Тема 6. Формально-логические законы

1. Роль формально-логических законов в познавательной и комму­никативной деятельности человека.

2. Законы тождества как выражение определенности мышления.

3. Непротиворечивость и последовательность мышления. Закон исключенного третьего.

4. Доказательность логического мышления. Закон двойного отрицания: достоинства и ограничения.

Контрольные вопросы

1. Какие элементарные требования человеческого мышления обес­печивают формально-логические законы?

2. В чем опасность при нарушении требований закона тождества?

3. Какие противоречия можно назвать скрытыми, а какие явными?

4. Какова роль логического союза «либо ... либо» в законе исклю­ченного третьего?

5. Каковы основные функции закона достаточного основания в познании?

6. Какие обязательства с самого начала мышления накладывает на него закон Дунса Скотта?

7. Какие исторические перипетии пришлись на долю закона двой­ного отрицания и почему?

Темы для рефератов

1. Основные исторические этапы формирования формально-логи­ческих законов.

2. Взаимосвязь и взаимообусловленность формально-логических законов.

3. Типичные ошибки при нарушении основных формально-логических законов.

4. Логический закон и логическое следование, закон двойного от­рицания и закон контрапозиции.

Тема 7. Умозаключение

1. Умозаключение как форма мышления.

2. Основные типы умозаключений.

3. Дедуктивные умозаключения.

а) Непосредственное умозаключение и основные операции по его построению.

б) Понятие силлогизма. Общая характеристика, основные виды и правила.

в) Выводы из сложных суждений.

4.Индуктивное умозаключение. Полная и неполная индукция. Ос­новные индуктивные методы научного исследования.

5. Умозаключение по аналогии. Аналогия и моделирование.

Контрольные вопросы

1. Как связано умозаключение с другими формами мышления?

2. Почему умозаключение является высшей формой абстрактного мышления?

3. Какие существуют способы построения непосредственных умозаключений?

4. Каковы особенности индукции, дедукции и аналогии?

5. Сформулируйте аксиому категорического силлогизма.

6. Сколько можно выделить фигур простого категорического сил­логизма? Как они выглядят в схематической форме?

7. Что такое энтимема и в чем ее значение для развития культуры логического мышления?

8. Что такое дилемма и каковы ее основные виды?

9. Что означает «утверждающий» модус и «отрицающий» модус условно-категорического умозаключения?

10. Как отличить «научную» индукцию от «популярной»?

11. Как увеличить вероятность истинного заключения популярной индукции?

12. Каковы основные требования при построении научной индукции?

13. Можно ли определить дедуктивные умозаклю­чения через понятие индукции и наоборот?

14. Каким образом можно повысить степень достоверности выводов по аналогии?

Темы для рефератов

1. Историческое значение понятия категорического силлогизма.

2. Применение круговых схем в определении правильности умозак­лючения.

3. Индукция как вероятностное знание.

4. Роль аналогии в журналистской и психологической практике.

Тема 8. Доказательство и опровержение.

1. Структура и виды доказательства.

2. Аргументация как процесс доказательства.

3. Правила и типичные ошибки в доказательстве.

Контрольные вопросы

1. Какова логическая структура доказательства?

2. Как связаны тезис и основание доказательства?

3. Из каких основных формально-логических законов следуют все известные Вам правила доказательства?

4. Чем отличаются прямые и косвенных доказательства? В каких случаях они применяются?

5. Какими признаками должен обладать тезис, чтобы доказатель­ство было правильным?

6. Назовите типичные ошибки при нарушении правил логического доказательства.

7. Какие известны уловки, применяемые в споре и способы их преодоления?

Темы для рефератов

1. Роль факта в структуре доказательства.

2. Некорректная аргументация как неправильное доказательство.

3. Спор как применение аргументации.

4. Паралогизмы и софизмы.

Тема 9. Формы развития знания.

1. Проблема и проблемная ситуация.

2. Гипотеза как форма развития знания и как элемент доказательства.

3. Взаимосвязь проблемы, гипотезы и теории.

Контрольные вопросы

1. В чем проблематичность гипотезы?

2. Каковы специфические черты версии как разновидности гипотезы?

3. Каковы основные условия состоятельности гипотез?

4. В чем специфика выдвижения и обоснования версий?

5. Какие существуют способы доказательства гипотез?

Темы для рефератов

1. Роль гипотезы в научном познании.

2. Теория как признак научности.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Для студентов специальности «философия»

Раздел 1. Объект и предмет логики

Тема 1. Предмет логики как науки

1. Структура процесса познания: чувственный и рациональный уровни и их основные формы

2. Понятие рассуждения и соотношение истинности и правильности.

3. Историческое развитие логической теории. Соотношение традиционной, классической и неклассической логик.

Наши рекомендации