Теория как система научных знаний

Теория – это система основных положений, идей какой-либо отрасли науки, в которой обобщается опыт, практика и отражаются объективные закономерности окружающего мира. Следовательно, теория, в отличие от гипотезы – не вероятное, а достоверное знание и не просто достоверное, а достоверное знание объективных законов и других существенных связей действительности. Теория – это такая форма познания, которая в процессе становления и развития объединяет все другие формы в единое целое.

Основным, наиболее важным элементом любой научной теории является принцип, связывающий все другие элементы теории в единое целое. В структуре теории значительное место занимают законы, открытые наукой в данной области действительности. В состав теории входят законы различной степени общности. Принцип и законы составляют ядро научной теории. Особое место в составе теории занимают категории как данной науки, так и философские категории.

В состав теории входят также в обобщённом виде накопленные и проверенные факты. Теория содержит в себе определённые формулы, теоремы. И, наконец, она может включать в себя определённые предположения, гипотезы. Такова в общих чертах структура научной теории.

Являясь высшей формой выражения научных знаний, теория обладает целым рядом важных функций. Обычно выделяют две основные функции теории: объяснительную и предсказательную.

Научная теория развивается под воздействием различных стимулов, которые могут быть внешними (противоречие теории и опыта) и внутренними (обнаруженные в составе теории нерешённые задачи). Развитие теории осуществляется в трёх формах:

1.) интенсификационная форма (когда идёт углубление знания без изменения области применения теории);

2.) экстенсификационная (расширение области применения теории без существенного изменения её содержания);

3.) экстенсификационно-интенсификационная (комбинированная).

В развитии теории могут быть выделены два относительно самостоятельных этапа – эволюционный, когда теория сохраняет свою качественную определённость и революционный, когда осуществляется ломка её основных, исходных начал и методологии (фактически это создание новой теории).

Содержание

Лекция 1. Предмет и значение логики…………………………………..…...…
Лекция 2. Понятие…………………………………………………...…………...
Лекция 3. Суждение…………………………………………………….………..
Лекция 4. Основные законы логики………………………………………….…
Лекция 5. Умозаключение…………………………………………………….....
Лекция 6. Логические основы теории аргументации………………………….
Лекция 7. Проблема. Гипотеза. Теория…………………………………………
   

Учебное издание

Логика

(Краткий курс лекций для студентов 2 курса дневной формы обучения спец. 7.050106 «Учет и аудит», 7.050107 «Экономика предприятия», 7.050201 «Менеджмент организаций»)

Составитель: Юрий Алексеевич Фатеев

Ответственный за выпуск А.А.Великих

Редактор Н.З. Алябьев

План 2004, поз. 421

Теория как система научных знаний - student2.ru

Подп. к печати 12.05.2004 Формат 60х84 1/16 Бумага офисная

Печать на ризографе Уч. – изд. л. 3,2. Тираж 150 экз.

Зак. № Цена договорная

Теория как система научных знаний - student2.ru

ХНАГХ, 61002, г. Харьков, ул. Революции,12

Теория как система научных знаний - student2.ru

Сектор оперативной полиграфии при ИВЦ ХНАГХ

Теория как система научных знаний - student2.ru 61002, г. Харьков, ул. Революции, 12

[1] Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. - М., 1974. – С.108.

Наши рекомендации