В традиционной формальной логике

Практическое занятие 2

Понятие как форма мысли

1) Понятие и представление. Соотношение имени, представления, понятия. Основные логические приёмы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Отличительные, существенные и несущественные признаки понятий.

2)Содержание и объём понятия. Абстрактные и конкретные, положительные и отрицательные, относительные и безотносительные, собирательные и несобирательные (разделительные) понятия. Класс, подкласс, элемент класса. Общие, единичные, нулевые (пустые) понятия. Универсум. Круговые схемы Эйлера. Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятий. Ограничение и обобщение понятий.

3)Виды отношений между понятиями. Сравнимость и несравнимость понятий. Виды совместимости и несовместимости (внеположнности) сравнимых понятий.

Упражнения к вопросу I

1.1.Являются ли одним и тем же понятием перечисленные ниже имена?

– Азбука, совокупность букв или других знаков в системе письма, алфавит.

– Высочайшая вершина Земли, Джомолунгма, гора Эверест.

– Военные действия, бой, атака.

– Государство, общество, общественно-экономическая формация.

– Крокодил, аллигатор, земноводное, рептилия.

– Миллионный город на Неве, Санкт-Петербург, столица Российской империи.

– Орган зрения, око, глаз.

– Палец, перст.

– Человеколюбие, искренность, благородство, доброта, гуманность.

1.2.Назовите существенные и несущественные признаки понятий.

Астрономия. Государство. Имя. Категория. Лекция. Озеро. Ромб. Синтаксис. Учёный. Связи с общественностью. Человек.

1.3. Выберите из групп понятий синонимы.

Гиппопотам – бегемот. Дефект – недостаток. Значение – денотат. Самая крупная птица – страус. Страх – боязнь. Студент – учащийся. Умозаключение – силлогизм. Учитель родоначальника логики – Аристокл из Афин (427-347 гг. до н.э.) Эволюция – развитие.

Упражнения к вопросу II

2.1. Выделите из группы понятий:

– абстрактные;

– конкретные;

– положительные;

– отрицательные;

– относительные;

– безотносительные;

– собирательные;

– разделительные (несобирательные).

Антипатия. Безнадёжность. Больше. Книга. Коридор. Ненависть. Отец. Подобие. Привлекательность. Скорость. Созвездие Южного Креста. Суффикс.

2.2.Определите объём, подклассы объёма и элементы объёма в следующих понятиях.

Абстрактное понятие. 25 мая 585 г. до н.э. Закон логики. Идеализм. Пресный водоём. Факультет МГУ. Философия. Химический элемент гелий. Число.

2.3.Определите, какие из перечисленных понятий общие, единичные, нулевые.

Афина. Воздушная масса. Денотат. Земля. Ковёр-самолёт. Королева Англии. Млекопитающая птица. Паллада. Планета. Предложение. Самая длинная река России. Синтез. Четырёхугольный шар.

2.4.Придумайте по два примера понятий, являющихся одновременно:

– абстрактными и единичными;

– конкретными и общими;

– абстрактными и общими;

– конкретными и нулевыми;

– абстрактными и пустыми;

– конкретными и единичными.

2.5. Дайте общую логическую характеристику (по объёму и содержанию) следующих понятий.

Армия. Бесстыдство. Демон Сократа. Естественный спутник Марса. Командир полка. Меньше. Незаменимый помощник. Пустота. Разум обезьяны. Соцветие. Умножение.

2.6.Обобщите и ограничьте понятия.

Вид. Герой нашего времени. Животное. Интуиция. Искусство. Лето предыдущего года. Печатное издание. Прямая линия. Университет. Человек, знающий законы логики.

2.7.Определите, правильно ли подобраны обобщения (ограничения) понятий в следующих цепочках, изобразив отношения между понятиями кругами Эйлера.

– Белка – мелкий пушной зверёк – пушной зверь – зверь.

– Личность – человек – народ – человечество.

– Малина – ягода – растительная пища.

– Мелкий домашний скот – овцы – источник шерсти.

– Осинник – группа осин – осина – поваленная осина.

– Приток реки – река – пресный водоём – водоём.

