Аспирация инородного тела
Занятие № 1.
Введение в стоматологию. Организация стоматологического отделения, кабинета. Понятие об эргономике.
НЕОБХОДИМО:перчатки, маски, очки, щиток, журнал для ТБ, стенд с борами и эндоинструментами, инструменты с разными ручками
ОРГАНИЗАЦИЯ КАФЕДРЫ. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.
Общие положения.
1. Кафедра терапевтической стоматологии является подразделением Московской Медицинской Академии имени И. М. Сеченова и подчиняется внутреннему распорядку Академии.
Зав. кафедрой – Профессор Макеева Ирина Михайловна
Зав. учебной частью кафедры – доцент Новикова Ирина Анатольевна (кабинет № 5) – решает все вопросы по учебному процессу
Ст. лаборант – Ким Валерий Тоханович – решает все вопросы по практической работе.
2. Кафедра терапевтической стоматологии располагается на базе отделения терапевтической стоматологии, поэтому необходимо соблюдать правила производственной гигиены, носить санитарную одежду и сменную обувь. Сумки, уличная обувь, пакеты запираются в специальных шкафах, чтобы не загромождать учебное помещение. Во время перерывов просьба громко не разговаривать в коридорах, так как в отделении идет лечебный процесс. Именно от вашего внешнего вида и поведения зависит, придет ли кто-нибудь к вам на прием в следующем году, или вы будете вынуждены тренироваться друг на друге. Люди, которые пришли на прием к стоматологу и так все на нервах, а если у входа их встречает группа взъерошенных и громких студентов, они могут вообще провернуться и уйти навсегда, что не в ваших интересах.
3. Учебный процесс заключается в лекциях и практических занятиях. Лекции – 1 раз в неделю. Посещение лекций является обязательным. Пропущенные лекции отрабатываются путем написания реферата по теме лекции. Продолжительность занятия – 3 академических часа, включая 2 перерыва по десять минут. Студент обязан вовремя приходить на занятия, иметь при себе санитарную одежду, шапочку, маску и перчатки. Опоздавшие студенты и студенты без санитарной одежды на занятие не допускаются. Занятие состоит из двух частей – теоретической с обязательным контролем знаний и практической – отработки практических навыков на фантомном оборудовании. Стоматология – очень дорогая отрасль медицины. Академия оплачивает оборудование и материалы для вашего обучения, но если все будет постоянно ломаться и теряться, работать вам скоро станет нечем и не на чем. Поэтому вы обязаны бережно относиться к оборудованию и экономить расходные материалы. При выходе из строя оборудования по вине студента, утере инструментов и материалов все расходы по починке и покупке новых инструментов осуществляются за счет студента. На следующее занятие вы все приходите с паспортами, будем подписывать договор о материальной ответственности. Студенты, не подписавшие договор, не будут допущены к практической работе. Следует также содержать в порядке и чистоте свое рабочее место. К следующему занятию староста предоставит мне график дежурств. Дежурные получают ключ под залог студенческого билета, проверяют порядок на рабочих местах, подметают кабинет, сдают кабинет и оборудование старшему лаборанту. Если что-то пропало или не работает, составляется акт и группа несет материальную ответственность.
Пропущенные занятия и двойки отрабатываются независимо от причины пропуска. Теоретическая часть отрабатывается своему преподавателю в удобное для него время. Практическая часть занятия отрабатывается в часы отработок дежурному преподавателю по записи. Расписание лекций, практических занятий и отработок – на стенде для студентов II курса.
Техника безопасности.
Стоматология – специальность опасная в самом прямом смысле этого слова. Во время работы на врача-стоматолога воздействуют различные опасные и вредные факторы:
- Физические - в частности, воздействие электрическим током
- Химические – в частности, ожоги сильнодействующими препаратами
- Биологические – в частности, возможность инфицирования.
Поэтому вам следует с большой ответственностью отнестись к соблюдению правил техники безопасности. Мы несем ответственность за ваше здоровье, поэтому при несоблюдении вами этих правил мы будем вынуждены отстранять вас от учебного процесса.
Сейчас вы подробно ознакомитесь с инструкциями по охране труда студентов и оказанию доврачебной помощи и распишетесь в журналах.
Техника безопасности – староста зачитывает инструкцию.
Оказание доврачебной помощи: разберем кратко наиболее вероятные случаи. Самое главное при любых повреждениях – немедленно прекратить действие повреждающего фактора!
АПТЕЧКА – В ЛЮБОМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ!
1. Удар электрическим током – немедленно отключить установку!
Оторвать пострадавшего от источника тока ТОЛЬКО ДЕРЕВЯННЫМ ПРЕДМЕТОМ!
Искусственное дыхание – ОСВОБОДИТЬ ПОЛОСТЬ РТА ПЕРЕД НАЧАЛОМ ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ, СЛЕДИТЬ ЗА ЯЗЫКОМ!
Массаж сердца. Соотношение ударов сердца и вдохов – 5 к 1.
Аспирация инородного тела.
Прием: встать позади пациента, резким движением надавить на диафрагму снизу вверх.
Прием: резко поднять руки пострадавшего вверх!
Ранения.
При повреждении кожных покровов – перекись водорода, бинт.
ПЕРЕКИСЬ ВОДОРОДА – ТОЛЬКО 3%. Не перепутать с 6% - для стерилизации стоматологических зеркал.
При повреждении слизистой оболочки рта – перекись водорода 3%.
При серьезных кровотечениях – наложение жгута.
АРТЕРИЮ ВСЕГДА ФИКСИРУЮТ К КОСТИ!
ПРИ НАЛОЖЕНИИ ЖГУТА ВСЕГДА ОТМЕЧАЮТ ВРЕМЯ!
КРИТЕРИЙ ПРАВИЛЬНОГО НАЛОЖЕНИЯ ЖГУТА – ОТСУТСВИЕ ПУЛЬСАЦИИ НИЖЕ УРОВНЯ ФИКСАЦИИ АРТЕРИИ.
Точки прижатия основных артерий в челюстно-лицевой области:
- лицевая артерия – к телу нижней челюсти по переднему краю жевательной мышцы
- височная артерия – к височной кости по переднему краю височной мышцы
- сонная артерия – к поперечному отростку 6-го шейного позвонка. Как наложить жгут на шею, а? УРОДЫ!!!
СОННУЮ АРТЕРИЮ ФИКСИРУЮТ ТОЛЬКО В САМОМ КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ!
ПРОФИЛАКТИКА РАНЕНИЙ:
- никогда не работать без упора!
- нажимать на педаль бормашины только когда бор расположен непосредственно у зуба!!!
Пожар.
Немедленно эвакуировать пациента, а затем приступать к тушению пожара!
Огнетушитель – под раковиной, Пожарные краны – в коридоре (всегда открыты)
Эвакуация – через дверь и через окно. Ключи от решеток – на стене!
2.ВВЕДЕНИЕ В СТОМАТОЛОГИЮ.
СТОМАТОЛОГИЯ – область клинической медицины, изучающая болезни зубов, полости рта, челюстей и пограничных областей лица и шеи.
ОРГАНЫ И ТКАНИ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ:
- зубы
- слизистая оболочка рта, красная кайма губ, кожа
- челюсти (костная ткань)
- язык
- миндалины (небные, язычная)
- слюнные железы – большие (подъязычные, поднижнечелюстные, околоушные) и малые
- лимфатические узлы – подбородочные, поднижнечелюстные, шейные
- верхнечелюстная пазуха
- нервы и сосуды
- пограничные области лица и шеи – клетчаточные пространства, куда возможно распространение инфекции от органов полости рта.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СТОМАТОЛОГИИ:
Терапевтическая стоматология
- некариозные поражения твердых тканей зубов
- кариес зубов
- пульпит
- периодонтит
- заболевания слизистой оболочки рта и красной каймы губ
- пародонтология
- заболевания нервов челюстно-лицевой области (смежно с хирургией)
- исправление некоторых эстетических дефектов зубов и зубных рядов
Хирургическая стоматология
- воспалительные заболевания челюстно-лицевой области (периодонтит, периостит, остеомиелит, абсцесс, флегмона, лимфаденит, синусит)
- заболевания слюнных желез
- специфические заболевания - туберкулез, актиномикоз
- опухоли и опухолеподобные образования челюстно-лицевой области
- травмы и ранения
- пластическая хирургия
- имплантология
Ортопедическая стоматология
- восстановление дефектов зубов и зубных рядов
- исправление эстетических дефектов зубов и зубных рядов
- восстановление дефектов костей и мягких тканей лица (совместно с пластической хирургией)
Детская стоматология:
- терапия
- хирургия
- ортодонтия – исправление положения зубов в зубном ряду, изменение формы и соотношения зубных рядов.
ПРОПЕДЕВТИКА (греч. – propaideuo – предварительно обучаю) – введение в науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой, вводной форме.
КУРС ПРОПЕДЕВТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
- анатомия и физиология челюстно-лицевой области
- организация стоматологического отделения и кабинета
- инструменты
- основные диагностические и лечебные мероприятия.
Данный курс позволяет освоить и отработать на фантомах основные стоматологические манипуляции до начала клинической деятельности на старших курсах.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ, КАБИНЕТА.
1. Условия строительства стоматологической поликлиники.
- учет гигиенических условий местности (рельеф, характер и загрязненность почвы, роза ветров, высота стояния грунтовых вод)
- учет обеспеченности пациентов общественным транспортом
- учет расположения крупных промышленных объектов и объектов, загрязняющих окружающую среду
- окна – на север, северо-запад, восток (если местность севернее 55о с.ш.). Недопустима ориентация окон на юго-запад и запад во избежание перегрева помещений и действия прямых солнечных лучей.
- вход в детское и взрослое отделение – отдельно, с отдельным гардеробом и санузлом.
2. организация поликлиники (отделения)
- регистратура (регистрация и запись на прием первичных пациентов, хранение стоматологических карт). Стоматологические карты – предмет государственной тайны.
- Рентгенологический кабинет – особая защита стен (свинец)
- Кабинеты функциональной диагностики и физиотерапии
- Собственно стоматологические кабинеты.
3. Характеристики стоматологического кабинета.
- Площадь кабинета на одно кресло – 14 м2, + 7 м2 на каждое дополнительное кресло. При использовании современных универсальных стоматологических установок - + 10 м2 на каждое кресло.
- Высота – не менее 3 метров (обычно – 3,3 метра)
- Глубина при естественном освещении – не более 6 м.
- Отопление с возможностью регулирования температуры в кабинете (температура в кабинете – 18-20оС)
- Общеобменная приточно-вытяжная вентиляция, + легко открывающиеся окна и фрамуги, вытяжные шкафы.
- Водоснабжение и канализация. При подводке воды к установке должен быть дополнительный вентиль для отключения. 2 раковины – для мытья инструментов и для мытья рук.
- Внутренняя отделка – ВСЕ ДОЛЖНО ЛЕГКО ОБРАБАТЫВАТЬСЯ ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИМИ СРЕДСТВАМИ. На стенах – плитка на высоту не ниже 1,8 метров (в хирургических кабинетах – до потолка), выше – водоэмульсионная, масляная или клеевая краска. Потолки – металлические или пластиковые панели, краска. Полы – линолеум (с заделкой щелей) или плитка. На окнах – металлические или пластиковые жалюзи.
- Цвет отделки – в желто-зелено-голубой гамме для избежания искажения цвета зубов, кожи, слизистой оболочки. Коэффициент отражения отделочных материалов – не менее 40% (0,4)
- Освещение – естественное – желательно расположение кресел в 1 ряд (максимум – в 2 ряда). Световой коэффициент (отношение площади окон к площади пола кабинета) – 1:4 или 1:5. Искусственное освещение – общее и местное. Наиболее прдпочтительные типы ламп - Люминесцентные лампы холодного естественного света и люминесцентные лампы дневного света с исправленной цветопередачей. Источники общего освещения должны иметь четное число ламп (для предупреждения пульсации светового потока). Норма искуственного освещения – 200 лк, общего освещения – 500 лк. Яркость местного освещения не должна превышать яркость общего освещения более, чем в 10 раз. Цветовые параметры источников общего и местного освещения должны совпадать.
- Бактерицидные (кварцевые лампы) – для включения во время работы и для дезинфекции помещения между сменами.
4. Особенности отделки при работе с амальгамой
- добавление серы в штукатурку для связывания паров ртути
- специальная обработка плит пола
- линолеум поднимается на стены на высоту 10 см
- обязателен вытяжной шкаф
- в раковинах – специальные сифоны для удержания ртути (очистка 1 раз в 3-4 месяца)
- металлический ящик для хранения отходов, содержащих ртуть.
5. Оборудование стоматологического кабинета.
- Стоматологическая установка:
- кресло (обивка должна легко обрабатываться)
- компрессор
- лампа
- блок «врач»: наконечники, пистолет вода/воздух, инструментальный столик
- блок «ассистент»: пылесос, слюноотсос, плевательница, пистолет, фотополимеризатор, инструментальный столик
- стулья врача и ассистента
- Стол медицинской сестры – на нем растворы для дезинфекции инструментов, для дезинфекции одноразового инструментария перед утилизацией, для обработки поверхностей в кабинете.
- Шкаф для хранения стерильного инструментария (с ультрафиолетовой лампой)
- Радиовизиограф – обязательно за рентгенозащитной ширмой, обязательны защитные фартуки для врача и пациента, одноразовые чехлы на датчик.
- Аптечка
- Мыло – только жидкое – на кусковом мыле прекрасно колонизируются бактерии
6. Санитарная обработка.
- обработка поверхностей кресла, лампы, инструментальных столов, наконечников – после каждого пациента
- влажная уборка помещения и кварцевание – после каждой смены (2 раза в день)
- генеральная уборка кабинета терапевтической стоматолгии – 1 раз в месяц.
7. Циркуляция инструментария.
- после приема – в дезинфицирующий раствор (на 1-2 часас в зависимости от раствора)
- затем – механическая очистка (мытье щеткой или в ультразвуковом аппарате)
- затем – насухо вытереть
- затем – стерилизация
- затем – хранение в специальном шкафу в вакуумной упаковке.
4. ЭРГОНОМИКА
ЭРГОНОМИКА (греч. Ergon – работа, nomos – закон) – научная дисциплина, изучающая человека и его деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда.
Основные факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на врача-стоматолога и методы защиты:
1. Бактериальная инфекция.
Слюна и кровь – инфицированные жидкости. При работе турбинным наконечником инфицированная аэрозоль разбрызгивается на значительное расстояние (до 3 метров)! Ворота инфекции – не только органы дыхания врача, но и глаза!
- Тщательный сбор анамнеза у пациента. Пациенты, инфицированные гепатитом или СПИДом назначаются в конце смены, чтобы дать медсестре возможность более тщательно провести обработку помещения.
- антисептические полоскания для пациентов
- профессиональная гигиена полости рта пациента перед началом любого лечения
- средства индивидуальной защиты – халат, шапочка, очки или плексигласовый щиток, маска, перчатки. Маска и перчатки меняются после каждого пациента, так как через 20-30 минут работы маска сама становится источником инфицирования
- все повреждения на руках медперсонала должны быть закрыты пластырем
- дезинфекция стоматологического инструментария перед механической очисткой
2. Мышечное напряжение, неправильная осанка.
- современные стоматологические кресла позволяют положить пациента и сделать доступ врача более удобным. Положение пациента – сидя, полулежа, лежа. Положение врача сидя – «на 9 часов» - для лечения нижних фронтальных зубов, верхних моляров, «на 12 часов» - для лечения верхних фронтальных зубов, моляров нижней челюсти. Стоя – для выполнения манипуляций, требующих однократного усилия (свыше 5 кг).
- Стул врача должен поддерживать правильную осанку – спина должна иметь необходимую опору, ноги врача согнуты в коленях под прямым углом, сиденье стула должно легко подниматься и опускаться.
- Повреждение кистей рук – тендовагиниты, контрактура Дюпюитрена, артрозы, полиартриты - результат постоянной работы с мелким инструментарием. Профилактика – использование инструментов с разным диаметром рукоятки. Кроме того, на рукоятке должны быть насечки или силиконовые ограничители для удобства удержания инструмента.
- работа с ассистентом – сокращается рабочее время, сокращает движения врача, уменьшает их амплитуду.
- Производственная гимнастика.
3. Зрительное напряжение - профилактика
- Рациональное освещение рабочего поля
- использование небликующих инструментов
- зеленый цвет – отдых для глаз
- цветовая маркировка инструментария
- предварительная сортировка инструментария – специальные стенды для боров и эндодонтических инструментов
- Защитные очки при работе с фотополимеризатором
4. Аллергизация организма.
- постоянное использование средств индивидуальной защиты (не только при работе с пациентом, но и при обработке инструментария, в зуботехнической лаборатории и др.)
- использование пылесосов, вытяжных шкафов
5. Профилактика эктодермитов
- использование перчаток позволяет снизить частоту обработки рук антибактериальными препаратами – профилактика кандидоза
- после каждого мытья рук необходимо вытирать их насухо мягким полотенцем
- во избежание сухости рук рекомендуется использовать смягчающие и увлажняющие кремы
- после рабочего дня, в течение которого имел место контакт с хлорсодержащими препаратами, необходимо обработать кожу рук 1% гипосульфита натрия
7. Шум и вибрация – перенесение компрессора в отдельное помещение, соблюдение режима труда и отдыха.
6. Профилактика эмоционального перенапряжения врача
- работа с обезболиванием
- использование премедикации
- тщательное ведение медицинской документации и соблюдение всех этапов лечения – чтобы спать спокойно.
Домашнее задание:
- выучить тему: организация стоматологического отделения, кабинета; эргономика (будут тесты)
- самостоятельно изучить тему: инструменты, стоматологические установки, боры, наконечники (будут тесты и опрос)
- ВЗЯТЬ С СОБОЙ: санитарную одежду, паспорт, пластмассовую толстую линейку, ПЕРЧАТКИ