Тема 4. Основные формально-логические законы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

Утверждена
Ученым советом
юридического факультета
29 января 2007 г., пр. № 1

Опубликовано на основании
решения кафедры философии
от 1 марта 2007 г., пр. № 6

ПРОГРАММА учебной дисциплины

ЛОГИКА

для студентов:

юридического факультета

(специальность — 030501.65 Юриспруденция)

факультета культуры

(специальность — 030601.65 Журналистика)

( специальность — 030301.65 Психология )

Санкт-Петербург 2007

Кафедра философии

Составители:

профессор кафедры философии СПбГУП,
доктор философских наук В. А. Светлов;

Профессор кафедры философии СПбГУП, доктор философских наук Н. И. Фатиев

Под общей редакцией:

Профессора кафедры философии СПбГУП, доктора философских наук Н. И. Фатиева

Рецензенты:

профессор кафедры логики Санкт-Петербургского государственного
университета, доктор философских наук Я. А. Слинин;

Профессор кафедры русского языка СПбГУП, доктор филологических наук Г. А. Мартинович

Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины “Логика” предназначена для студентов юридического факультета и факультета культуры, обучающихся по специальностям “Журналистика” и “Психология”.

Цель учебной дисциплины “Логика” — формирование общей логической культуры студента, состоящей в умении правильно мыслить, аргументировать, а также находить и исправлять логические ошибки в рассуждениях.

Основными задачами данной дисциплины являются:

· изучение форм абстрактного мышления – понятия, суждения, умозаключения, основных формально-логических законов, структуры и видов доказательств и логических методов научного мышления;

· получение целостного представления о предмете логики, связи мышления и языка, об основных направлениях в логике;

· приобретение навыков логического анализа рассуждения и выполнения логических процедур, доказательства, опровержения.

В результате изучения дисциплины “Логика” студент должен

знать:

· основные формы абстрактного мышления, законы логики, способы и приемы аргументации, основные направления в логике.

Уметь:

· применять основные понятия логики в процессе анализа конкретных текстов и рассуждений, находить логические ошибки в рассуждениях, квалифицировать их и исправлять, правильно производить логические процедуры (например, определение и деление понятий).

· анализировать рассуждения, вести полемику.

Программа реализуется в форме лекций, семинарских занятий, а также в форме самостоятельной работы студентов. Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в ходе проведения семинарских занятий. Изучение учебной дисциплины заканчивается экзаменом для студентов юридического факультета и зачетом для студентов факультета культуры (специальность “Журналистика” и «Психология»).

Тематический план*

Номер и наименование темы Всего часов Всего аудиторных часов В том числе
лекций семинаров Самостоятельная работа
1. Предмет логики и ее значение -
2. Понятие
3. Суждение
4. Основные формально-логические законы
5. Умозаключение
6. Доказательство. Логические методы научного мышления
Итого:

*Тематический план в данной программе представлен на примере специальности «Журналистика», т.к. для этой специальности предусмотрено максимальное количество аудиторных часов. Объем часов для студентов других специальностей несколько меньше, но изучаются те же темы при уменьшении соответствующей учебной нагрузки на них, т.е. сохраняется номенклатура разделов курса.

Тема 1. Предмет логики и ее значение

Предмет и значение логики, мышление и язык, логический анализ естественного языка, классическая логика высказываний и предикатов, силлогистика. Основные типы неклассических логик.

Тема 2. Понятие

Общая характеристика понятия. Понятие и слово. Понятие и представление. Способы образования понятий: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Объем понятия. Виды понятий (по объему). Общие и единичные понятия. Понятия с нулевым объемом (пустые). Понятия собирательные и разделительные, регистрирующие и нерегистрирующие.

Содержание понятия. Виды понятий (по содержанию). Понятия утвердительные и отрицательные, конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные.

Отношения между понятиями. Понятия сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые. Виды совместимости: равнозначность, подчинение, перекрещивание понятий. Виды несовместимости: противоречие, противоположность, соподчиненность понятий.

Операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Пределы обобщения и ограничения. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Операции с классами: объединение, пересечение, вычитание, образование дополнения к классу.

Операция деления понятия. Правила деления, возможные ошибки в делении. Виды деления. Деление понятия и членение целого на части.

Классификация. Естественные и искусственные классификации. Классификационные признаки.

Операция определения понятия. Определяющее (дефиниенс) определяемое (дифиниендум), ближайший род и видовое отличие. Правила определения и возможные ошибки. Виды определений: реальные и номинальные определения, генетические и операциональные определения. Неявные определения: остенсивные и конекстуальные. Приемы сходные с определением: описание, характеристика, сравнение.

Литература

Основная

1. Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1996. С. 32–106.

2. Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика. М., 1998. С. 180–277.

3. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 1999. С. 30–63.

4. Светлов В. А. Практическая логика. СПб., 1995. С. 23–65.

5. Светлов В. А. Практическая логика. СПб., 1997. С. 27–74.

6. Фатиев Н. И. Логика. СПб., 1994. С. 3–19. А также новые издания: 2002, 2006.

Дополнительная

1. Аристотель. Категории // Соч.: В 4 т. М., 1976. Т. 2.

2. Войшвилло Е. К. Понятие. М., 1967.

3. Ивин А. А. Практическая логика: Задачи и упражнения. М., 1996.

4. Кириллов В. И. Упражнения по логике. М., 1997.

5. Попа К. Теория определения. М., 1976.

Тема 3. Суждение

Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Логическое ударение.

Структура простого категорического суждения. Объединенная классификация простых категорических суждений по количеству и качеству. Выделяющие и исключающие суждения. Понятие истинности для простых суждений.

Логические отношения между простыми суждениями. Логический квадрат.

Распределенность терминов в простом категорическом суждении.

Сложные суждения и логические союзы. Таблицы истинности для логических союзов.

Соединительные суждения. Разделительные суждения. Условные суждение. Суждения эквивалентности.

Логический анализ сложных суждений.

Выражение сложного суждения с помощью формулы. Таблицы истинности для сложных суждений. Семантические таблицы и правила их построения. Равносильные формулы сложных суждений, выражение одних логических союзов через другие.

Модальность суждения. Деление суждений по модальности: алетические, деонтические, эпистемические, временные.

Анализ суждений содержащих модальности. Модальный шестиугольник. Особенности семантики модальных суждений. Деонтические модальности и суждения о нормах.

Литература

Основная

1. Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1996. С. 106–175.

2. Войшвилло Е. К. Дегтярев М. Г. Логика. М., 1998. С. 277–333.

3. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 1999. С. 63–108.

4. Светлов В. А. Практическая логика. СПб., 1995. С. 66–113.

5. Светлов В. А. Практическая логика. СПб., 1997. С. 75–127.

6. Фатиев Н. И. Логика. СПб., 1994. С. 19–62. А также новые издания: 2002, 2006.

Дополнительная

1. Аристотель. Об истолковании // Соч.: В 4 т. М., 1976. Т. 2.

2. Ивин А. А. Практическая логика. Задачи и упражнения. М., 1996.

3. Кириллов В. И. Упражнения по логике. М., 1997.

4. Фатиев Н. И. Возможные миры в философии и логике. Иркутск, 1983.

Тема 4. Основные формально-логические законы

Требования к мышлению, предъявляемые логикой.

Закон тождества. Последовательность человеческого мышления. Ошибки в рассуждениях, связанные с нарушением закона тождества.

Закон противоречия. Непротиворечивость и человеческое мышление. Ошибки в рассуждениях, связанные с нарушением закона противоречия.

Закон исключенного третьего. Определенность в человеческом мышлении. Характер нарушений и границы применения закона исключенного третьего. Закон достаточного основания. Обоснованность выводов в человеческом мышлении. Характер нарушений требований закона достаточного основания.

Литература

Основная

1. Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1996. С. 157–175.

2. Войшвилло Е. К. Дегтярев М. Г. Логика. М., 1998. С. 27–33.

3. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 1999. С. 12–18.

4. Светлов В. А. Практическая логика. СПб., 1995. С. 8–21.

5. Светлов В. А. Практическая логика. СПб., 1997. С. 12–24.

6. Фатиев Н. И. Логика. СПб., 1994. С. 62–72. А также новые издания: 2002, 2006.

Дополнительная

1. Ивин А. А. Практическая логика. Задачи и упражнения. М., 1996.

2. Кириллов В. И. Упражнения по логике. М., 1997.

Тема 5. Умозаключение (I вариант)

Общее представление об умозаключении, доказательстве и опровержении. Виды умозаключений: дедуктивные и недедуктивные умозаключения. Общее представление об отношении логического следования. Логическое следование заключения из истинных посылок как необходимое и достаточное условие дедуктивного умозаключения. Обоснование истинности посылок как главная проблема недедуктивных умозаключений. Типичные ситуации и примеры дедуктивного и недедуктивного умозаключения.

Дедуктивные умозаключения. Определение и структура дедуктивного умозаключения. Дедуктивные умозаключения с одной, двумя и более посылками. Дедукция как общая теория вывода необходимых следствий из известных (истинных) посылок.

Решение дедуктивных умозаключений с одной посылкой. Понятие (семантической) информации, сообщаемой простым (общеутвердительным, общеотрицательным, частноутвердительным и частноотрицательным) суждением. Дерево простого суждения. Означенное дерево и его виды — прямое, обратное и обратно–противоположное. Приведение посылок к нормальной форме. Правила маркировки и правила вывода общих и частных заключений.

