II. Освоение нового содержания и его применение. I. Актуализация знаний.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
– Отгадайте загадку:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь.)
– В какое время года бывает дождь?
– Чем отличаются осенний и летний дожди?
– Сегодня мы продолжим знакомство с сезонными изменениями в природе.
II. Освоение нового содержания и его применение.
1. Практическая работа «Явления природы».
– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями, или явлениями природы. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов), поэтому они и называются сезонными.
– Сколько вы знаете времен года (сезонов)? (Четыре – весна, лето, зима, осень.)
– Сейчас мы разобьемся на четыре группы. Каждая группа будет описывать одно из времен года. Группа должна выявить не менее 5 сезонных явлений.
Например. Зима: 1) идет снег; 2) вода замерзла на реке, превратилась в лед; 3) листва на деревьях опала; 4) птицы улетели; 5) день короткий, ночь длинная.
Выслушиваются выступления всех групп. Учитель еще раз обращает внимание детей на предметы живой и неживой природы. Подводится итог работы групп.
В конце этой части урока учитель может задать вопрос:
– А человека куда мы должны отнести, к живой или неживой природе? (Человек – часть живой природы.)
2.Конкурс чтецов.
Учащиеся читают наизусть стихотворения, в которых говорится о признаках лета, осени, зимы или весны.
Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют двенадцать раз.
Шла кукушка через сад –
Поклевала виноград.
Шла кукушка мимо рынка –
Наступила на корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух!
3. Беседа «Кто подсказывает погоду?».
Учитель знакомит учащихся с приметами.
К хорошей погоде:
– Комары летают роем.
– Жуки проносятся с громким жужжанием.
– В реке играет рыба.
К ненастью:
– Муравьи не спешат на свои работы.
– Рыба не клюет.
животные-«синоптики»
Птицы и млекопитающие очень чувствительны к перемене погоды. Перед ненастьем слышится протяжное «пи-и-и-ить» коршунов. Предчувствуя резкую смену хорошей погоды на дождливую, бурундуки издают булькающие звуки.
Опытным морякам и рыбакам издавна известно: неспокойный крик чаек-поморников предвещает штормовую погоду. Чувствительны к перемене погоды и ласточки. Если они дальше обычного улетают от гнезда и носятся над самой землей, можно ожидать грозового дождя. Объясняется это тем, что насекомые, за которыми они охотятся, страдая от увлажненного воздуха высоко над землей, спускаются вниз. У рыб же перед дождливой погодой происходят даже физиологические изменения: больше обычного надувается плавательный пузырь.
В зимнее время, даже в морозы, за сутки до наступления оттепели мыши и некоторые жучки выходят из-под лесной подстилки на поверхность снега.
Лесные полевки, предчувствуя осенью глубокоснежную зиму, роют свои норы недалеко от поверхности земли, а перед малоснежной зимой, когда снеговая «шуба» тонка, устраивают норы гораздо глубже. К морозной зиме белка строит гнездо низко на дереве, а к теплой – высоко.
Странно ведут себя перед пургой лоси и дикие олени. Еще за сутки до ненастья они без видимых причин совершают небольшие кочевки.
За несколько часов до бурана тетерева и куропатки с открытых мест начинают перелетать в глухие места тайги.
Так животные-«синоптики» довольно точно предсказывают перемены погоды.