– Секунда – минута – час – сутки – единица времени.

– Семинар – семинар по логике – вопросы семинара по логике.

Упражнения к вопросу III

3.1. Изобразите отношения между понятиями круговыми схемами. Выявите среди данных понятий несравнимые, совместимые, несовместимые.

– Адвокат, бессребреник, прокурор.

– Брат, внук, дедушка, сын.

– Женщина, мужчина, умный человек, философствующий субъект.

– Здание, конура, небоскрёб, фундамент, часть здания.

– Конституция, основной закон.

– Материалист, милетский философ, натурфилософ, Сократ, Фалес.

– Остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, треугольник.

– Причина неуспеваемости учащегося, пропуск учебных занятий, чья-то болезнь.

– Ярость, исписанный листок.

3.2.Подберите понятия, отношения между которыми соответствуют круговым схемам:

в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru

1) 2) 3)

в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru d h i

в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru a b e f

c g k j

в традиционной формальной логике - student2.ru

в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru 4) 5) 6)

l m n o p q r s t u

в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru 7) w 8) z 9)

в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru v x y a b c

d

Литература:

1. Войшвилло Е.К. Понятие. М., 1967. Гл. II.

2. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1997. Гл. II. § 14.

3. Горский Д.П. Вопросы абстракции и образования понятий. М., 1961.

4. Зегет В.Н. Элементарная логика. М., 1985. § 3.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. М., 1998. Гл. II.

6. Логика: Учебник для юридических вузов. СПб., 2001. Гл. II. § 58.

7. Мартишина Н.И., Махова Н.П. Логика: Учеб. пособие. Омск, 1998. С. 6-10.

8. Сборник упражнений по логике. Минск, 1981. Гл. II. § 1, 2.

Практическое занятие 3

Операции с понятиями

1) Операции с классами (объёмами) понятий. Объединение (сложение), пересечение (умножение), вычитание, дополнение. Алгебра понятий.

2) Деление понятий. Виды деления (по видообразующему признаку, дихотомическое). Правила и ошибки в ходе деления понятия. Классификация. Виды классификации (естественная и искусственная (вспомогательная).

3) Определение понятия. Термин, понятие, образ. Определение понятия и локализация образа (представления). Виды определений. Правила явного определения, возможные ошибки в процессе определения. Значение определений в научном познании.

Упражнения к вопросу I

1.1. Осуществите операции a) объединения классов, b) пересечения классов, c) вычитания классов, d) дополнения:

– Белый предмет, чёрный предмет, облако, цвет;

– Звезда первой величины, звезда, Солнце;

– Историк, декан, доктор наук;

– Однокурсники, товарищи, успевающие студенты;

– Электрон, протон, позитрон.

1.1. Опишите формулой выделенные понятия.

в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru в традиционной формальной логике - student2.ru

Упражнения к вопросу II

2.1. Выберите основание и произведите деление следующих понятий.

Автомобиль. Море. Периодическое издание. Раздел философии. Часы.

2.2. Какие правила нарушены в предлагаемых ниже вариантах деления?

«В книге “Великие люди” В.Оствальд разделил всех выдающихся учёных по двум полюсам. Каждый учёный оказался либо в большей или в меньшей мере “классиком”, либо в той или иной степени “романтиком”. Д.Краузе, написавший книгу о типах учёных, разделил их на четыре класса: “исследователь–одиночка”, “учитель”, ”изобретатель”, “организатор”. У исследователей науки Д.Гоу и Р.Вудворта насчитывалось уже восемь классов: фанатик, пионер, диагност, эрудит, техник, эстет, методолог, независимый».

2.3. Укажите вид и имеющиеся ошибки следующих делений и классификаций:

– В трактате «Государь» Николо Макиавелли утверждает: «…Умы бывают трёх родов: один всё постигает сам; другой может понять то, что постиг первый, третий сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум выдающийся, второй значительный, третий негодный».

– Живые существа делятся на неклеточные (вирусы) и клеточные. Последние делятся на состоящие из клеток, не имеющих ядра (прокариоты), и состоящие из клеток, имеющих ядро (эукариоты). Среди прокариотов различают бактерии и сине-зелёные водоросли, а среди эукариотов растения и животных.

