Вопрос 32. Функции мотивации: теория потребностей Мак-Клеланда: недостатки, возможность использования на практике.
Вопрос 31. Процессуальные и содержательные теории мотивации. Функции мотивации: теория потребностей Маслоу: недостатки, возможность использования на практике.
Мотивация –процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации.
Содержательные теории мотивации связаны с идентификацией внутренних побуждений, нужд, которые заставляют человека действовать так, а не иначе, определяют структуру нужд и человека и определяют среди них те, что имеют приоритетные значения.
К ним относятся: теория иерархии потребностей Маслоу, теория потребностей Мак-Клеланда, теория двух факторов Ф.Герцберга.
Процессуальные теории мотивации объясняют, каким образом человек принимает решения, побуждающие к целенаправленным действиям.
К ним относятся:
· теория мотивации В.Врума. Мотивация здесь определяется 3 видами ожидания:
а)ожидание того что усилия дадут желаемый результат,
б) ожидание того, что результаты принесут ожидаемой вознаграждение,
в)ожидаемая ценность вознаграждения.
· теория равенства (справедливости) С.Адамс. По данной теории взаимодействие между работодателем и работником осуществляется в виде экономического обмена. Работник вносит свой вклад, опыт, образование. Это вход в систему взаимодействия. Выход осуществляет работодатель в виде оплаты труда, удовлетворённости трудом, безопасности труда. Каждый работник стремится к равновесию между входом и выходом, к равновесию между затратами труда и вознаграждением и оценивает степень справедливости.
· модель Портера-Лоулера. Данная модель показывает взаимодействие процессов мотивации, усилия, затраты, способности, результаты, вознаграждение и удовлетворение.
Функции мотивации:
· признание труда сотрудников, добившихся высоких результатов, в целях дальнейшего стимулирования их творческой активности
· улучшение морального состояния работников через соответствующую форму признания
· обеспечение процесса повышения трудовой активности сотрудников
Теория потребностей Маслоу.
Разделил все потребности людей на 5 групп:
1. физиологические (необходимы для выживания личности)
2. потребность в безопасности
3. потребность в принадлежности и любви
4. потребность в уважении
5. потребность в самовыражении
Удовлетворение вторичных потребностей осуществляется только после того, как удовлетворены первичные потребности. Такой принцип удовлетворения потребностей получил название принципа иерархии, или доминанты.
Недостатки:
1. Не дает ответа на вопрос, какова природа тех или иных потребностей.
2. Не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, и удовлетворение верхней группы потребностей не всегда приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию.
Возможность использования на практике:
1. руководитель должен наблюдать за сотрудниками и стараться определить их активные потребности
2. необходимо использовать систему мотивации в соответствии с изменениями в потребностях.
Вопрос 32. Функции мотивации: теория потребностей Мак-Клеланда: недостатки, возможность использования на практике.
Дэвид МакКлеланд считал, что существует три потребности высшего уровня. Они способны вызывать мотивацию работника. К ним он отнес:
1) потребность в успехе;
2) потребность в присоединении;
3) потребность во власти.
1. Потребность в достижении цели, или потребность в успехе, находится где-то между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Работник должен ставить для себя определенные цели, для реализации которых он прилагает определенные усилия. Для него является важным результат. Д. Мак-Клелланд замечает, что важным показателем успеха является наличие у человека денег. Чтобы мотивировать работника, имеющего потребность в успехе, надо поставить перед ним четкую задачу и регулярно поощрять в соответствии с результатами работы.
Если существует необходимость в мотивировании людей с потребностью успеха, то в первую очередь необходимо ставить перед ними задачу с умеренной степенью сложности.
2. Потребность в присоединении, или потребность в причастности, раскрывает потребность человека в работе с коллективом.
Потребность в присоединении по МакКлеланду имеет общие черты с социальной потребностью по А. Маслоу. Здесь человек ценит отношения, возникающие у него с другими людьми. К ним относят общение в коллективе, дружбу, поддержку и взаимопомощь. Работа, осуществляемая работником в коллективе, сплоченном определенными общими целями, является наиболее эффективной.
Для работника, испытывающего потребность в присоединении, главными факторами будут наличие дружеской обстановки в коллективе и возможность легкого общения.
3. Потребность власти выражается в желании руководить, воздействовать каким-либо способом на других людей. Такие люди чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные личности.
Люди с потребностью во власти далеко не всегда являются карьеристами.
Проводя анализ способов удовлетворения потребности власти, МакКлелланд заметил, что людей, имеющих потребность во власти, необходимо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей, так как именно в этой области человек сможет наиболее эффективно работать.
Необходимо давать возможность самим работникам самостоятельно принимать ответственные решения и ставить перед собой цели, которые будут актуальны для всего коллектива.