Теория как система научных знаний
Теория – это система основных положений, идей какой-либо отрасли науки, в которой обобщается опыт, практика и отражаются объективные закономерности окружающего мира. Следовательно, теория, в отличие от гипотезы – не вероятное, а достоверное знание и не просто достоверное, а достоверное знание объективных законов и других существенных связей действительности. Теория – это такая форма познания, которая в процессе становления и развития объединяет все другие формы в единое целое.
Основным, наиболее важным элементом любой научной теории является принцип, связывающий все другие элементы теории в единое целое. В структуре теории значительное место занимают законы, открытые наукой в данной области действительности. В состав теории входят законы различной степени общности. Принцип и законы составляют ядро научной теории. Особое место в составе теории занимают категории как данной науки, так и философские категории.
В состав теории входят также в обобщённом виде накопленные и проверенные факты. Теория содержит в себе определённые формулы, теоремы. И, наконец, она может включать в себя определённые предположения, гипотезы. Такова в общих чертах структура научной теории.
Являясь высшей формой выражения научных знаний, теория обладает целым рядом важных функций. Обычно выделяют две основные функции теории: объяснительную и предсказательную.
Научная теория развивается под воздействием различных стимулов, которые могут быть внешними (противоречие теории и опыта) и внутренними (обнаруженные в составе теории нерешённые задачи). Развитие теории осуществляется в трёх формах:
1.) интенсификационная форма (когда идёт углубление знания без изменения области применения теории);
2.) экстенсификационная (расширение области применения теории без существенного изменения её содержания);
3.) экстенсификационно-интенсификационная (комбинированная).
В развитии теории могут быть выделены два относительно самостоятельных этапа – эволюционный, когда теория сохраняет свою качественную определённость и революционный, когда осуществляется ломка её основных, исходных начал и методологии (фактически это создание новой теории).
Содержание
Лекция 1. Предмет и значение логики…………………………………..…...… | |
Лекция 2. Понятие…………………………………………………...…………... | |
Лекция 3. Суждение…………………………………………………….……….. | |
Лекция 4. Основные законы логики………………………………………….… | |
Лекция 5. Умозаключение……………………………………………………..... | |
Лекция 6. Логические основы теории аргументации…………………………. | |
Лекция 7. Проблема. Гипотеза. Теория………………………………………… | |
Учебное издание
Логика
(Краткий курс лекций для студентов 2 курса дневной формы обучения спец. 7.050106 «Учет и аудит», 7.050107 «Экономика предприятия», 7.050201 «Менеджмент организаций»)
Составитель: Юрий Алексеевич Фатеев
Ответственный за выпуск А.А.Великих
Редактор Н.З. Алябьев
План 2004, поз. 421
Подп. к печати 12.05.2004 Формат 60х84 1/16 Бумага офисная
Печать на ризографе Уч. – изд. л. 3,2. Тираж 150 экз.
Зак. № Цена договорная
ХНАГХ, 61002, г. Харьков, ул. Революции,12
Сектор оперативной полиграфии при ИВЦ ХНАГХ
61002, г. Харьков, ул. Революции, 12
[1] Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. - М., 1974. – С.108.