Обязанности и права студента в период практики
ФГБОУ ВПО Российская академия народного хозяйства
И государственной службы
При Президенте Российской Федерации
Дальневосточный институт управления - филиал
Методические указания по
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Для студентов бакалавриата
Направления подготовки 080200.62
«Менеджмент»
Профиль «Управление малым бизнесом»
Хабаровск 2012
Автор-составитель:
Осипова А.А. – канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента, государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ»;
Рецензент:
Шуляева А.В., канд. социол. наук, доцент кафедры менеджмента, государственного и муниципального управления ДВИ-Ф РАНХ и ГС
Осипова, А.А.
Методические указания по учебной практике для студентов бакалавриата по направлению подготовки 080200 «Менеджмент». – Хабаровск: ДВИ-Ф РАНХиГС, 2012. – 19 с.
Методические указания по учебной практике предназначены для студентов бакалавриата по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» всех форм обучения, содержат основные положения по организации и прохождению учебной практики, перечень и формы документов, выдаваемых студентам, а также требований, предъявляемых к написанию отчёта по итогам практики.
ББК
Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Дальневосточный институт-филиал РАНХиГС при Президенте РФ»
© Осипова А.А., 2012
© ДВИ-Ф РАНХиГС, 2012
Содержание
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ…………………………… | ||
Ориентировочный план-задание для студента…………………………………………………… | ||
отчетные документы студента…….…………. | ||
РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ…………………………… | ||
ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СТУДЕНТА В ПЕРИОД ПРАКТИКИ…………………………………………………… | ||
График прохождения практики………………... | ||
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ................................................. | ||
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ…………. | ||
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ…………………… | ||
Приложения…………………………………………………… |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Практика имеет целью закрепление знаний и умений, приобретаемых обучающимися в результате освоения теоретических курсов, выработку практических навыков, способствующих комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся в соответствии с квалификационной характеристикой направления 080200 – «Менеджмент».
В процессе прохождения ознакомительной практики студенты должны решать определенные задачи в соответствии с объектами профессиональной деятельности:
-Ознакомиться: с организационной структурой базы практики; с внутренними организационно-распорядительными документами, организацией работы одного из подразделений; процессом автоматизации управления организацией (подразделением).
-Изучить: цель, задачи, организационно- функциональную структуру базы практики; организацию работы одного из структурных подразделений; нормативную правовую базу деятельности базы практики; массив организационно-распорядительной документационной системы, функционирующий на базе практики.
-Участвовать: в работе одного из структурных подразделений.
При изучении различных сторон деятельности базы практики рекомендуется использовать материалы её отделов и служб.
Объектом учебной практики в соответствии с объектами профессиональной деятельности бакалавра являются:
организации различных организационно-правовых форм;
органы государственного и муниципального управления.
Период прохождения практики составляет 3 недели непрерывным циклом.
Местами проведения практик могут быть:
организации различных организационно-правовых форм;
органы государственного и муниципального управления.
Студенты, направленные в вуз на целевое обучение, обязаны проходить данный вид практики в направившей их структуре (органы государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях, предприятиях и организациях).
В результате прохождения ознакомительной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции (в соответствии с объектом проведения практики):
знать:
нормативную правовую базу деятельности органов государственного (муниципального) управления (нормативную правовую базу деятельности организации соответствующей организационно-правовой формы);
цель, задачи, организационно-функциональную структуру базы практики.
уметь:
критически изучать массив организационно-распорядительной документационной системы органов государственного (муниципального) управления (организации);
обобщить собранную информацию для письменного отчета по практике.
владеть:
навыками обработки и анализа информации;
формулировать практические задачи в виде, доступном для решения формальными методами;
документально оформлять результаты анализа;
оформлять необходимую документацию.
Ориентировочный план прохождения практики
Порядок прохождения практики включает следующие основные этапы (табл.1):
1. Приём (оформление) на практику.
2. Ознакомление с базой практики, направлениями её деятельности.
3. Характеристика деятельности структурного подразделения базы практики.
4. Участие в работе структурного подразделения базы практики.
5. Оформление отчёта по практике.