Решение дедуктивных умозаключений с двумя посылками. Силлогистика Аристотеля как исторически первая теория дедуктивных умозаключений с двумя посылками. Понятие простого силлогизма. Функции среднего (исключаемого термина. Силлогистическое дерево и его виды. Правила маркировки и вывода общих и частных заключений.

Решение дедуктивных умозаключений с тремя и более посылками. Понятие сложного силлогизма. Дерево сложного силлогизма и его виды — прямое и обратно–противоположное. Правила маркировки и вывода общих и частных заключений.

Восстановление пропущенных посылок в дедуктивных умозаключениях. Правила построения деревьев и вывода пропущенных посылок.

Понятие дедуктивного доказательства и опровержения. Логическое следование заключения из посылок и истинность посылок как необходимые и вместе достаточные условия дедуктивного доказательства и опровержения. Структура дедуктивного доказательства и опровержения: понятие тезиса, аргументов и демонстрации. Требования к тезису, аргументам и демонстрации. Виды дедуктивного доказательства и дедуктивного опровержения. Типичные ситуации дедуктивного доказательства и опровержения.

Недедуктивные умозаключения. Определение недедуктивного умозаключения. Структура недедуктивного умозаключения и его основные виды — индукция и аналогия.

Представление о цикле научного познания. Понятие гипотезы, свидетельства и научной теории. Гипотетико-дедуктивный метод испытания гипотез как обобщение индукции и аналогии и генеральный метод развития научного знания. Основные требования к поиску и формулировке свидетельств, выдвижению и обоснованию гипотез. Условия превращения гипотезы в научную теорию. Использование гипотез при вычислении предсказаний. Условия повышения вероятности предсказаний.

Понятие недедуктивного доказательства и опровержения. Методы выявления причинной связи Дж. С. Милля, обратная дедукция С. Джевонса, метод испытания гипотез У. Уэвелла, “дедуктивный метод” Ш. Холмса, абдукция Ч. Пирса, обратная (индуктивная) вероятность Т. Байеса.

Понятие правдоподобия гипотез и научного прогресса. Почему необходимо стремиться опровергать высоковероятные гипотезы, а подтверждать маловероятные гипотезы (критическая оценка антииндуктивной методологии К. Поппера).

Литература

1. Светлов В. А. Практическая логика. 1-е изд. СПб., 1995. С. 114–258.

2. Светлов В. А. Практическая логика. 2-е изд. СПб., 1997. С. 128–299, 399–419.

3. Фатиев Н.И. Логика. 2006.

Тема 5. Умозаключение (II вариант)

Понятие о видах умозаключений. Дедуктивные умозаключения. Отношение логического следования. Непосредственные умозаключения. Умозаключения по логическому квадрату. Превращение. Обращение. Противопоставление предикату и противопоставление субъекту.

Простой категорический силлогизм.

Фигуры простого категорического силлогизма:

I фигура и ее правильные модусы.

II фигура и ее правильные модусы.

III фигура и ее правильные модусы.

IV фигура и ее правильные модусы.

Сведение правильных модусов II, III, IV фигур к I фигуре.

Сложные, сокращенные и сложносокращенные силлогизмы. Энтимема. Полисиллогизм. Эпихейрема. Выводы из сложных суждений. Условные умозаключения. Условно–категорический силлогизм. Разделительные умозаключения. Условно–разделительные умозаключения (Дилеммы). Простая и сложная конструктивные дилеммы. Простая и сложная деструктивная дилеммы. Индуктивные умозаключения. Общая характеристика.

Полная и неполная индукция. Популярная индукция. Научная индукция. Повышение вероятности дедуктивных выводов и методы обнаружения причинной связи: метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.

Статистические обобщения. Обоснованность статистических выводов: репрезентативность и проблемы характера и величины выборки.

Литература

Основная

1. Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1996. С. 175–259.

2. Войшвилло Е. К. Дегтярев М. Г. Логика. М., 1998. С. 333–422.

3. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 1999. С. 119–184.

4. Фатиев Н. И. Логика. СПб., 1994. С. 72–110. А также новые издания: 2002, 2006.

Дополнительная

1. Аристотель. Первая аналитика // Соч.: В 4 т. М., 1976. Т. 2.

2. Серебрянников О. Ф., Бродский И. И. Дедуктивные умозаключения. Л., 1969.

3. Ивин А. А. Практическая логика: Задачи и упражнения. М., 1996.

4. Кириллов В. И. Упражнения по логике. М., 1997.

Наши рекомендации