Работа по учебнику Упр. 142 (с. 79).
— Прочитайте текст.
— Что можно сказать о выделенных словах? (Имеют одно лексическое значение.)
— Что меняется в словах? (Окончание.)
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Прочитайте формы слова осина и назовите окончания слов. Упр. 143 (с. 79).
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
— Спишите пословицы.
— Прочитайте формы слова роса и назовите окончания слов.
— Прочитайте пословицу, которая вам больше всего понравилась.
Упр. 144 (с. 80).
— Прочитайте. Это словосочетания? Почему?
— Составьте словосочетания, изменяя форму слова лиса, и запишите их. Выделите окончания.
(Проверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику Упр. 145 (с. 80).
— Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы получились предложения?
— Выполните задания. (Взаимопроверка.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что такое окончание?
— Для чего служит окончание?
— Прочитайте правило ещё раз, закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
Упр. 147 (с. 81).
— Прочитайте.
— Найдите пары выделенных слов, сравните. (Одно слово стоит в единственном числе, другое — во множественном.)
— Являются ли выделенные пары слов однокоренными словами? (Нет.)
— Почему? (Это формы одного слова.)
— Выполните задание.
— Прочитайте пары слов, назовите окончания.
— Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что нужно сделать, чтобы найти окончание?
— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники, расскажите правило соседу по парте.
VIII. Рефлексия
— Найдите лишнее слово в каждой строке.
1) Берёза, берёзовая, берёзу, берёзой.
2) Берёзка, берёзовая, берёза, берёзу, берёзонька.
— Для чего служит окончание?
• — Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Что такое окончание?
Домашнее задание
Упр. 146 (с. 81).
Урок 4 0. Окончание слова
Цель: углубить представления об особенностях окончания как части слова; развивать умение находить окончания в словах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте стихотворение. Назовите пропущенные окончания.
— Что такое окончание?
— Для чего служит окончание?
III. Актуализация знаний
Словарный диктант
Огород, ужин, горох, обед, столица, картофель, компьютер, петрушка, огурец, помидор, овощи, чёрный.
IV. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
С ветки на ветку, Быстрый, как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. (Белка.)
— Измените форму слова белка. Выделите окончания в словах.
— Сформулируйте тему урока
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 148 (с. 82).
(Работа по заданиям упражнения. Проверка.)
— Прочитайте вторую пословицу, назовите окончания.
— Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова.) Упр. 149 (с. 82).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
Работа со словами из словаря
— Объясните лексическое значение слов ужин и обед.
— Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили?
— Прочитайте на с. 82, как называется такое окончание? (Нулевое.)
— Найдите слова ужин и обед в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите.
— Запомните написание этих слов. Материал для учителя
Ужин
Мы привыкли (и правильно привыкли), что ужин у нас — вечерняя еда. А вот появилось это слово как обозначение еды полуденной. Древнерусское угъ значило юг. Солнце стоит на юге в полдень, и трапеза, приуроченная к середине дня, получила наименование южной — ужин.
С течением веков, однако, на неё перешло слово обед, раньше означавшее (опять парадокс!) время между трапезами, а слово ужин стало обозначать «вечерний стол».
Как мы уже говорили, язык неохотно выбрасывает слова, даже уступившие место другим; нередко он просто находит им новое употребление.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебникуУпр. 150 (с. 82).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте слова с нулевым окончанием. Объясните написание слов с орфограммами.
— Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания. Объясните написание слов с орфограммами.
— Что можно сказать об орфограммах в этих словах? (Это непроверяемые орфограммы.)
Упр. 151 (с. 83).
— Прочитайте. Составьте из данных слов предложения.
— Как можно озаглавить этот текст?
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Прочитайте текст.
— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных».
— Что нового вы узнали о словах в русском языке?
— Составьте предложение с любым из данных слов.
— Какие части речи не имеют окончаний?
VIII. Рефлексия
— Спишите, вставьте пропущенные окончания. Врем., не деньг.., потеряешь - не найдёшь.
— Объясните смысл пословицы.
— Что такое окончание?
— Для чего служит окончание?
— Какое окончание называется нулевым? Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание
Упр. 152 (с. 83).
Урок 41. Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
Цели: познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте первую группу слов.
— Прочитайте вторую группу слов.
— По какому признаку вы разделили слова? (Формы одного и того же слова и однокоренные слова.)
III. Актуализация знаний
Индивидуальная работа
— Прочитайте предложения. Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень.
Скоро откроется футбольный сезон. На матч приедут юные футболисты. Футбол — это игра смелых.
— Запишите однокоренные слова группами, выделите в них корень.
Бег, бегать, беговая; кормушка, кормовой, кормить; озеленить, зелёный, зелень; загадочный, загадывать, загадка.
(Проверка. Три ученика записывают слова на доске.)
Фронтальная работа
— Составьте слова, состоящие из корня и окончания. (Проверка.)
— Из каких частей состоят слова? Какая часть слова самая главная?
— А как образуются однокоренные слова?
IV. Самоопределение к деятельности
— Спишите. Выделите в словах корень. Полёт, перелёт, вылет, отлёт.
— Назовите окончание в словах. (Нулевое окончание.)
— Что можно сказать об этих словах? (Это однокоренные слова.)
— Объясните лексическое значение каждого слова.
— Чем отличаются слова?
— Как вы думаете, для чего служит эта часть слова?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока