Компас в мире слов. 5 класс
Занятия по программе кружка «Компас в мире слов» имеют большое познавательное и воспитательное значение, является перовой ступенью в изучении отечественной лексикографии, знакомит учащихся с выдающимися составителями лингвистических словарей, разнообразием лингвистических словарей, готовит учащихся к более глубокому знакомству и изучению лингвистических словарей и выполнению школьного проекта. Углубленное изучение словарного состава русского языка формирует у детей представление о необыкновенном богатстве его лексики, желание обогатить свой словарный запас, развивает языковой эстетический вкус. Занятия способствуют развитию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.
Кружок также имеет большое практическое значение. Занимаясь лексикой, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение пользоваться справочной литературой. На занятиях обогащается словарный и фразеологический запас школьников.
Кружок способствует формированию у школьников интереса к работе исследователей языка и закладывает профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.
ЦЕЛИ:
- Знакомство учащихся с выдающимися учёными-русистами, составителями русских словарей.
- Расширение знаний учащихся по лексикологии, полученные в ходе освоения основной программы по русскому языку.
- Пополнение словарного запаса детей.
- Формирование умений пользоваться толковыми словарями различных типов.
- Создание основы для более глубокого изучения лексикологии.
- Развитие интереса к изучению русского языка, любви к родному слову, формирование эстетического вкуса.
Предполагаемый результат
К концу изучения курса кружка «Компас в мире слов» учащиеся должны получить и уметь использовать на практике следующие знания и умения:
1. Знать определения основных понятий лексикологии, уметь находить языковые явления в тексте.
2. Уметь пользоваться толковым словарём, словарями синонимов, антонимов и омонимов, уметь определять по указанным словарям основные сведения об определённом слове.
3. Уметь использовать полученные знания в практике речевого общения.
Данная программа рассчитана на детей 11-12 лет. Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема занятия
Кол.-во часов
Дата проведения
Компас в мире слов. Назначение словаря. Характер и содержание словника. Порядок расположения слов.
Ч.
Структура словарной статьи. Система помет. Правила пользования словарём.
Ч.
3, 4
Собирал человек слова. В.И.Даль. Жизнь и деятельность.
Ч.
5, 6
Д.Н.Ушаков. Орфографический словарь.
Ч.
7, 8
С.И.Ожегов. Значение Толкового словаря.
Ч.
Однозначные и многозначные слова. Многозначные слова – явление историческое.
Ч.
Использование многозначных слов в художественных произведениях. Практическое занятие.
Ч.
Школьный словарь синонимов. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов.
Ч.
12, 13
Идеографические синонимы. Контекстуальные синонимы.
Ч.
Использование синонимов в речи. Практическое занятие.
Ч.
Школьный словарь антонимов. Разнокорневые и однокоренные антонимы.
Ч.
16, 17
Многозначные слова и их антонимы. Синонимичные пары антонимов.
Ч.
Контекстуальные антонимы.
Ч.
19, 20
Стилистические приёмы, основанные на применении антонимов
Ч.
21, 22
Школьный словарь омонимов. Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны).
Ч.
23. 24
Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе.
Ч.
Интернациональная лексика в русском языке. Словарь заимствованных слов.
Ч.
26, 27
Исконно русские слова в русском языке. Словарь устаревших слов (архаизмы, историзмы).
Ч.
Использование устаревших слов в художественной литературе. Практическое занятие.
Ч.
Викторина.
Ч.
Словарь диалектных слов.
Ч.
31, 32
Практическое занятие. Составление словарных статей диалектных слов.
Ч.
33, 34
Итоговые занятия. Лингвокультуроведческий словарь к балладам В.А.Жуковского «Лесной рыцарь» и Гёте «Лесной рыцарь».
Ч.
Термины и понятия, изучаемые на занятиях:
Учёный-русист, словник, система помет, словарная статья, однозначные / многозначные слова, синонимы, синонимический ряд, идеографические синонимы, контекстуальные синонимы, антонимы, разнокорневые и однокоренные антонимы, контекстуальные антонимы, Омонимы, омоформы, омографы, омофоны, интернациональная лексика, заимствованные слова, архаизмы, историзмы, устаревшая лексика, диалектизмы (диалектные слова), лингвокультуроведческий словарь.
СТРАННЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ. ЭТИМОЛОГИЯ НЕ ТОЛЬКО СЕРЬЁЗНАЯ НАУКА. 6 КЛАСС
В разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Наука этимологияпомогает объяснить «одинаковость» слов, учитывая закономерности языка. Углубленное изучение происхождения названий, их истории формирует у учащихся возможность выражать разнообразие мыслей и чувств. Для того чтобы быстро и легко понимать друг друга, уметь правильно и логично рассуждать, нужно владеть необходимым уровнем развития компетентности в области происхождения слов и выражений русского языка, изменении в их значении.
На это рассчитан кружок «Страницы превращения. Этимология не только серьёзная наука».
