Уловки социально-психологического характера
В основном, уловки социально-психологического характера касаются не содержания обсуждаемых положений, а личностей тех, кто выдвигает эти положения или опровергает их. Подобных уловок также существует огромное множество.
«Приманка». Суть этой уловки заключается в том, что, желая склонить оппонента к принятию тезиса, подкупают его лестью, утверждая, например, что он, как человек проницательный, эрудированный, интеллектуально развитый, должен согласиться с тезисом. Честолюбивого человека ставят тем самым перед дилеммой: либо принять тезис, либо подорвать хорошее мнение о себе.
«Принижение». Стремясь оправдать неприятие тезиса, оппонент подчеркивает отрицательные черты того, кто выдвигает это положение, например, необразованность, неосведомленность в данной области или то, что он уже проявил себя как человек, когда-то неправильно решивший какой-то вопрос, и т.п. Цель такого рода усилий – породить сомнение в истинности тезиса.
«Самовосхваление». Уловка состоит в том, что в процессе спора один из его участников дает себе высокую оценку, показывая, что собеседник стоит ниже его по уровню компетентности в данном вопросе, уровню образования и т.п.
«Проницательность». Неприятие соперником тезиса стараются оправдать, усматривая какие-то особые мотивы, которые мешают ему сделать это. При этом рассуждают примерно так: «Всем здесь ясно, что Вы давно бы согласились со мной, но то-то и то-то (должность, честь мундира и т.д. и т.п.) не позволяет Вам сделать этого».
«К здравому смыслу». Это апелляция к обыденному сознанию в ситуациях, когда требуются специальные знания, выходящие за рамки бытовых. Уловка имеет эффект у людей, склонных переоценивать жизненный, практический опыт и доверяться здравому смыслу и интуиции.
«К выгоде». Смысл уловки состоит в том, что вместо логического обоснования истинности тезиса агитируют за рассмотрение его как истинного в силу его выгодности в моральном, политическим, экономическом или каком-либо другом отношении.
«К верности». Вместо доказательства тезиса склоняют к его принятию в силу верности традициям, убеждениям или даже личной преданности человеку, выдвигающему тезис. Когда речь идет о явлениях общественной жизни, нередко эта уловка выражается в апелляции к мнению народа, в претензии говорить «от имени народа».
«Досказывание». Уловка заключается в попытке сделать логические выводы из какой-либо имеющейся информации. При этом используются выражения типа: «Позвольте, я доскажу вашу мысль…», «Понятно, куда Вы клоните, что хотите доказать…» и т.п.
Такие выводы действительно можно делать, и иногда они сами напрашиваются. Уловка же состоит в таком домысливании (досказывании) утверждений собеседника, когда осуществляется неправомерное, выходящее за рамки известных фактов мысленное развитие реальной ситуации.
Очень часто «досказывание» встречается в модификации «а завтра…». Эта уловка может эффективно использоваться в аудиториях с недостаточной степенью организованности мышления. «Сегодня от нас требуют этого. Завтра потребуют другого! А послезавтра… До каких же пор мы будем терпеть это?!...»
«Ярлык». Однозначная, бездоказательная оценка утверждений собеседника, не содержащая никаких доводов, с целью отнести тезис к категории чего-то явно неприемлемого и таким образом дискредитировать его: «Ваш тезис эклектичен[20], утопичен, играет на руку…» и т.п.
«Выбор терминологии». Уловка связана с выбором слов таким образом, чтобы сформировать у слушателей либо отрицательное, либо положительное отношение к обсуждаемому тезису или доводам. Действительно, очевидна разница восприятия, которая возникает в зависимости от того, какие из слов выбирают для обозначения одного и того же явления: попы – духовенство, шпион – разведчик, аппаратчики – работники сферы управления и т.д.
«Демагогия». Явное преувеличение последствий принятия или непринятия тезиса, ложное, искаженное представление этих последствий, стремление сыграть на чувствах, даже вызвать низменные инстинкты и т.д.
«Философия». Широко известна способность многих людей говорить «мудреным языком». С помощью набора слов, лишенных ясного смысла, маскируется неясность высказываемой мысли или даже отсутствие ее вообще. В процессе спора к такой уловке может прибегать оппонент, желая отвергнуть тезис, не имея против него аргументов по существу. Таким способом добиваются даже впечатления большой мудрости и глубокомыслия.
«Трескотня». Ошарашивание очень быстрым темпом речи и множеством мыслей, быстро сменяющих одна другую.
«Вдалбливание». Уловка состоит в постепенном приучивании оппонента и слушателей к какой-либо мысли, в защиту которой доводы не приводятся, но после неоднократного повторения, возможно в разных вариантах, она преподносится как очевидная или даже доказанная.
«Многозначительная недосказанность». Человек, выдвигающий тезис, чувствует недостаток аргументов в пользу него и делает глубокомысленный и значительный вид, что он мог бы, конечно, сказать еще что-то в защиту тезиса, но не считает уже нужным делать это.
«Слабое звено». Из аргументов в защиту выдвинутого пропонентом тезиса выбирают наиболее уязвимый, опровергают его в резкой форме и преподносят дело таким образом, что остальные доводы даже внимания не заслуживают. Уловка имеет успех в том случае, если пропонент не возвращается к теме или лишен этой возможности.
«Мнимая невнимательность». Уловка состоит в том, что человек пропускает «мимо ушей», умышленно не замечая или забывая, те доводы противника, на которые он не может ответить по существу.
«Бремя доказательства». Выдвигая тезис, не приводят аргументов, из которых он следует, а предлагают оппоненту или даже требуют от него опровергнуть это положение («…а что, собственно, Вы имеете против?..»). Эта уловка ограничивает возможности для развернутой критики собственной позиции и перемещает центр спора. В случае если оппонент поддался этому и начинает критиковать выдвинутый тезис, приводя различные аргументы, стараются вести спор вокруг этих аргументов, выискивая в них недостатки, не представив для обсуждения свое доказательство, превращая себя в оппонента, а действительного оппонента – в пропонента. Эта уловка реализует один из принципов эристического[21] спора: «Возлагай бремя доказательства на противника. Так как разрушать рассуждения критикой легче, чем самому доказывать».
«Симуляция непонимания». Не зная, как возразить на те или иные доводы противника, человек старается представить дело так, что он не понимает отдельных слов или вообще того, что ему говорят, и посредством множества надуманных вопросов либо уходит от обсуждения, либо даже создает впечатление несостоятельности утверждений соперника.