И животных и валеологии, докт. биол. наук Федоров А.И.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Кафедра физиологии человека и животных и валеологии

Биологический факультет

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«ВЕГЕТАТИВНЫЕ И ЭНДОКРИННЫЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ»

По направлению 020400.68 – Биология

магистерская программа «Физиология человека и животных»

Кемерово 2013

СОГЛАСОВАНО: Декан факультета ___________________ Ефремова Г.В.   от «____» _____________ 201_г. СОГЛАСОВАНО: Проректор по учебно-организационной работе ___________________ Мить А.А.   от «____» _____________ 201_г.    
   
УМК обсужден и одобрен на заседании Ученого совета биологического факультета   Предаседательствующий ___________________ Ефремова Г.В.   Протокол № ____ от «____» _______201_г.   УМК обсужден и одобрен научно-методическим советом КемГУ   Председательствующий _____________________ Мить А.А.   Протокол № _____ от «____» ______ 201_г.
   
ОБСУЖДЕНО: УМК обсужден и одобрен на заседании кафедры физиологии человека и животных и валеологии   Зав. кафедрой ____________ Казин Э.М.   Протокол № ____ от «____» ______ 201_г. РАССМОТРЕНО: УМК обсужден и одобрен методической комиссией биологического факультета   Председатель методической комиссии ___________________ Блинова С.В.   Протокол № ____ от «____» ______ 201_г.  
   

СОДЕРЖАНИЕ

Разделы стр
Рабочая программа «Вегетативные и эндокринные механизмы адаптации»
Учебно - методическое и информационное обеспечение дисциплины
Словарь терминов. Перечень основных понятий и значений
Методические рекомендации по изучению дисциплины для магистрантов
Методические указания для преподавателей   И животных и валеологии, докт. биол. наук Федоров А.И. - student2.ru 36
Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания)  
   
Слайд-лекции(электронные презентации)
Учебно-методические материалы:- опорный конспект лекций по дисциплине (на электронном носителе)
   
   

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Кафедра физиологии человека и животных и валеологии

«Утверждаю» Декан биологического факультета ____________________________ «____» _____________ 2013 г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «ВЕГЕТАТИВНЫЕ И ЭНДОКРИННЫЕ

МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ»

Наименование магистерской программы

«Физиология человека и животных»

Направление подготовки 020400.68 – Биология

Квалификация выпускника – магистр

Форма обучения - очная

Кемерово 2013

Рабочая программа дисциплины «Вегетативные и эндокринные механизмы адаптации», профессионального цикла составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 020400.68 – Биология и магистерской программе – Физиология человека и животных

Автор: профессор кафедры физиологии человека

и животных и валеологии, докт. биол. наук Федоров А.И.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № ____ от «____» _____________ 2013г.

Зав.кафедрой ____________________ Казин Э.М.

Одобрено методической комиссией биологического факультета

Протокол № ____ от «____» _____________ 2013г.

Председатель ____________________ Блинова С.В.

1. Основные положения и цели освоения дисциплины «Вегетативные и эндокринные механизмы адаптации»

В современных условиях проблема укрепления здоровья населения, сохранения трудовых ресурсов приобретает исключительное значение. Успешному ее решению будет способствовать более глубокое изучение физиологических механизмов приспособления организма человека к новой среде обитания, в частности, разработка научно обоснованных критериев адаптации. Механизмы адаптационных процессов целесообразно рассматривать на основе современного представления, что реакции организма на факторы окружающей среды обеспечиваются не отдельными органами, а определенным образом организованными и соподчиненными между собой интегративными системами. Вегетативная нервная система представляет собой «нервный интегратор» организма. Гормоны (биологически активные вещества) составляют «гуморальный интегратор». Все процессы жизнедеятельности, слаженная работа внутренних органов и систем человеческого организма, быстрая адаптация к меняющимся условиям внешней и внутренней среды, находится под контролем нейроэндокринной системы. Нервная и эндокринная системы не функционируют обособленно: нервные импульсы определяют уровень секреции гормонов и, соответственно, влияют на состояние организма, а гормоны, в свою очередь, влияют на функции вегетативной и других отделов нервной системы. Функциональное состояние всей нервной системы, как и входящих в ее состав клеточных элементов, зависит не только от нервных импульсов, поступающих из внешней и внутренней среды, и взаимодействия специфических и неспецифических мозговых структур, но и от кровоснабжения и метаболизма самих нейронов, химического состава и физико-химических свойств окружающей их микросреды. Здесь имеет место теснейшая взаимообусловленность нервных и химических процессов. Благодаря регулирующей роли нервной и эндокринной систем осуществляется выбор наиболее адекватной реакции, удовлетворяющей требованиям данной ситуации и дающей полезный результат.

