать — по[дз]зуживать;
поджарить — по[дж]жаритъ.
На конце приставки звучат совершенно разные, непохожие друг на друга согласные: [д], [т], [д'], [т'], [ц], [ц], [да], [дж] и др. А замечает ли обычно человек, что он произносит одну и ту же приставку по-разному? Нет, он даже удивится, если сказать ему об этом.
В корне -вод- произносятся разные гласные: в[6]ды — в[л]да — в[ъ]дяной. Но люди, говорящие по-русски, обычно не замечают этого, хотя [о], [а] и [ъ] совершенно, разные звуки. Почему же они существуют в нашем сознании как нечто единое?
Для начала надо разобраться: почему появляются разные звуки? От чего, например, зависит, какой именно согласный произносится на конце приставки под-? Оказывается, от того, какой звук стоит дальше. Если твёрдый глухой, то и наш звук произносится твёрдо и глухо (по[т]поясатъ), перед мягким глухим появляется мягкий глухой (по[г']тянуть), перед
мягким звонким — мягкий звонкий (подделать) и т. д.
А от чего зависит первый гласный в словах в[6]ды — в[и]да — в\ъ\дяной? Сравните: д\6]м — д[и]ма — д[ъ]мовой; м[6]лод — м\г\ложе — м[ъ]лодой; г[6]д — г[и]дочек — г[ъ]довой. Во всех случаях выбор звука зависит от места по отношению к ударению: под ударением [о], в первом слоге перед ударным — [а], во втором слоге перед ударным — [ъ].
Появление того или иного звука зависит от позиции, в которую он попадает. Фонетическая позиция — это условия употребления звуков в речи: на конце слова или в середине, перед каким-либо звуком или после какого-либо звука, под ударением или без ударения и т. д. Меняется позиция — меняется и звук. Это похоже на состояние воды в природе: температура ниже О °С — перед нами лёд; температура поднялась — позиция изменилась — лёд превратился в жидкость; температура стала выше 100 °С — снова изменилась позиция — появился пар.
Горо[д]а — горо[т], ду[б]ы — ду[п], ко[з]ы — ко[с\. во всех случаях звонкие шумные согласные заменяются парными глухими, как только попадают в позицию конца слова. Ст[о\л — ст[а.]/гы,р[о]с —р[а.]слй, вх[о]д — вх[а]дйтъ: звук [о] в предударном слоге регулярно заменяется на [а]. Такая замена одного звука другим под влиянием фонетической позиции называется фонетическим позиционным чере-довани ем.
Позиционные чередования не знают исключений По шутливому выражению лингвиста Михаила Викторовича Панова, они действуют «фатально-тотально»: попал звук в определённую позицию и должен обязательно замениться другим звуком — сопротивление бесполезно; при этом чередование захватывает все без исключения случаи, где есть условия для его проявления.
Недавно в русский язык пришло слово смог, означающее смесь дыма с туманом, которая бывает в больших городах. Оно происходит от английского smog (это сложносокращённое слово, составленное из двух: smoke — «дым» и/og — «туман») В английском языке на конце слова звонкие согласные не заменяются глухими, но как только это слово стало «полноправным жителем» русского языка, оно сразу же подчинилось действию русского позиционного чередования и произносится: смо[г]а, смо[г]у, но сио[к]. В фантастических книгах и фильмах появилось слово киборг (сокращённое кибернетический организм). И это придуманное слово произносится строго по законам русских позиционных чередований: кибор[г]а, кибор[т\у, кибор[к].
Причина, по которой в одном и том же месте слова (т. е. в одной и той же приставке, корне и т. д.) появляются разные звуки, названа: это позиционные чередования. Но почему же мы не замечаем реальных различий между этими звуками?
Любой предмет отбрасывает тень. Но тень лишь сопровождает предмет, она неотделима от него. Никому не придёт в голову сказать,- «Он пришёл со своей тенью» (как же иначе!) Если что-то происходит всегда, без исключений, мы не замечаем этого Можно сказать, что появление тени позиционно обусловлено наличием предмета и поэтому незначимо для нас. Но стоит тени появиться самостоятельно, «оторваться» от предмета, стать позиционно независимой — она сразу становится значимой (как, например, Тень отца Гамлета в трагедии У Шекспира — человека уже нет в живых, а тень есть). Раздельное существование человека и тени столь необычно, что стало также сюжетом сказки Г. X. Андерсена и пьесы Е. Л. Шварца.
6.Фонетическое членение -,такт (фонетическое слово),слог,звук
7.Понятие о клитиках.Типы клитик (проклитики и энклитики )
Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени.
Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи - это 1) фразы, 2) такты, 3) слоги и 4) звуки. Таким образом, звуки речи употребляются не изолированно, а в условиях слогов, тактов и фраз.
1. Фра2за1 - это самая крупная фонетическая единица; фразы разделяются в речевой цепи
паузами, т. е. остановкой звучания, разрывающего звуковую цепь; во время пауз говорящий вдыхает
воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Ни в коем случае нельзя отожествлять
грамматическую единицу (предложение) и фонетическую (фразу), так как одна фраза может охватывать
несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз._
1 Фра2за - от французского phrase - в том же значении.
Объединяется фраза интонацией; каждая произнесенная фраза обладает определенной схемой интонации.
Интона2ция относится к просодическим элементам языка, и это явление сложное. Она состоит:
а) из повышений и понижений голоса; это мело2дика речи, имеющая в каждом языке свой
рисунок. Так, в русском языке легкое повышение голоса в приступе к фразе, ровная середина и резкое