Удаление блоков, дуг или текста.
Для удаления блока и дуги или текста необходимо их активизировать щелчком левой кнопки мыши и нажать клавишу Delete, а затем подтвердить намерения по поводу удаления.
Задание 8. Форматирование диаграммы.
1. Самостоятельно произведите форматирование всех элементов диаграммы, опираясь на данные, приведенные в таблице 1.3.
Таблица 1.3.Таблицаредактирования
Объект | Действие | Порядок выполнения |
Блок | Изменение размера | Для изменения высоты перетащить мышью верхнюю или нижнюю границу блока, аналогично меняется размер по горизонтали |
Текст | Стандартные способы форматирования | Правой клавишей мышки щелкнуть по тексту, выбрать пункт контекстно-зависимого меню Font Editor. |
Дуга | Изменение стиля, цвета, размера | Щелкнуть правой клавишей мышки по дуге и выбрать соответствующий пункт: Style Editor, Color Editor или Trim |
Удаление блоков, дуг или текста: активизировать щелчком левой кнопки мышки необходимый объект и нажать Delete, а затем подтвердить запрос на удаление. |
После выполнения задания у вас должна получиться следующая контекстная диаграмма (рис. 1.26.):
Рис. 1.26. Контекстная диаграмма процесса «Изготовление мебели»
После того, как эта работа будет проделана, пригласите преподавателя и продемонстрируйте ему результат.
Задание 9. Сохранение полученной диаграммы.
Сохраните полученную диаграмму.
1. Создайте папку, назовите её своей фамилией и в неё сохраняйте свои работы.
2. В меню Fileвыберите команду Save as.
3. Укажите путь к своей папке и имя файла Lab1.bp1 (рис. 1.27.).
Рис. 1.27. Диалоговое окно сохранения документа.
4. Нажмите на кнопку СОХРАНИТЬ.
Контрольные вопросы
Ответьте на контрольные вопросы:
1. Перечислите основные возможности BPwin.
2. Охарактеризуйте основные элементы рабочего интерфейса BPwin.
3. Какую методологию поддерживает BPwin?
4. Укажите назначение каждой из дуг изображенных на рисунке.
5. Назовите основные этапы построения модели.
6. Какой процесс можно назвать функциональной декомпозицией?
7. Перечислите элементы контекстной диаграммы.
8. При помощи какого инструмента строятся дуги на диаграмме?
· Тестовое задание
1. Что представляет собой модель бизнес-процессов:
a) комплекс диаграмм, каждая из которых описывает отдельный бизнес-процесс;
b) иерархию диаграмм, каждая из которых описывает отдельный бизнес-процесс;
c) случайный набор диаграмм, каждая из которых описывает отдельный бизнес-процесс;
d) все ответы правильные;
e) правильного ответа нет.
2. Что входит в состав диаграмм:
a) блоки, описывающие подпроцессы (функции системы), и дуги, связывающие блоки вместе и изображающие взаимодействия и взаимосвязи между блоками;
b) блоки, описывающие подпроцессы (функции системы);
c) дуги, связывающие блоки вместе и изображающие взаимодействия и взаимосвязи между блоками;
d) нумерация диаграммы;
e) правильные ответы b), d).
3. Укажите этап, в котором происходит построение диаграммы процесса верхнего уровня:
a) рисование дуги управления;
b) определение основного бизнес-процесса;
c) построение контекстной диаграммы;
d) функциональная декомпозиция каждого процесса, с помощью детализирующих диаграмм;
e) все ответы правильные.
4. Укажите, для чего предназначена левая сторона блока (1):
a) для управления (правила, стратегии, стандарты);
b) для механизмов (ресурсы, которые выполняют процесс);
c) для выходов (материал или информация, получаемые в результате выполнения процесса);
d) для входов (материал или информация, которые используются или преобразуются для получения результата);
e) правильные ответы c), d).
5. Какая команда из контекстно-зависимого меню позволит изменить стиль дуги:
a) Font Editor;
b) Color Editor;
c) Trim;
d) Style Edition;
e) Background Color;
f) Squiggle.
6. Для чего предназначен инструмент :
a) используется для создания тильды (squiggle), которая соединяет дугу с ее названием;
b) используется для выбора и определения позиции объектов, добавленных в диаграмму;
c) используется для создания текстовых блоков;
d) используется для выбора цвета текста и фона;
e) правильного ответа нет.
После того, как эта работа будет проделана, пригласите преподавателя и продемонстрируйте ему результат.
Контрольные задания.
Предложенные задания предназначены для самостоятельной разработки модели информационной системы. Номер варианта задания для каждого учащегося учитель назначает сам. В ходе выполнения задания учащиеся должны составить модель информационной системы для автоматизации рабочего места участника процесса:
1) описать главную цель, его функцию;
2) определить основной бизнес-процесс;
3) построить контекстную диаграмму;
4) построить диаграммы верхнего уровня;
5) произвести функциональную декомпозицию каждого процесса с помощью детализирующих диаграмм;
6) составить отчет;
7) построить DFD - диаграмму;
8) построить FEO – диаграмму;
9) построить IDEF3 – диаграмму;
10) произведите стоимостный анализ разработанной модели, сгенерируйте отчет.
Вариант 1.
Разработать модель информационной системы для автоматизации рабочего места библиотекаря.
Вариант 2.
Разработать модель информационной системы для автоматизации рабочего места секретаря школы.
Вариант 3.
Разработать модель информационной системы для автоматизации рабочего места регистратора в поликлинике.
Вариант 4.
Разработать модель информационной системы для автоматизации рабочего места страхового агента.
Вариант 5.
Разработать модель информационной системы для автоматизации рабочего места администратора гостиницы
После того как учитель определить ваш вариант работы, начинайте его выполнение. Это задание вы будете делать на протяжении всех лабораторных работ, постепенно изучая программную среду BPwin и отрабатывая навыки работы в ней.
Приступая к выполнению контрольного задания:
1. Сформулируйте целевые функции работника предприятия.
2. Определите подразделения предприятия, нормативные документы.
3. Определить входную информацию (данные или материальные ресурсы), которая преобразуется в процессе для получения результата.
4. Определите выходную информацию - готовый результат.
5. Укажите механизмы, которые выполняют процесс.
6. Создайте новый файл в программе BPwin.
7. Постройте контекстную диаграмму, произведите ее форматирование.
8. Сохраните новый файл в своей папке с именем Kr1.bp1.
После того, как эта работа будет проделана, пригласите преподавателя и продемонстрируйте ему результат.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2