Современная теория нейрогуморально-гормональной регуляции еще до сих пор находится в стадии аналитического накопления фактов и лишь в ограниченной степени дает синтетическое объяснение общих закономерностей, определяющих динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды организма.

Цель дисциплины:расширение и углубление теоретических знаний физиологических механизмов адаптационных реакций человека на основе современных представлений о нейрогуморально-гормональном регулировании.

Задачи:

1. Формирование представлений о природе кратковременной и долговременной адаптации к экстремальным и субэкстремальным воздействиям,

2. Изучение особенности стрессовых реакций с позиции участия в них гуморально-вегетативно-гормонального комплекса.

Дисциплина «Вегетативные и эндокринные механизмы адаптации» предназначена для магистрантов биологического факультета, специализирующихся по физиологии человека и животных.

2. Место дисциплины «Вегетативные и эндокринные механизмы адаптации»

Программа дисциплины тесно связана с дисциплинами направления «Филогенетические и онтогенетические аспекты адаптации», «Эндокринология», «Механизмы регуляции вегетативных функций». Знание эндокринных и вегетативных механизмов регуляции физиологических функций является непременным условием понимания основ функционирования организмов на различных этапах онтогенеза и в различных экологических условиях.

В предлагаемой программе излагаются современные (в том числе молекулярные) представления о биологической роли гормонов, секретируемых различными эндокринными железами, их химическом строении, механизмах их действия, роли в регуляции отдельных эндо-кринных функций. Определенное внимание в программе дисциплины уделяя-ется характеристике эндокринной регуляции, как суперсистеме, ответствен-ной за формирование приспособительных реакций к различного рода воздействиям, анализируются возможные формы клинических нарушений при заболеваниях отдельных желез внутренней секреции и последствия сдвига эндокринно-метаболического гомеостаза в организме при стрессе.

В требованиях ФГОС ВПО (2003) указывается, что стандарт соответствует требованиям закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Настоящий ФГОС ВПО является комплексной нормой качества по направлению подготовки БИОЛОГИЯ и уровню подготовки МАГИСТР. На основании этого реализуется рабочая программа дисциплины «Вегетативные и эндокринные механизмы адаптации».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Вегетативные и эндокринные механизмы адаптации»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Код компетенции Название - определение (краткое содержание) компетенции Дескрипторные характеристики компетенции
ПК-2 знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению Знать: - современные проблемы биологии и использовать основные теории, концепции и принципы биологических дисциплин, обладать способностью к системному мышлению; Уметь: - использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач; - демонстрировать знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы; Владеть: - навыками самостоятельной работы с литературными источниками для повышения своего профессионального уровня в исследовательской или практической деятельности; - навыками теоретического мышления: анализа, осмысления, систематизации, интерпретации, обобщения фактов.
СК-3 понимать психофизиологические и биологические основы жизне-деятельности человека, имеет представление о биологических основах интеллектуальной деятельности, об эмоциях, стрессе и адаптации, о требованиях к среде обитания и условиях сохранения здоровья Знать: - теоретические основы и иметь базовые представления о принципах и механизмах регуляции физиологических функций; - нейрогуморальные механизмы регуляции вегетативных функций; Уметь: - интерпретировать данные с по-зиции интегральных, нейро-гумо-ральных механизмов адаптации; Владеть: - знаниями о взаимодействии местных, гормональных и нервных механизмов регуляции физиологических функций.

Структура и содержание дисциплины

«Вегетативные и эндокринные механизмы адаптации»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, в объеме 108 часов.

4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Наши рекомендации