Методические указания к изучению электронограмм
Электронограмма. Поперечный срез кровеносного капилляра.
В просвете капилляра видны форменные элементы–эритроцит (1) и тромбоцит (2). Рассмотрите строение стенки капилляра: эндотелиоцит (3) с пиноцитозными пузырьками (4)в цитоплазме, и порами (5) в стенке. Обратите внимание на базальную мембрану (6), снаружи от которой расположена адвентициальная клетка (7).
Схемы и таблицы по теме занятия
Сердечно-сосудистая система | |||||||||||||
Кровеносная система | Сердце Оболочки сердца: | Лимфатическая система | |||||||||||
Артерии | Микроциркуляторное русло | Вены | Эндокард: 1. Эндотелиальный слой 2.Субэндотелиальный слой 3. Мышечно-эластический слой 4. Наружный соединительнотканный слой Миокард: Кардиомиоциты: 1. Сократительные 2. Проводящие (пейсмекерные, переходные, волокна Пуркинье) 3. Секреторные (выработка предсердного натрийуретического фактора) Эпикард (Серозная оболочка): 1. Мезотелий 2. Собственная пластинка | Лимфатические капилляры | Внутриорганные лимфатические сосуды | Внеорганные лимфатические сосуды | Лимфатические стволы | Лимфоидные органы | |||||
Эластического типа | Смешанного типа | Мышчного типа | Артериолы | Капилляры | Венулы | Артериоло-венулярные анастомозы | Мышечного типа | Безмышечного типа | |||||
Соматического типа | Фенестрированного типа | Перфорированного типа |
Контрольно-обучающие и профессиональные задачи
7.1. Перечислите оболочки и слои сердца.
7.2. Объясните, какими гемодинамическими условиями объясняется наличие большого количества эластических элементов в артериях.
7.3. Перечислите морфологические отличия вен от артерий.
7.4. Назовите топографию и морфологические особенности вен волокнистого типа.
7.5. Чем отличаются наружные оболочки сердца и аорты.
7.6. Какое строение имеют капилляры кроветворных органов.
Тестовые задания для самоконтроля
8.1. Сосуды, несущие кровь от сердца, называются
1. артерии
2. венулы
3. капилляры
4. анастомозы
5. вены
8.2. Эндотелиальный слой эндокарда образован тканью
1. однослойным эпителием
2. рыхлой соединительной
3. гладкой мышечной
4. ретикулярной
5. многослойным эпителием
8.3. Саркомер является структурно-функциональной единицей
1. миосимпласта
2. кардиомиоцита
3. гладкого миоцита
4. мышечного волокна
5. миофибриллы
8.4. Капилляры синусоидного типа находятся в:
1. селезенке
2. мышцах
3. легких
4. сердце
5. коже
8.5. В кардиомиоцитах с возрастом накапливается
1. гемоглобин
2. миоглобин
3. липофусцин
4. меланин
5. билирубин
1. Тема занятия № 6: Кроветворение. Красный костный мозг.
Мотивация
Врач любой специальности, как при постановке диагноза, так и в процессе лечения, обращает внимание на анализы крови. Понимание причин отклонений, наблюдающихся в них, невозможно без знания основы гематологии – учения о кроветворении. Этот процесс (гемоцитопоэз) начинается на ранних этапах эмбриогенеза и продолжается в течение всей жизни. Он необходим в связи с тем, что форменные элементы крови имеют сравнительно малую продолжительность жизни, обусловливающий необходимость замены погибающих эритроцитов, лейкоцитов, кровяных пластинок (тромбоцитов), т.е. их физиологической регенерации. Гемоцитопоэз обеспечивает также увеличение количества форменных элементов, происходящее при кровотечениях (репаративная регенерация).
Сбалансированность интенсивности гибели и образования клеток крови и определяет относительное постоянство состава форменных элементов крови, присущее здоровому человеку. И напротив, самые разные патологические процессы включают в себя их отклонения. Понимание генеза любых отклонений гемограммы невозможно без знания закономерностей формирования эритроцитов, лейкоцитов, кровяных пластинок. Особенно нужны эти знания при лечении болезней крови, в частности, такой распространенной и тяжелой патологии как лейкозы.
Цели занятия
Общая цель
В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов студент должен отличать на мазках костного мозга дифференцирующиеся клетки крови, относящиеся к различным рядам (дифферонам) кроветворения.
3.2 Конкретные цели: