Тема 1. Предмет и значение логики. 1. Для овладения знаниями.
1. Для овладения знаниями.
· Работа с учебником: «Предмет и значение логики // Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.4-9.
2. Для формирования навыков.
· Выполнение упражнений 1-4 // Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.9-10.
Тема 2. Понятие
1. Для овладения знаниями.
· Работа с учебником: Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.11. Тема «Понятие и предмет», «Логические приемы образования понятий».
2. Для закрепления знаний.
· Подготовка основных терминов к понятийному диктанту[*]: понятие, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, содержание понятия, объем понятия, обобщение и ограничение понятия, определение, деление.
3. Для формирования навыков.
· Подготовка к практическому занятию по теме «Понятие».
Практическое занятие №1
Тема: «Понятие»
I. Теоретическая часть.
1. Виды понятий:
-по объему (общие, единичные, нулевые);
-по содержанию (конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, соотносительные и безотносительные, собирательные и несобирательные ).
2. Отношения между объемами понятий:
-совместимые (равнозначность, пересечение, подчинение);
-несовместимые (соподчинение, противоположность, противоречие).
3. Обобщение и ограничение понятий.
4. Определение, его виды и правила.
5. Деление, его виды и правила.
II. Практическая часть.
Выполнить упражнения из учебного пособия Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.12 – 27.
Методические рекомендации
Подготовка к практическому занятию предполагает закрепление теоретического материала (заучивание определений) и выполнение практических заданий, формирующих определенные навыки логического мышления.
Практическое занятие предполагает освоение материала посредством работы в малых группах (4-5 человек). Группы формируются в случайном порядке. Каждой группе выдается набор заданий, в который входят как задачи из упражнений для подготовки к практическому занятию, так и новый материал. Таким образом проверяется выполнение домашнего задания и усвоение материала темы.
Работа каждой группы оценивается по следующим параметрам: знание теоретического материала, правильность и скорость выполнения практических заданий, активность всех членов группы. В конце занятия подводятся итоги и выставляются баллы.
Литература
1. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010.
2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.
3. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
4. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.
5. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.
6. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.
Тема3. Суждение
1. Для закрепления знаний.
· Подготовка основных терминов к понятийному диктанту: суждение, субъект суждения, предикат суждения, реляционное суждение, категорическое суждение, конъюнктивное суждение, разделительное суждение, условное суждение
2. Для формирования навыков.
· Подготовка к практическому занятию №2 по теме «Суждение», №3 по теме «Логика вопросов и ответов».
Практическое занятие №2
Тема «Суждение»
I. Теоретическая часть.
1. Суждение и предложение.
2. Простые суждения: структура, виды. Количественная и качественная характеристика атрибутивных суждений: общеутвердительные суждения, общеотрицательные суждения, частноутвердительные суждения, частноотрицательные суждения, распределенность терминов суждения.
3. Сложные суждения: конъюнкция, дизъюнкция, импликация, тождество.
II. Практическая часть.
Выполнить упражнения из учебного пособия Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.28 – 43.
Методические рекомендации
Работа начинается с проверочной по теме «Понятие», на выполнение заданий отводится не более 10 мин.
На практическом занятии закрепляются знания о суждении как о форме мышления. Кроме того, предполагается решение логических задач и головоломок, расширяющих представление о суждении и его свойствах.
Логические задачи[†] разделены на несколько типов с учетом сложности:
- задачи первого типа содержат истинные и ложные суждения, для их решения необходимо сопоставить суждения по истинности и ложности и определить, какие высказывания верны, а какие нет;
- задачи второго типа содержат только истинные утверждения, которые содержат необходимые сведения и помогают найти решение.
- задачи третьего типа наряду с истинными суждениями содержат одно ложное высказывание. Чтобы найти правильное решение, необходимо определить ложное суждение и исключить его;
- задачи четвертого типа содержат только одно истинное суждение, нахождение которого является решением задачи.
Практическое занятие предполагает освоение материала посредством работы в малых группах (4-5 человек), которые формируются в случайном порядке. Работа каждой группы оценивается по следующим параметрам: знание теоретического материала, правильность и скорость выполнения практических заданий, активность всех членов группы. В конце занятия подводятся итоги и выставляются баллы.
Литература
1. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010.
2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.
3. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
4. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.
5. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.
6. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.
Практическое занятие №3
Тема «Логика вопросов и ответов»
I. Теоретическая часть.
1. Типология вопросов
2. Типология ответов
Методические рекомендации
В основе вопросов заложена логическая форма суждения. В языке вопрос выражается вопросительным предложением, а ответ – повествовательным. Вопросно-ответная ситуация восполняет неполную информацию. Приступая к изучению логики вопросов и ответов, надо обратить внимание на то, что вопрос – это не отдельная форма мышления, а выраженная в форме вопросительного предложения неполнота знания. Восполнением этой неполноты будет ответ, выраженный новым суждением. Новизна суждения (ответа) означает, что в предыдущем знании явно данное суждение не присутствует.
В современной логике сформировалась классификация вопросов по разным основаниям. Прежде всего, необходимо различать вопросы риторические, не требующие ответа, и вопросы, которые позволяют осуществлять целенаправленный поиск необходимого ответа. Соответственно классификации вопросов в логике разработана и классификация ответов.
Рассмотрите типологию вопросов: корректные – некорректные, открытые, закрытые, уточняющие и др.
Практическое занятие предполагает освоение материала посредством работы в парах: выбирается тема, которая раскрывается с помощью вопросов и ответов. Тема должна быть связана с будущей специальностью студентов, т.е. в русле социальной работы. Следовательно, на занятие по логике необходимо принести учебник по специальности.
Работа каждой группы оценивается по следующим параметрам: знание теоретического материала, правильность и скорость выполнения практических заданий, активность всех членов группы. В конце занятия подводятся итоги и выставляются баллы.
Литература
1. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2002. Гл.5
2. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2005.
3. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.
Тема 4. Законы логики
- Для закрепления и систематизации знаний.
· Работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом.
· Подготовка основных терминов к понятийному диктанту: закон тождества, закон непротиворечивости, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
- Для формирования навыков.
· Выполнить упражнения из учебного пособия Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.28 – 43.
Литература
1. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010.
2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.
3. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
4. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.
5. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.
6. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.