К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
- Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стиль, язык художественной литературы.
2. Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста.
3. Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
4.Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.
Дидактическая цель: создание условий для формирования коммуникативной, языковой компетенций учащихся через усвоение понятия
происхождения слов, развитие умения понимать «необычные» слова, что
будет способствовать воспитанию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.
Кружок «Страницы превращения. Этимология не только серьёзная наука» имеет большое практическое значение. Занимаясь этимологией, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение грамотно писать, правильно употреблять слова в речи. Кроме того, учащиеся овладевают умением пользоваться словарями, энциклопедиями, справочной литературой, Интернет-ресурсами, на занятиях обогащается словарный запас учащихся.
Кружок способствует формированию у школьников интереса к работе исследователей языка и закладывает у них профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.
Предполагаемый результат:
1. Умение определять происхождение слова при помощи словаря.
2. Различение псевдоэтимологических слов.
3. Узнавание слов «народной этимологии».
Данная программа рассчитана на детей 12-13 лет. Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема занятия
Кол.-во часов
Дата проведения
Удивительная наука – этимология. Школьный этимологический словарь.
Ч.
2 - 4
Слова и вещи: почему вещи названы именно так? слова- «родственники»; всегда ли понятны слова-иностранцы».
Ч.
Русское обличие иностранных слов.
Ч.
Как возникли названия денежных единиц?
Ч.
Удивительная шахматная страна. Происхождение шахматных терминов.
Ч.
8 - 10
«Искалеченные» слова. Слова-ошибки.
Ч.
11-12
Мнимые иностранцы. «Не помнящий родства…»
Ч.
Словарь русских имён.
Ч.
Словарь русских фамилий.
Ч.
Географические названия.
Ч.
16-20
Составление словаря личных имён и фамилий. Краткосрочный проект.
Ч.
«Анатомическая» этимология: происхождение названия частей тела.
Ч.
22-23
Обрусевшие иностранцы. Работа с Интернет-ресурсами.
Ч.
Латинское наследие русского языка.
Ч.
Греческое наследие русского языка.
Ч.
Арабское наследие русского языка.
Ч.
Международные слова.
Ч.
28-30
«С миру по нитке…». (Несколько отдельно взятых терминов.)
Ч.
31-32
Об этимологии с шуткой.
Ч.
Странные превращения.
Ч.
Подведём итоги.
Ч.
Термины и понятия, изучаемые на занятиях:
Этимология, псевдоэтимология, этимологический словарь, ляп, фразеология,
лексикон, церковно-славянский язык, греческий язык, украинский,
белорусский и др. языки, народная этимология, «необычная» этимология,
филология, филолог, лингвистика, лингвист, омонимы, синонимы, антонимы,
кинология.
УДИВИТЕЛЬНОЕ – РЯДОМ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ.
КЛАСС
«Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск» (Т. А. Арсирий). Поэтому знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. В этом и заключается новизна программы кружка «Удивительное рядом. Практическая фразеология. 7 класс».
Программа состоит из двух частей: теории и практики, материал разделен по принципу доступности: от простейшего к сложному. Затронуты некоторые вопросы стилистического употребления фразеологизмов. Следует особо подчеркнутьактуальность этой программы: фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.
Цель:
- Совершенствование умения правильно пользоваться фразеологическими оборотами в устной и в письменной речи, развитие навыков работы со словарём и Интернет-ресурсами.
Задачи:
- пробудить интерес учащихся к фразеологии;
- научить учащихся отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;
- распознавать фразеологизмы в тексте;
- усваивать смысловые значения фразеологизмов;
- обогатить фразеологический запас учащихся;
- отмечать эмоционально – выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями.
В результате изучения программы учащиеся должны уметьпользоваться фразеологическим богатством русского языка; выяснять смысл и цель использования устойчивых оборотов речи в художественных произведениях, публицистике; применять в своей речи фразеологические обороты и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций.
Программа кружка «Удивительное - рядом. Практическая фразеология» рассчитана на учащихся 13 – 14 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы организации – кружок.
Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема занятия
Кол.-во часов
Дата проведения
Вводное занятие. Основные признаки фразеологизма.
Ч.
Словари и справочники по русской фразеологии.
Ч.
3 - 4
Группы фразеологизмов по значению. Многозначные фразеологизмы.
Ч.
Функции фразеологических оборотов в различных стилях речи.
Ч.
6 - 7
Варианты фразеологического оборота и фразеологизмы-синонимы.
Ч.
8 - 9
Многозначность, синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов.
Ч.
Стилистическая характеристика фразеологизмов. Творческая лаборатория.
Ч.
11 - 12
Фразеологизмы активного употребления и устаревшие фразеологические обороты.
Ч.
Фразеология с точки зрения ее формирования. Исконно русские фразеологизмы.
Ч.
Старославянские фразеологизмы.
Ч.