Таблица 1 – Содержание этапов прохождения учебной практики студентами бакалавриата направления подготовки «Менеджмент»
Этапы прохождения практики | Виды работ |
Приём на практику | Приём на практику. Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка на месте практики. Формирование календарно- тематического плана прохождения практики, его конкретных положений, определение методов и форм его выполнения. |
Общая характеристика базы практики | Общее ознакомление с базой практики. Организационно-правовые основы деятельности, краткая история развития; основные направления деятельности, полномочия, место базы практики в системе управления обществом, в экономической системе. |
Характеристика деятельности структурного подразделения | Организация работы структурного подразделения. Положение о подразделении (отделе). Задачи и функции структурного подразделения. Взаимосвязь с другими структурными подразделениями. |
Участие в работе структурного подразделения | Перечень конкретных заданий и функций, выполняемых студентом в процессе прохождения учебной практики. Получение новых теоретических знаний и практических навыков в области управления хозяйствующим субъектом. Разработка рекомендаций по улучшению работы базы практики или структурного подразделения базы практики. |
Оформление отчёта по практике | Оформление отчёта о прохождении студентом учебной практики. Проверка отчёта руководителем от базы практики и получение письменного отзыва (определение профессиональных компетенций). Проверка отчёта руководителем от кафедры. |
Вопросы и задания самостоятельной работы студентов в ходе прохождения ознакомительной практики
Формы текущего контроля* | Контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по этапам практики, осваиваемые студентом самостоятельно |
Подготовительный этап | |
В1 | 1. Укажите основные требования по охране труда базы практики? |
2. Опишите основные требования техники безопасности базы практики? | |
3. Опишите внутренний распорядок работы базы практики? | |
4.Назовите основные формы Вашей работы на базе практики? | |
5. Укажите основные формы сбора данных для составления отчета по практике? | |
Экспериментальный этап** | |
К1 | Описательный материал включает: развернутые ответы на вопросы этапа. |
Материал для отчета: основные учредительные документы, схема базы практики, перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих работу базы практики. | |
В2 | 1. Укажите полное название базы практики. |
2. Укажите организационно-правовую форму базы практики. | |
3. Укажите нормативные правовые документы (федерального уровня, уровня субъекта Федерации, органа местного самоуправления), регламентирующие работу базы практики. | |
4. Перечислите учредителей базы практики (для организации). | |
5. Укажите основные виды деятельности базы практики. | |
6. Укажите основные полномочия базы практики. | |
7. Каков состав видов деятельности (продукции) базы практики? | |
8. Каково положения организации на рынке продукции (работ, услуг)? | |
9. Каковы роль и место базы практики в общей системе государственного (муниципального управления)? | |
К2 | Описательный материал включает: развернутые ответы на вопросы этапа. |
Материал для отчета: схема структурного подразделения базы практики, перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих работу структурного подразделения, положение о структурном подразделении базы практики, схема взаимосвязи базы практики с другими структурными подразделениями базы практики, должностная инструкция работника подразделения. | |
В3 | Опишите краткую историю создания и развития структурного подразделения базы практики |
1. Какое место в структуре органов государственной власти (местного самоуправления) занимает структурное подразделение базы практики? | |
2. Составьте организационную схему структурного подразделения базы практики. | |
3. Какова взаимосвязь структурного подразделения базы практики с другими органами государственной власти (местного самоуправления)? | |
4. Какова взаимосвязь структурного подразделения базы практики с другими подразделениями организации? | |
5. Укажите основные функции и задачи, выполняемые структурным подразделением базы практики. | |
6. Укажите основные должности в штатном расписании структурного подразделения базы практики и закрепленные за ними функциональные цели и задачи. | |
7. Выберите должностную инструкцию одного из работников структурного подразделения базы практики, проведите ее анализ и изложите его результаты в отчете по практике. | |
ЗД | 1. Перечислите основные направления работы структурного подразделения базы практики, в которых Вы принимали участие. |
2. Укажите, какие функции были возложены на Вас при участии в работе структурного подразделения базы практики. | |
3. Опишите виды деятельности, которые Вы выполняли. | |
4. Соберите аналитический материал, характеризующий работу структурного подразделения (основные показатели и их динамика). Проведите анализ собранного материала, сделайте выводы о результатах функционирования структурного подразделения. | |
7. Укажите, какими служебными документами Вы руководствовались при прохождении практики в структурном подразделении базы практики. | |
8. Укажите, каким образам Вы использовали компьютерные технологии в ходе прохождения практики. | |
К3 | Описательный материал включает: развернутое изложение результатов выполнения заданий с использованием графического метода, сопровождаемое выводами и суждения студента. |
Материал для отчета: первичные аналитические материалы (таблицы, рисунки, схемы); первичные документы выполнения задач и функций структурного подразделения (договоры, приказы, распоряжения, платежные документы, бухгалтерские, статистические, аналитические и другие отчеты). | |
Заключительный этап | |
О | Оформление отчета по практике. |
*) В – ответы на вопросы; К – конспект; ЗД – задание; О – отчет.
**) Ответы на вопросы, выделенные курсивом даются только в случае прохождения практики в организациях различных организационно-правовых форм.
3 отчЁтные документы студента
По окончании сроков прохождения практики и выхода на следующую экзаменационную сессию студенту необходимо представит на кафедру менеджмента, государственного и муниципального управления:
1.Справку, подтверждающую прохождение практики с указанием сроков ее прохождения.
2.Дневник прохождения практики.
3.Отчёт о прохождении практики.
4.Отзыв руководителя с места прохождения практики.
В отчёте о практике отражается:
1.Время и место прохождения практики;
2.Содержание проведённой работы на практике в соответствии со сроками, целями и задачами её организации.
3.Характеристика базы практики.
4.Оформление в письменной форме отчёта.
5.Выводы, суждения и предложения, возникшие в ходе прохождения практики.
6.Приложения (бланки управленческой и смежной документации).
ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СТУДЕНТА В ПЕРИОД ПРАКТИКИ
Студент обязан:
- до начала практики получить, дневник прохождения практики, методические рекомендации по учебной практике (в библиотеке), пройти инструктаж по технике безопасности;
- изучить свои обязанности, изложенные в методических рекомендациях по практике;
- уточнить на кафедре неясные вопросы;
- своевременно прибыть на базу практики для её прохождения;
- при прохождении практики изучить и соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
- выполнять действующие на базе практики правила внутреннего трудового распорядка;
- систематически вести дневник, не реже одного раза в неделю предоставлять дневник на подпись руководителю практики от базы практики и руководителю практики от кафедры после её окончания;
- представить дневник по практике руководителю от базы практики для оформления отзыва об итогах прохождения учебно-ознакомительной практики;
- по окончании практики, не позднее чем через семь дней, после возвращения в вуз представить руководителю письменный отчёт о выполнении всех заданий и дневник с отзывом руководителя практики от базы практики;
- в установленное кафедрой время сдать дифференцированный зачёт по практике.