Работа по учебнику Упр. 267(с. 142).
— Прочитайте стихотворение. Назовите его тему.
— Назовите главную мысль.
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)
— Расскажите, чем вы занимаетесь летом.
III. Физкультминутка
IV. Продолжение работы по теме урока 1. Составление плана сочинения
— Сколько частей должно быть в сочинении? Назовите их. (Три: вступление, основная часть, заключение.)
Примерный план
1. Скоро лето.
2. Мои летние увлечения.
3. Мои впечатления.
Работа над сочинением
(Учащиеся пишут сочинение по плану. Самопроверка.)
V. Рефлексия
— Прочитайте свои сочинения.
— Оцените свою работу на уроке.
VI. Подведение итогов урока
— Чьё сочинение вам больше всего понравилось?
Урок 170. КВН «Знатоки русского языка»
Цели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
Орешек знаний твёрд, но всё же Мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет Наш КВН, девиз которого: «Хочу всё знать!»
Сегодня наш КВН посвящён русскому языку. (Играют три команды (по рядам). Каждое задание оценивается по трёхбалльной системе: 1 балл — зелёный шар, 2 балла — жёлтый шар, 3 балла — красный шар.)
II. Работа по теме урока
Представление команд
(Каждая команда представляет своё название в виде загадок. Другие команды отгадывают.)
1. Являюсь я важнейшей частью речи... Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Имя существительное.)
2. Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (Имя прилагательное.)
3. Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт. (Глагол.)
Разминка
— Наша устная речь состоит из...
— Какие части речи вы знаете?
— Из каких частей состоит слово?
— Что вы знаете о предложении?
— Назовите виды текстов.
— Какие правила учат писать корень слова?
Орфографический диктант
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Обозначьте орфограммы.
Ты откуда,ты откуда Прилетел к нам, красногрудый? — Облетел я всю Сибирь. Как зовут меня? (Снегирь.)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих,
Что за кони у меня? (Коньки.)
Под гору — коняшки, В гору — деревяшки. По обеим сторонам, Маленькие горы. (Лыжи.)
Стучит, бренчит, вертится, Никого не боится. Считает весь свой век, А всё не человек? (Часы.)
Горит столб, а дыму нет. (Свеча.)
Стоит над водой, трясёт бородой. (Камыш.)
Махнула птица крылом,
Накрыла весь свет одним пером. (Ночь.)
Что выше леса, краше света
И без огня горит? (Солнце.)
В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит. (Муравьи.)
Шарады
— Какие части слова вы знаете? Сейчас мы это проверим.
1) Корень в слове снежинка, приставка в слове подъехали, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики. (Подснежники.)
2) Приставка в слове посмотрел, корень в слове дороженька, суффикс в слове лыжник. (Подорожник.)
3) Корень в слове въезд, суффикс в слове книжка, приставка в слове побежали, окончание в слове доска. (Поездка.)
Слова из словаря
(Каждая команда за три минуты вспоминает и записывает слова из словаря на темы «Школа», «Овощи и фрукты», «Животные».)
III. Подведение итогов урока
(Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество красных шаров. В конце урока происходит награждение.)
Список литературы
1. Бетенькова Н.М., Фомин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1995.
2. Вахрушева Т.В., Попова Е.В. Сборник упражнений по русскому языку: Учебное пособие для начальной школы. М.: ACT- Пресс, 1998.
3. Волина В.В. Русский язык: Учимся играя. Екатеринбург: ТОО «Издательство АРГО», 1996.
4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000.
5. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.
6. Матвеева А.Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе / Под ред. И.А. Петровой, JI.A. Вохмяниной. М.: Новая школа, 1994.
7. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: Пособие для учителя / Авт.-сост. Л.И. Тику- нова, Т.В. Игнатьева. М.: Дрофа, 1999.
8. Нефёдова Е.А., Узорова О. В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. М.: Аквариум, 2006.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999.
10. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1—4 классов. М: Фёдоров, 2003.
11. Сборник рабочих программ. 1—4 классы «Школа России». М.: Просвещение, 2011.
12. Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку. 1—4 классы. М: Грамотей, 2002.
Содержание
От автора................................................................................................................... 3
Тематическое планирование (170 ч, 5 ч в неделю)........................................ 4
Тематическое планирование (136 ч, 4 ч в неделю)........................................ 9
Язык и речь
Урок 1. Наша речь. Виды речи...................................................................... 13
Урок 2. Наш язык............................................................................................... 16