Иноязычные фразеологизмы.
Ч.
16 - 18
Создание словаря «Крылатые выражения и фразеологизмы мифов древней Греции и русского устного народного творчества»
Ч.
19 - 20
Зооморфизмы. Образы животных во фразеологических оборотах различных народов.
Ч.
Из истории образования некоторых зооморфизмов. Работа со словарём и Интернет-ресурсами.
Ч.
Грамматическое строение фразеологических оборотов. Основные группы фразеологизмов по грамматическому строению.
Ч.
Имя существительное в составе фразеологических оборотов. Практикум (работа со словарём, текстами художественной литературы).
Ч.
Имя прилагательное в составе фразеологических оборотов. Практикум (работа со словарём, текстами художественной литературы).
Ч.
Глагол и деепричастие в составе фразеологических оборотов. Практикум (работа со словарём, текстами художественной литературы).
Ч.
Особенности строения фразеологизмов как средство достижения их выразительности. Работа со словарём, редактирование текста.
Ч.
Стилистические пласты фразеологии современного языка
Ч.
28 - 29
Исследование текстов различных стилей. Составление словаря фразеологизмов предложенных текстов.
Ч.
Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе.
Ч.
31 - 32
Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике современного периода.
Ч.
33 - 34
Исследование современной фразеологии. Подведём итоги.
Ч.
Термины и понятия, изучаемые на занятиях:
фразеология, фразеологизм, многозначные фразеологизмы, фразеологические сращения, крылатые слова, зооморфизмы.
ЮНЫЙ ЛИНГВИСТ. 8 КЛАСС
Проблеме формирования лингвистической компетенции современная школа ещё не может уделить должного внимания в рамках школьной программы, поэтому возникла необходимость расширить изучение лингвистической науки во внеурочное время. Данный курс призван во внеурочное время создать условия для формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций. Кружок русского языка «Юный лингвист» способствует формированию навыков грамотного письма, совершенствованию устной и письменной речи, а также углублению знаний по русской стилистике, морфологии и орфографии.
Цель - повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их коммуникативных компетентностей.
Задачи курса:
- привить интереса учащихся к русскому языку;
- обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
- совершенствовать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
- продолжить работу по совершенствованию навыковсамостоятельно работать с книгами, словарями;
- развивать языковой кругозор, мышление, исследовательские умения;
- повышение общей языковой культуры;
- подготовить учащихся к успешной сдачи ОГЭ.
Основные принципы организации кружка:
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- передавать мысли правильно, точно и выразительно;
- самостоятельно работать с книгами, словарями, справочниками, подбирать материал;
- умение логически связывать сведения из разных разделов курса русского языка.
Программа кружка «Юный лингвист» рассчитана на учащихся 14 – 15 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы организации – кружок.
Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема занятия
Кол.-во часов
Дата проведения
С чего начинается слово? Способы образования слов в современном русском языке. Школьный словарь словообразования.
Ч.
Что сближает филологию и математику. Сложение в чистом виде и с помощью интерфиксов.
Ч.
3 - 4
Аффиксы в союзе со сложением. От чего зависит выбор аффиксов?
Ч.
Аббревиация. Сложение при сверхсокращении.
Ч.
От чего зависит выбор словообразования?
Ч.
7 - 8
«Цепная реакция» аффиксов.
Ч.
Омонимические ловушки.
Ч.
10 - 11
От чего зависит значение новообразований?
Стилистические, оценочные и выразительные свойства.
Ч.
Случайно ли ударение на новообразовании? Работа со словообразовательным словарём и словарём ударений.
Ч.
13 - 14
Загадки занимательных историй.
Ч.
15 - 16
Откуда пришёл суффикс –ИН-?
Ч.
Есть ли у животных отчества?
Ч.
18 - 19
Капризы рода. Интерес вокруг женских наименований.
Ч.
Как правильно: половина первого или полпервого?
Ч.
Ещё раз об омонимах, омографах, омофонах.
Ч.
Приложение - особый вид определения.
Ч.
23 - 24
Определение частей речи. Слова состояния и наречия, их морфемный состав. Решение текстовых задач. Работа со словообразовательным и морфемным словарями.
Ч.
25 - 26
Наречия, краткие прилагательные и краткие причастия, наречия и прилагательные в сравнительной степени. Их морфемный состав.
Ч.
27 - 28
Наречия с приставками и их отличие от сочетаний существительных, прилагательных и местоимений с предлогами. Их морфемный состав.
Ч.
29 -30
Отличие наречий от омонимичных частей речи. Работа со словообразовательным и морфемным словарями.
Ч.
Словообразование и этимология.
Ч.
32 - 33
Словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда. Работа со словарями.
Подведём итоги.
Ч.
Термины и понятия, изучаемые на занятиях:
словообразование, интерфиксы, аффиксы, аббревиация, сращение, сверхсращение, словообразовательное гнездо.