Упражнения в подборе примеров для обоснования лингвистического положения
1. Прочитайте текст.
(1)О неформалах известно довольно много. (2)Известно, как стригутся, как одеваются, что поют и танцуют, какую музыку предпочитают и еще всякое разное. (3)И облик их, и манеры, и танцы вызывают порой просто шок. (4)И тянет предположить, что у людей, одетых и стриженных до такой степени «не так», и все прочее должно быть тоже предельно «не так». (5)И по-человечески я могу понять коллегу, который требует пресечь рок-музыку, ибо она якобы толкает молодежь к бездуховности, наркомании и свободной любви.
(6)Но предположить наличие связи – еще не значит ее доказать.
(Л. Жуховицкий)
Какие слова из текста могут быть использованы для подтверждения мнения о том, что по ключевым словам можно понять, о чем текст, то есть определить его тему?
2. Прочитайте текст.
(1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.
(2) Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью.
(В.Астафьев)
Найдите в тексте предложение, в котором есть вводные слова. Включите ссылку на это предложение в доказательство тезиса о том, что с помощью конструкций с вводными словами можно внести в предложение дополнительные значения и выразить отношения между мыслями:
Предложение выражает законченную мысль, а его структура показывает, как мыслит автор. Например, с помощью вводных слов можно выразить уверенность в том, что сообщаешь. Обратимся, к примеру, к тексту В. Астафьева. Вводное слово «…» в … предложении текста указывает на … . Кроме того, с помощью вводных слов автор может показать отношения … между частями высказывания. В тексте в такой роли используется вводное слово «…» (предложение …).
Допишите фрагмент сочинения.
3. Прочитайте текст.
(1) Всю жизнь, то есть восемьдесят восемь лет со дня рождения, я прожил в Москве и начал помнить её совсем не такою, какова она в настоящее время. (2) Улицы освещались маслёнками, потом керосиновыми лампами, потом газом. (3) А на электричество, или, как тогда называли, «яблочково освещение», – на эти немногие фонари, поставленные только для пробы в Петровских линиях и на Каменном мосту, сбегалась глядеть, как на чудо, вся Москва. (4) И только через много лет введено было настоящее электрическое освещение города. (5) Улицы мостили круглым булыжником и умышленно делали горбатыми для водостока. (6) Зимою дороги покрывались глубокими ухабами, по которым ныряли сани, как по волнам, то проваливаясь в глубину, то взбираясь ввысь, чтобы снова нырнуть и опять подняться. (7) И такие ухабы бывали даже на главных улицах, а что делалось на уличках третьестепенных и в глухих переулках, в настоящее время даже не верится, что всё это могло быть в столице.
(Н.Д. Телешов)
Подберите примеры слов из текста Н.Д. Телешова, которыми можно подкрепить обоснование следующего положения: «Ключевые слова текста показывают, о чем думает автор, какая тема его волнует».
4. Прочитайте текст.
(1)Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растёт. (2)Но одновременно с этим в жизни языка чрезвычайно могущественна и другая тенденция, прямо противоположенного свойства, столь же важная, столь же полезная. (3) Она заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи.
(4)Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. (5)Он весь расшатался бы, превратился бы в хаос, утратил бы свой целостный, монолитный характер. (6)Только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется то, что, как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны, незыблемы:
Как сильно буря ни тревожит
Вершины вековых древес,
Она ни долу не положит,
Ни даже раскачать не может
До корня заповедный лес.
(Н.А. Некрасов)
(7)Пускай эта буря и повалит какую-нибудь одряхлевшую сосну или ель. (8)Пускай где-нибудь под тенью дубов разрастётся колючий бурьян. (9)Лес всё же останется лесом, какая бы судьба ни постигла его отдельные деревья или ветви. (10)Даже в те эпохи, когда в язык проникает наибольшее число новых оборотов и терминов, а старые исчезают десятками, он в главной своей сути остаётся всё тем же, сохраняя в неприкосновенности золотой фонд и своего словаря, и своих грамматических норм, выработанных в былые века. (11)Сильный, выразительный и гибкий язык, ставший драгоценнейшим достоянием народа, он мудро устойчив и строг.
(По К. Чуковскому)
Подберите примеры из текста К. Чуковского, которыми можно подкрепить обоснование следующего положения: «Законы грамматики позволяют говорящему построить предложения так, чтобы они выражали мысль полно и развернуто». Используйте свои знания об однородных членах предложения.