И животных и валеологии, докт. биол. наук Федоров А.И.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Кафедра физиологии человека и животных и валеологии
Биологический факультет
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«ВЕГЕТАТИВНЫЕ И ЭНДОКРИННЫЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ»
По направлению 020400.68 – Биология
магистерская программа «Физиология человека и животных»
Кемерово 2013
СОГЛАСОВАНО: Декан факультета ___________________ Ефремова Г.В. от «____» _____________ 201_г. | СОГЛАСОВАНО: Проректор по учебно-организационной работе ___________________ Мить А.А. от «____» _____________ 201_г. |
УМК обсужден и одобрен на заседании Ученого совета биологического факультета Предаседательствующий ___________________ Ефремова Г.В. Протокол № ____ от «____» _______201_г. | УМК обсужден и одобрен научно-методическим советом КемГУ Председательствующий _____________________ Мить А.А. Протокол № _____ от «____» ______ 201_г. |
ОБСУЖДЕНО: УМК обсужден и одобрен на заседании кафедры физиологии человека и животных и валеологии Зав. кафедрой ____________ Казин Э.М. Протокол № ____ от «____» ______ 201_г. | РАССМОТРЕНО: УМК обсужден и одобрен методической комиссией биологического факультета Председатель методической комиссии ___________________ Блинова С.В. Протокол № ____ от «____» ______ 201_г. |
СОДЕРЖАНИЕ
Разделы | стр |
Рабочая программа «Вегетативные и эндокринные механизмы адаптации» | |
Учебно - методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
Словарь терминов. Перечень основных понятий и значений | |
Методические рекомендации по изучению дисциплины для магистрантов | |
Методические указания для преподавателей | 36 |
Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания) | |
Слайд-лекции(электронные презентации) | |
Учебно-методические материалы:- опорный конспект лекций по дисциплине (на электронном носителе) | |
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Кафедра физиологии человека и животных и валеологии
«Утверждаю» Декан биологического факультета ____________________________ «____» _____________ 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «ВЕГЕТАТИВНЫЕ И ЭНДОКРИННЫЕ
МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ»
Наименование магистерской программы
«Физиология человека и животных»
Направление подготовки 020400.68 – Биология
Квалификация выпускника – магистр
Форма обучения - очная
Кемерово 2013
Рабочая программа дисциплины «Вегетативные и эндокринные механизмы адаптации», профессионального цикла составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 020400.68 – Биология и магистерской программе – Физиология человека и животных
Автор: профессор кафедры физиологии человека
и животных и валеологии, докт. биол. наук Федоров А.И.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
Протокол № ____ от «____» _____________ 2013г.
Зав.кафедрой ____________________ Казин Э.М.
Одобрено методической комиссией биологического факультета
Протокол № ____ от «____» _____________ 2013г.
Председатель ____________________ Блинова С.В.
1. Основные положения и цели освоения дисциплины «Вегетативные и эндокринные механизмы адаптации»
В современных условиях проблема укрепления здоровья населения, сохранения трудовых ресурсов приобретает исключительное значение. Успешному ее решению будет способствовать более глубокое изучение физиологических механизмов приспособления организма человека к новой среде обитания, в частности, разработка научно обоснованных критериев адаптации. Механизмы адаптационных процессов целесообразно рассматривать на основе современного представления, что реакции организма на факторы окружающей среды обеспечиваются не отдельными органами, а определенным образом организованными и соподчиненными между собой интегративными системами. Вегетативная нервная система представляет собой «нервный интегратор» организма. Гормоны (биологически активные вещества) составляют «гуморальный интегратор». Все процессы жизнедеятельности, слаженная работа внутренних органов и систем человеческого организма, быстрая адаптация к меняющимся условиям внешней и внутренней среды, находится под контролем нейроэндокринной системы. Нервная и эндокринная системы не функционируют обособленно: нервные импульсы определяют уровень секреции гормонов и, соответственно, влияют на состояние организма, а гормоны, в свою очередь, влияют на функции вегетативной и других отделов нервной системы. Функциональное состояние всей нервной системы, как и входящих в ее состав клеточных элементов, зависит не только от нервных импульсов, поступающих из внешней и внутренней среды, и взаимодействия специфических и неспецифических мозговых структур, но и от кровоснабжения и метаболизма самих нейронов, химического состава и физико-химических свойств окружающей их микросреды. Здесь имеет место теснейшая взаимообусловленность нервных и химических процессов. Благодаря регулирующей роли нервной и эндокринной систем осуществляется выбор наиболее адекватной реакции, удовлетворяющей требованиям данной ситуации и дающей полезный результат.
Современная теория нейрогуморально-гормональной регуляции еще до сих пор находится в стадии аналитического накопления фактов и лишь в ограниченной степени дает синтетическое объяснение общих закономерностей, определяющих динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды организма.
Цель дисциплины:расширение и углубление теоретических знаний физиологических механизмов адаптационных реакций человека на основе современных представлений о нейрогуморально-гормональном регулировании.
Задачи:
1. Формирование представлений о природе кратковременной и долговременной адаптации к экстремальным и субэкстремальным воздействиям,
2. Изучение особенности стрессовых реакций с позиции участия в них гуморально-вегетативно-гормонального комплекса.
Дисциплина «Вегетативные и эндокринные механизмы адаптации» предназначена для магистрантов биологического факультета, специализирующихся по физиологии человека и животных.
2. Место дисциплины «Вегетативные и эндокринные механизмы адаптации»
Программа дисциплины тесно связана с дисциплинами направления «Филогенетические и онтогенетические аспекты адаптации», «Эндокринология», «Механизмы регуляции вегетативных функций». Знание эндокринных и вегетативных механизмов регуляции физиологических функций является непременным условием понимания основ функционирования организмов на различных этапах онтогенеза и в различных экологических условиях.
В предлагаемой программе излагаются современные (в том числе молекулярные) представления о биологической роли гормонов, секретируемых различными эндокринными железами, их химическом строении, механизмах их действия, роли в регуляции отдельных эндо-кринных функций. Определенное внимание в программе дисциплины уделяя-ется характеристике эндокринной регуляции, как суперсистеме, ответствен-ной за формирование приспособительных реакций к различного рода воздействиям, анализируются возможные формы клинических нарушений при заболеваниях отдельных желез внутренней секреции и последствия сдвига эндокринно-метаболического гомеостаза в организме при стрессе.
В требованиях ФГОС ВПО (2003) указывается, что стандарт соответствует требованиям закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Настоящий ФГОС ВПО является комплексной нормой качества по направлению подготовки БИОЛОГИЯ и уровню подготовки МАГИСТР. На основании этого реализуется рабочая программа дисциплины «Вегетативные и эндокринные механизмы адаптации».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Вегетативные и эндокринные механизмы адаптации»
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Код компетенции | Название - определение (краткое содержание) компетенции | Дескрипторные характеристики компетенции |
ПК-2 | знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению | Знать: - современные проблемы биологии и использовать основные теории, концепции и принципы биологических дисциплин, обладать способностью к системному мышлению; Уметь: - использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач; - демонстрировать знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы; Владеть: - навыками самостоятельной работы с литературными источниками для повышения своего профессионального уровня в исследовательской или практической деятельности; - навыками теоретического мышления: анализа, осмысления, систематизации, интерпретации, обобщения фактов. |
СК-3 | понимать психофизиологические и биологические основы жизне-деятельности человека, имеет представление о биологических основах интеллектуальной деятельности, об эмоциях, стрессе и адаптации, о требованиях к среде обитания и условиях сохранения здоровья | Знать: - теоретические основы и иметь базовые представления о принципах и механизмах регуляции физиологических функций; - нейрогуморальные механизмы регуляции вегетативных функций; Уметь: - интерпретировать данные с по-зиции интегральных, нейро-гумо-ральных механизмов адаптации; Владеть: - знаниями о взаимодействии местных, гормональных и нервных механизмов регуляции физиологических функций. |
Структура и содержание дисциплины
«Вегетативные и эндокринные механизмы адаптации»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, в объеме 108 часов.
4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)