Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма
Взаимосвязь с другими дисциплинами
Законодательные и нормативные акты РФ, инструкции и руководящие материалы по проблемам туризма
Классификация внутреннего туризма
Экономические функции
Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма
В последние годы основные тенденции в туристском спросе на рынке внутреннего туризма заключаются в сохранении приоритетов на традиционные виды отдыха: пляжный на юге России, круизный в Поволжье, оздоровительный и горнолыжный. Увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и достопримечательные отечественные места. Развивается детский туризм. Предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных), разрабатываются новые маршруты туров.
Постепенно возвращается интерес к культурно - познавательному туризму и разновидностям специализированного туризма, таким как охота, рыбалка, а также событийный и экологический туризм. Так же получают развитие новые направления туризма. например, если в 2006 году было примерно 25 млн «внутренних туристов», то в 2007 году их число достигло 27 млн. Прирост составил 2 млн человек. Основой внутреннего туризма в России являются пляжный туризм, сосредоточенный в Краснодарском крае, и оздоровительный, представленный, в частности, Кавминводами: на их долю приходится около 40% приезжающих.
Новый импульс к развитию получил горнолыжный туризм, причем не только в республиках Северного Кавказа, но и на Урале и в Сибири. Там в последнее время с применением современных зарубежных технологий строятся новые и реконструируются старые горнолыжные комплексы, заменяются канатные дороги. В общем, перспективы развития внутреннего туризма в нашей стране очень неплохие.
Итак, в нынешнее время наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторических центрах (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.
Несмотря на вышеперечисленные тенденции и возможные перспективы развития, в настоящее время внутренний туризм находится в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам. Лишь в последнее время некоторые туристские фирмы России начали постепенно проявлять интерес к внутреннему туризму. Это связано с тем, что во многих странах уже давно поняли необходимость развития программ обслуживания внутреннего туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм способствует стабильному положению национальной экономики благодаря перераспределению национального дохода и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом. Постепенно понимают эту выгоду и в России. Создание привлекательного внутреннего туристского продукта, насыщенного разнообразными основными и дополнительными услугами, является самой важной задачей развития российского туристского рынка. Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортности, поэтому для успешного развития туризма в России необходим приток инвестиций, как российских, так и зарубежных. В первую очередь, в развитие туристской инфраструктуры для формирования сети гостиниц туристского класса и, в частности, малых гостиниц, а также мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортные условия проживания при невысоких ценах. Сейчас в России не хватает гостиниц среднего класса, уровня «3 звезды», которые соответствовали бы своей комфортабельности и цене размещения в них. В-третьих, население России недостаточно информировано о туристско-рекреационных возможностях регионов страны. В-четвертых, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса.
Большую роль в оживлении внутреннего туризма, в информировании россиян о туристских приоритетах собственной страны могли бы сыграть сами туркомпании. Но поскольку у них нет прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знают.
Развитие российского внутреннего туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся:
- отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как туристскую дестинацию;
- бедность ассортимента предлагаемых услуг;
- недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса;
- отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей;
- неудовлетворительная работа транспортных предприятий;
- поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране;
- непроработанность нормативно-правовой базы;
- слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм.