Криминалистических экспертиз
Формулирование вопросов эксперту – достаточно ответственный этап при назначении любого вида экспертизы. От правильности постановки вопросов, от их последовательности зачастую зависит дальнейший ход расследования. Возможны случаи, когда проведение одной экспертизы исключает другую (исследование ножа на предмет относимости его к холодному оружию, может исключить возможность проведения дактилоскопического исследования, проводимого с целью обнаружения на указанном ноже следов папиллярных линий).
Сегодня в криминалистической литературе, можно встретить различные рекомендации, соблюдение которых позволяет достаточно грамотно ставить вопросы перед экспертом. Все эти рекомендации сводятся к нижесле-дующему:
1. Назначая конкретную экспертизу по конкретному объекту, следователь или дознаватель должен понимать, какую цель преследует данным действием (идентифицировать следообразующий объект, установить свойства объекта в определённый момент времени и т. д.).
Недопустимо бессмысленное переписывание всего возможного перечня вопросов по определённому виду экспертизы. Решение вопросов, не имеющих значение для материалов дела, может привести к напрасной трате экспертного времени.
Если следователь преследует несколько целей, которые могут исключить друг друга при производстве экспертизы, то прежде чем проводить такое исследование, необходимо расставить приоритеты и определить ценность получаемой информации, исходя из имеющейся следственной ситуации. Например, обработка азотнокислым серебром листа бумаги для выявления невидимых потожировых следов папиллярных линий существенно снижают возможности копировально-диффузного метода, используемого для восстановления угасших записей на этой же бумаге. В данном случае следователь либо дознаватель должен определить, какая графическая или дактилоскопическая информация более ценна как доказательство в данный момент времени.
Не следует забывать и о «надежности» используемых методов. Например, по обстоятельствам дела известно, что угасший со временем текст на листе бумаги был выполнен автором год назад, соответственно, следы папиллярных линий на этой же бумаге были также оставлены год назад. В данном случае, вероятнее восстановить угасшие записи, нежели обнаружить следы папиллярных линий. Учитывая, что графическая информация может быть использована для идентификации личности, следовательно, ей и стоит отдать предпочтение.
2. Следователи либо дознаватели должны знать перечень вопросов, решаемых различными видами экспертиз, а также пределы компетенции экспертов в конкретных областях знаний.
Например, относимость ножа к холодному оружию – вопрос, решаемый одноименной экспертизой. Соответственно, в качестве эксперта, способного решить данный вопрос, будет выступать лицо, обладающее правом производства экспертизы холодного оружия. Но, если есть необходимость решить вопрос об идентификации ножа по оставленному им на материальном объекте следу, то необходимо назначить трасологическую экспертизу с привлечением эксперта в соответствующей области.
3. Для определения возможностей судебной экспертизы по конкретному объекту, для формулирования вопросов эксперту, а также для соблюдения определённой последовательности при их разрешении необходимо привлекать сотрудников экспертных учреждений, либо сведущих лиц, не состоящих в штате учреждений и специально приглашенных для производства экспертизы.
Следует помнить, что формулировку вопросов эксперт самостоятельно менять не вправе, но он может, если формулировка запутана, указать, как их понимает.
4. Вещественные доказательства (с момента их изъятия и до предостав-ления на экспертизу) должны храниться с соблюдением правил, исключаю-щих их изменение, повреждение или утрату. При этом сроки хранения объектов биологического происхождения (пищевых продуктов и т. п.) должны быть минимальными.
5. В распоряжение эксперта должны быть предоставлены в необходимом объёме доброкачественные сравнительные образцы, соответствующие исследуемым объектам по возможно большему количеству свойств (включая время, условия происхождения и т. п.).
6. При формулировании вопросов, которые предстоит решить эксперту, их следует конкретизировать наряду с объектами исследования, не допуская вопросов, не вытекающих из обстоятельств дела.
7. В материалах, направляемых на экспертизу, должны содержаться сведения, касающиеся обстоятельств обнаружения, фиксации и изъятия исследуемых объектов и образцов, а также иные данные, относящиеся к предмету экспертизы. В необходимых случаях в распоряжение эксперта могут быть предоставлены копии протоколов следственных действий или непосредственно уголовное дело.
8. При направлении вещественных доказательств и других материалов дела на экспертизу должны быть соблюдены все правила упаковки и пересылки, обеспечивающие их сохранность, целостность и доставление в экспертно-криминалистическое подразделение в неизменном виде. На упаковке делаются пояснительные надписи. Затем она опечатывается.
9. Если в материалах уголовных дел в качестве вещественных дока-зательств фигурируют поддельные деньги (металлические или бумажные), документы, изготовленные полиграфическим способом, пули, гильзы, патроны со следами оружия, изъятые с мест преступлений, нарезное огнестрельное оружие, следователь обязан в установленном порядке направить их для проверки и постановки на соответствующие крими-налистические учёты.
10. При возникновении затруднений в назначении экспертизы и офор-млении необходимых для её производства материалов следователь может получить консультацию в соответствующем экспертно-криминалистическом подразделении по месту службы[22].