– Зубы у человека бывают передние, задние, верхние, нижние, резцы, клыки, молочные и зубы мудрости, а также протезированные зубы.

– Преступления делятся на раскрытые, нераскрытые и непреднамеренные.

– Транспорт бывает автомобильный, воздушный, гужевой, железнодорожный, морской, подземный, речной.

– Треугольники делятся на остроугольные и тупоугольные.

– Химические элементы делятся на металлы, неметаллы и сплавы.

Упражнения к вопросу III

3.1. Определите следующие понятия.

Абстрагирование. Брат. Год. Закон. Истина. Карнавал. Металл. Озеро. Столица. Характеристика. Эксперимент.

3.2. Укажите ошибки, допущенные в следующих определениях:

– Бочка – это сосуд для хранения жидкостей.

– Бразилия – страна неожиданностей.

– Буква – письменный знак, которым обозначается отдельный звук.

– Винтовая лестница – это лестница в форме винта.

– «Глагол – самая огнепышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь».

– Комар – мелкое двукрылое насекомое с тонким тельцем, больно кусающееся. Летучие мыши рукокрылые небольшого размера.

– Ночное время – это время с 22 до 6 часов по местному времени.

– Прекрасное есть закон в его ограниченном временем, пространством и конкретной исторической формой проявлении.

– Преступник – это лицо, совершившее преступление.

– Противозаконное действие – это действие, запрещённое законом.

– Сорняк – некультурное растение.

– Теология – систематическое изложение христианского вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.

– Футуризмом называют одно из декадентских художественных течений XX века.

– «Человек – двуногое животное, не имеющее перьев.

– «Что такое возможность? – Потенциальная действительность. Что такое действительность? – Реализованная возможность».

3.3. Укажите вид определения или название приёма, сходного с определением:

– «Даже там, где Шер-Хан стоял сейчас, он не мог пошевельнуть ни плечом, ни лапой. Ему было тесно, как человеку, который вздумал бы драться в бочке».

– Мошенничество – это завладение личным имуществом граждан или приобретение права на имущество путём обмана или злоупотребления доверием.

– «Мышцы – всего лишь пугливые звери, у каждой из них свой характер и настроение».

– «Не давайте денег в долг. Деньги похожи на мёд, они привлекают ос».

– Нефть – это тёмного цвета, горючая, маслянистая, имеющая специфический запах и встречающаяся в недрах земли жидкость.

– Окружностью называется замкнутая кривая, образованная движением точки, не меняющей расстояния от другой неподвижной точки.

– Утверждение, что всякое тело имеет какой-то удельный вес, означает, что всякое тело испытывает определённую силу притяжения к Земле, приходящуюся на каждый кубический сантиметр его объёма.

– «Утренняя роса блестела на шкуре Багиры, как лунные камни».

– Фасовать – раскладывать на части определённого веса или объёма.

– Щёлочь – это жидкость, при погружении в которую лакмусовая бумажка окрашивается в синий цвет.

– «Это были люди вроде меня – без якоря, старающиеся убить время».

– «Я не убеждена, что знаю точно, что такое любовь. Но если это постоянная тревога за кого-то, чувство одиночества в отсутствие этого человека, желание быть всё время рядом, помогать ему, чем можешь, ощущение грусти оттого, что так мало знаешь о нём, тогда я люблю».

Литература:

1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1997. Гл. II. § 58.

2. Горский Д.П. Определение (логико-методологические проблемы). М., 1974.

3. Зегет В.Н. Элементарная логика. М., 1985. § 4.

4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. М., 1998. Гл. III.

5. Логика: Учебник для юридических вузов. СПб., 2001. Гл. II. § 9, 10.

6. Мартишина Н.И., Махова Н.П. Логика: Учеб. пособие. Омск, 1998. С.10-15.

7. Попа К.. Теория определения. М., 1976. Гл. III; IV, С. 149-154; V.

8. Сборник упражнений по логике. Минск, 1981. Гл. II. § 1, 2.

Наши рекомендации