Раздел 2. Логические основы аргументации

Тема 5. ПОНЯТИЕ АРГУМЕНТАЦИИ

  1. Аргументация, доказательство и опровержение.
  2. Понятие доказательства, структура доказательства.
  3. Виды доказательства по способу аргументации.
  4. Понятие опровержения. Виды опровержения по способу аргументации.

Понятие аргументации. Условия аргументированности речи. Доказательность и обоснованность. Доказательство как логический приём. Достаточное основание как признак доказательства. Структура доказательства: тезис, аргумент, демонстрация. Гносеологическая основа аргументации. Виды доказательства по способу аргументации: прямое, косвенное, генетическое доказательство. Разделительный и апогогический методы доказательства при косвенном подтверждении тезиса. Опровержение как логический приём. Виды опровержения по способу аргументации: прямые, косвенные и опровержения в генетических доказательствах. Методы прямого опровержения тезиса: лишение основания и несостоятельность вы­вода. Методы косвенного опровержения: разделительный и апогогический. Условия эффективного ведения дискуссии.

Основные понятия:аргументация, доказательство, опровержение, тезис, аргумент, демонстрация.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое аргументация?

2. Каковы условия аргументированности речи?

3. Какова структура доказательства?

4. Что может служит основанием доказательства?

5. Какие виды доказательств/опровержений выделяют по способу аргументации?

6. В чём сущность генетического доказательства?

7. Каких условий следует придерживаться участникам диалога?

Задачи

I. Найти тезис, аргументы, указать способ доказательства.

1. «Славное место эта долина! Со всех сторон горы, неприступные красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко, золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного полного мглою ущелья, тянет серебряной нитью и сверкает, как змея своей чешуею» (М.Ю. Лермонтов).

2. «Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредоточивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне» (К. Гельвеций).

3. «Смерть для человека – ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем» (Эпикур).

4. «Воздержанность и труд – вот два истинных врача человека: труд обостряет его аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им» (Ж.-Ж. Руссо).

5. «Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он – лишний» (Ж. Лабрюйер).

II. В приводимых ниже отрывках найти тезисы и соответствующие аргументы, подтверждающие эти тезисы.

1. «Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд – личный, свободный труд – и есть жизнь».

2. «Сделавшись императором, Клавдий немедленно приказал казнить Кассия Херею и еще нескольких человек, причастных к убийству Калигулы, однако отменил все его жестокие постановления и тем самым заслужил всеобщее признание».

3. «Римские плебеи имели все основания быть довольными Клавдием, который помимо организации раздач и зрелищ проявил заботу о благоустройстве столицы: провел новые водопроводы, реконструировал порт в Остии и обеспечил регулярный подвоз хлеба в Рим».

III. Найти логическую и математическую ошибку в следующем рассуждении (решении задачи).

«Доказать», что 2 х 2 = 5.

Берется равенство: 16 – 36 = 25 – 45. Затем к обеим частям равенства прибавляется по равной величине 20 ¼, получается:

16 – 36 + 20 ¼ = 25 – 45 + 20 ¼. Затем делаются следующие преобразования:

42 – 2 х 4 х 9/2 + (9/2)2 = 52 – 2 х 5 х 9/2 + (9/2)2, (4 - 9/2)2 = (5 - 9/2)2.

Отсюда делается заключение: 4 - 9/2 = 5 - 9/2, 4 = 5, 2 х 2 = 5. В чем кроется ошибка?

IV. В чем кроются логические ошибки, допущенные в следующих софизмах?

1. Все, что ты не потерял, ты имеешь.

Ты не потерял рогов.

____________________________________

Ты имеешь рога.

1. В древности был известен софизм «Эватл». Древнегреческий софист Протагор давал уроки Эватлу. Они договорились, что после первого выигранного

Эватлом судебного процесса ученик платит своему учителю за обучение. Но Эватл не провел ни одного судебного процесса, поэтому не платил учителю за обучение. Протагор сказал, что подаст на Эватла в суд и Эватл ему заплатит: если судьи присудят уплатить, то он обязан будет уплатить по решению суда, а если судьи не присудят уплатить, то Эватл оплатит за свое учение по их договору, так как он выиграл этот первый процесс.

На это Эватл ответил, что он не уплатит ни в том, ни в другом случае, ибо если судьи присудят уплатить, то, значит, он проиграл свой первый процесс и не обязан платить по их договору, а если судьи не присудят платить, то он не заплатит по решению суда.

В чем состоит нарушение законов логики, допущенное в этом софизме?

V. В период перед поступлением в вузы преподаватель математики повесил такое объявление: «Даю уроки математики для поступающих в вузы. Платят за обучение только те, кто прошел в институт по конкурсу». Какие могут встретиться варианты, связанные с оплатой согласно этому объявлению?

Библиографический список

Основной

1. Киреев Е.М. Логика и теория аргументации: учеб. пособие / Е.М. Киреев. Воронеж: ВГТУ, 2005.

2. Ивин А.А. Основы теории аргументации: учебник / А.А. Ивин. – М.: Владос, 1997.

  1. Гетманова А.Д. Логика: учебник для ВУЗов. / А.Д. Гетманова. – М.КноРус, 2010.
  2. Ивлев Ю.В. Логика: учебник для ВУЗов / Ю.В. Ивлев, - М.Велби. Проспект , 2010.
  3. Поварнин С.И. Искусство спора / С.И. Поварнин. – Терра-Книжный клуб, Северо-Запад, 2009.

Дополнительный

1. Перельман Х., Олбрехт-Тытека Л. Из книги «Новая риторика: трактат об аргументации» / Х. Перельман, Л. Олбрехт-Тытека // Язык и моделирование социального взаимодействия. – М., 1987.

2. Демосфен. Речи. Третья речь против Филиппа, 30, 31. / Демосфен. – М., 1954.

3. Теория и практика полемики. Томск, 1989.

4. Аристотель. О софистических опровержениях: соч.: в 4-х т. / Аристотель. - М., 1978.

Наши рекомендации